Предыдущую публикацию по данной теме вы можете прочитать по этой ссылке.
“…еще в 1876 году Джордж Смит в своей публикации сообщал о том, что в библиотеке Ашурбанипала в Ниневии был найден “поврежденный текст части версии легенды о Вавилонской башне”…
Этот текст, несомненно, является аккадской версией шумерской легенды о Вавилонской башне, и из нее следует, что события эти произошли не по вине людей, а по вине богов. Люди были только орудием в борьбе богов за власть. В первых строках представленного Джорджем Смитом текста, переведенного заново У.С.К. Боскауэном в “Истории общества в библейской археологии” (том V), указывается имя виновника случившегося, которое, однако, так и не удалось прочитать из-за повреждения таблички. Этот бог вынашивал в сердце “думы недобрые, против Отца Богов (Энлиля) замыслил он зло”. Чтобы исполнить свой коварный замысел, “совратил он людей Вавилона на грех”, убедив их “великое и малое смешать на холме”.
Когда об этом строительстве узнал “господин Чистого Холма” – так в “Мифе о скоте и хлебе” именовался Энлиль, – он “Небесам и Земле молвил… Он вознес мольбу к Господину Богов, Ану, отцу своему; молил он дать ему совет. Тогда же обратил он (сердце? мольбу?) к Дамкине”…
В части текста… которую удалось разобрать, рассказывалось о попытках Энлиля отговорить мятежников от задуманного… В последнем столбце мы читаем, что, “когда богов остановить не смог”, у Энлиля не оставалось иного выбора, как только применить силу. “И их твердыню, башню в ночи до основания разрушил он. И в гневе повелел рассеять их по свету. Он приказал нарушить планы их… Их он остановил” Древний месопотамский писец так заканчивает печальное сказание о Вавилонской башне: из-за того, что они “против богов восстали непокорно, оплакивать пришлось им Вавилон; и были горьки их рыданья”.” (З.Ситчин, “Войны богов и людей”).
С одной стороны, ничто прямо не указывает на то, что приведенная цитата имеет непосредственное отношение к упомянутой волне драматических событий, потрясших громадную территорию. А с другой стороны, никакая здравая логика не мешает нам это допустить… Зато мы получаем некий “универсальный ключик”, позволяющий приоткрыть массу “заветных дверок”…
Во-первых, данная версия мифа о Вавилонской башне переводит акценты с неких “прегрешений” людей на “внутренние разборки” самих богов.
Конечно, легче чувствовать себя безгрешным, хотя полного “снятия вины” и не получится. Как следует даже из данной версии мифа, люди не были простыми сторонними наблюдателями, а принимали живейшее участие в происшедших событиях. Только “вина” их в том, что по крайней мере часть из них выступила в этой “божественной” междоусобице “не на той стороне”…
Во-вторых, именно эта версия мифа о Вавилонской башне связывает воедино многочисленные мифы и предания о т.н. “конфликте богов” (“войне богов”, “борьбе сил добра против сил зла” и т.п.), существующие на всех континентах, не только между собой (здесь они итак явно связаны), но и с последствиями этого конфликта для людей, находящими зримые археологические и исторические подтверждения.
И в-третьих. Ранее мы уже указывали на то, что совокупность мифов о возникновении “разных языков” выводит события мифа о Вавилонской башне за рамки узкой региональной ограниченности. Такое же “преодоление региональной ограниченности” мы получаем и при соотнесении событий упомянутого ранее масштабного “периода хаоса” с “войной богов”, мифы о которой существуют во всех регионах, охваченных этим самым “периодом хаоса”: от Индийского океана до побережья Балтики. Более того, если вспомнить о наличии соответствующего пласта американских мифов о войне между богами – Кецалькоатлем и Уицилопочтли, – то “региональная ограниченность” мифа о Вавилонской башне преодолевается полностью: последствия событий сказались на всем человечестве…
Мы не будем в данной статье останавливаться на теме войны богов. Она не просто большая, она – огромная, и требует даже не отдельной статьи, а полновесного трактата. Тем более, что многие аспекты этой темы уже проанализированы целым рядом исследователей. Желающим автор лишь рекомендовал бы ознакомиться прежде всего с книгой Захария Ситчина “Войны богов и людей” и с соответствующими частями “Тайной доктрины” Блаватской. Автор во многом не разделяет выводов и Ситчина, и Блаватской, но все-таки считает, что именно у них данная тема анализируется наиболее глубоко и интересно…
Здесь же мы лишь вскользь затронем некоторые аспекты конфликта богов. И прежде всего для нас будет иметь значение причина этого конфликта.
Только ли борьба за власть, как это утверждается в приведенной версии шумерского мифа, лежала в основании всего?.. Последствия заставляют сильно усомниться в этом.
Если борешься за власть, то подразумевается, что после этого будешь властвовать над кем-то, и это будет тебе что-то давать. Тогда какой смысл в таком тотальном разрушении (по крайней мере всей системы хозяйствования), которое наблюдается в Европе и Индии (а по некоторым косвенным данным – и в Америке)?.. Очень маловероятно для столь обширных регионов, чтобы это было результатом лишь “досадной случайности войны”…
Если “вина” людей сводилась лишь к их поддержке одной из противоборствующих сторон, то победившей противоположной стороне также не было никакого смысла в этом тотальном разрушении, – достаточно лишь “примерно наказать виновных” или “просто” уничтожить их. Ведь даже войны на уничтожение XX века (автор имеет в виду политику фашистской Германии) не сопровождались полным уничтожением экономики.
Автор склонен согласиться с выводом Блаватской о том, что за борьбой “добра” со “злом” стояли прежде всего глубочайшие мировоззренческие (а следовательно, и идеологические) разногласия. И это была не просто борьба за власть, а жесточайшая “гражданская война” представителей двух антагонистических идеологий за господство, война на истребление противной стороны.
По Блаватской (не вдаваясь в подробности): одна сторона сделала ставку на познание (сегодня бы мы сказали, на интеллектуальное или научное познание), а другая – на веру.
Обратите внимание: Круглые озера и болота на Земле оставила война богов?.
Результат в общем-то известен: победили те, кто ставил на веру. Естественно, что победитель именно себя объявил “добром”, а побежденного “злом”. Вряд ли он поступил бы иначе… В результате в мифологии и сложилась парадоксальная, на первый взгляд, ситуация: “злые боги и Змии (Драконы)” дают людям знание, а “добрые боги” призывают людей к слепой вере. Недаром даже в том же Ветхом Завете т.н. “первородный грех” человека сводится к нарушению запрета “доброго” бога и вкушению плодов “древа познания”, на что Адама и Еву толкает “злой” Змий… (Подробнее на эту тему все-таки см. Блаватскую.)Автор вполне понимает, что затрагивая тему “добра” и “зла” в таком аспекте, вызывает в свой адрес явное неудовольствие приверженцев веры. Однако без этого нельзя разобраться в том запутанном клубке внешних противоречий мифологии, в котором боги предстают то в виде добрых и благосклонных помощников людей, то требуют от них беспрекословного слепого подчинения, жестоко карая за малейшую провинность.
На деле же более внимательный взгляд способен выявить в этом “клубке противоречий” довольно ярко выраженную хронологическую последовательность двух вполне самостоятельных пластов.
Первый пласт связан с т.н. богами-цивилизаторами. Именно они помогают человечеству преодолеть последствия Потопа, обучают ремеслам и дают основные знания. Другой же пласт мифов ставит акцент на предназначении людей служить богам. Как видим, мотивация в этих двух пластах имеет прямо противоположную направленность. При этом второй пласт начинает доминировать именно в более поздних (!) мифах. И именно “подход Блаватской” (назовем его условно так) позволяет логично объяснить такую странную последовательность двух пластов мифологии и противоречивые требования богов (то они сами дают людям знания, то запрещают ими пользоваться под угрозой наказания вплоть до смерти; сначала запрещают человеческие жертвоприношения, а затем наоборот – начинают требовать как можно больше крови и т.п.).
Следует отметить, что здесь автор опирается преимущественно именно на более ранние варианты мифов и преданий, а не на более поздние, которые явно носят следы “идеологической корректировки”…
Но вернемся к теме…
Итак, “первая волна” богов дает людям “джентльменский набор” цивилизации. Дает вместе с определенными знаниями, в число которых входит и пиктографо-иероглифическая письменность. Но чем в таком случае является письменность?.. Она оказывается чем-то большим, нежели просто “умением писать и читать”, и даже большим, нежели средством коммуникации. Она оказывается ключом к знаниям самих богов!!! Именно таковой неизбежно должна была стать универсальная, понятная всем письменность, которую боги передают людям вместе с другим знанием. Письменность, которая является “языком” богов!!!
И если “первая волна” богов явно стремится добиться подъема человеческой цивилизации до своего уровня (своего рода “прогрессорская деятельность”, хорошо описанная Стругацкими) и не видит в этом ничего “плохого”, то у “второй волны” на это прямо противоположный взгляд. Стремление людей приобрести “знание богов”, подняться “до уровня богов”, “сравняться с богами” и т.п. в глазах “второй волны” богов представляется как покушение на их монополию, на их власть над людьми. Так чем же это может называться на их языке как не “прегрешением” и “гордыней”?.. Не правда ли, тот самый мотив, который мы видим в более поздних (в т.ч. и в библейской) версиях мифа о Вавилонской башне?!.
Вот и причина для тех глобальных драматических изменений IV тысячелетия до н.э., о которых мы упоминали ранее!.. Перед богами “второй волны”, победивших в междоусобных разборках представителей “первой волны”, в отношении человечества стояла задача не просто “наказать виновных”, а заставить изменить все свои мировоззренческие установки, заставить превратиться из “младшего брата” в “слугу”, – “поставить на место зазнавшихся мартышек”, посягнувших на то, чтобы подняться до уровня Неба, с которого пришли сами боги.
И насколько не был бы неожидан такой вывод, но именно в этом автор склонен видеть причину “перехода” человечества от пиктографо-иероглифической письменности, основанной на смысловой наполненности символов, к иероглифической (в дальнейшем – алфавитной) письменности на фонетической основе.
Казалось бы, причем здесь вообще такая “мелочь” как письменность!?.
Но не спеши, читатель… Всему свое время. Разберем по полочкам… (А. Скляров)
Продолжение следует...
Изображение взято с сайта: https://wtfbabe.files.wordpress.com/2016/06/gods-of-egypt-10-sc-facing-the-tower-wtf-watch-the-film-saint-pauly.jpg?w=1296&h=532#история #культура #древние цивилизации #андрей скляров #письменность #древний мир #древняя история #война богов #мифология #вавилонская башня
LAH.RU - Вавилонская башня - рекордсмен долгостроя (часть 2)
Больше интересных статей здесь: Война.
Источник статьи: Знание или вера: в чём причина мифической войны богов.