Я слышала однажды, как прабабушка сказала: «А ведь картошка мне жизнь спасла». Её рассказ навсегда врезался в мою память.
В майские дни перед Днём Победы я всегда его вспоминаю. Ведь именно эти события не только изменили жизнь прабабушки, но и определили судьбу её детей, внуков и всех будущих поколений нашего рода.
Когда началась война, прабабушке было немного за двадцать, её дочке годика три. Они жили в подмосковном селе. Осенью 1941 года на пути к Москве немцы пришли в их село.
Всех жителей, в основном женщин с детьми и стариков, согнали на небольшую площадь в центре села. Люди понимали, что их ждёт. Дети плакали, старики молились. Сельчан держали на площади несколько часов, пока немецкие солдаты выносили из их домов продукты и все мало-мальски ценные вещи. Сами разграбленные дома поджигали. Люди смотрели на свои пылающие избы в ужасе и отчаянии, предчувствуя неминуемую гибель.
У кого-то из толпы сдали нервы, послышался пронзительный крик, несколько человек кинулись прямо на вооружённых немцев. Прогремели выстрели. Поднялась паника, люди заметались в стороны. Немцы орали на них, стреляли и спускали собак.
Прабабушка, с поразительным для молодой женщины самообладанием, оставалась на месте, пригнувшись к земле и прикрыв собой дочку. В общей суматохе она выждала подходящий момент, схватила в охапку ребёнка и бросилась в сторону поля. Шансов спастись было очень мало. Но она бежала изо всех сил, не чуя ног, не оглядываясь. Позади слышались крики, выстрелы, лай собак. Каждую секунду она боялась, что немцы вот-вот обнаружат её пропажу и пустятся в погоню. Но она бежала и бежала, падала, поднималась и снова бежала. Впереди она увидела большую яму, куда жители села сбрасывали прошлогоднюю мёрзлую картошку из погребов. Она на мгновение обернулась: никто за ней не гнался. Тогда она прыгнула в яму и скатилась по скользкой картошке на самое дно. Она лежала в яме, крепко прижимая дочку к груди и боясь даже дышать.
Обратите внимание: Бесславная участь датского нейтралитета. История миноносцев типа Dragen.
Ребёнок не издавал ни звука, девочка только смотрела на мать широкими глазами, полными ужаса, и цеплялась маленькими ручками за её плечи.Близилась ночь. Звуки со стороны села становились реже и тише. Они пролежали в яме на картошке до самой темноты. Ночь была холодная, но бабушка не чувствовала холода. В голове стучала лишь одна мысль: только бы не нашли. Когда стало совсем темно и тихо, они выбрались из ямы и осторожно начали пробираться дальше по полю в сторону леса.
Невозможно представить, как молодая женщина с ребёнком на руках шла много километров пешком ночью через лес без еды и воды. Но она сумела добраться до наших и доехать к брату в Москву. Брат, военный, отправил её с дочкой в эвакуацию на среднюю Волгу. Здесь она и осталась после войны, ведь возвращаться было некуда, её села не осталось.
Всю войну она проработала на заводе, снабжавшем фронт боеприпасами. Продолжала работать там и потом, когда завод перевели на мирное производство. Имела звания ветерана труда и труженика тыла. В голодные послевоенные годы родила и вырастила сына и ещё двух дочерей. Все вокруг всегда её любили и уважали за самоотверженность в труде, весёлый нрав и доброе сердце.
Прабабушки не стало, когда я заканчивала школу. Я хорошо её помню. Это была статная, красивая даже в преклонном возрасте, женщина, с широкой улыбкой и искоркой в глазах. Она была сильная, бесстрашная, прямодушная, порой даже немного суровая, но благородная и справедливая. У неё был острый ум и меткий юмор. И главное, что мне запомнилось в ней, это великая любовь к жизни и непобедимый оптимизм. Она часто говорила нам: «Чтобы ни случилось, всегда держи хвост пистолетом!»
В последние годы жизни бабушка очень болела, здоровье было подорвано многолетней тяжёлой работой и войной. Но до самого конца она не теряла присутствия духа и чувства юмора.
Пока прабабушка была жива, каждый год 9 мая мы все приходили к ней в гости. Помню, как я маленькая в нарядном платье и с белыми бантами несла бабуле большой букет тюльпанов. А теперь, когда её уже нет с нами, каждый год 9 мая мы с гордостью несём её фотографию в рядах Бессмертного Полка.
Её старшая дочь всю жизнь мучилась приступами эпилепсии. В родне говорили, что это всё от испуга в детстве. В ту самую ночь, когда они с матерью прятались от немцев в яме с мёрзлой картошкой.
#война #День победы #9 мая #ужасы войны #я помню я горжусь #бессмертный полк #чтобы помнили #победа #1941 #ветераны
Больше интересных статей здесь: Война.
Источник статьи: Картошка и спасение от немецкого расстрела. Реальная история из семейной хроники.