«Киборги» (2017) – несмешной обзор

Честно, собирался посмотреть, чтобы позубоскалить, так как украинский кинематограф подарил нам много замечательных комедий: «Гвардия», «Гвардия-2», «Черкассы»… я не ожидал, что увижу что-то более-менее стоящее в фильме «Киборги», рассказывающем о героической обороне здания донецкого аэропорта отважными украинскими воинами в 2014 году. Но дело в том, ребята, что фильм, к моему глубокому изумлению, оказался качественным. «Да он обалдел!» - могут возмутиться ура-патриоты. – ««Ополченочку», он, значит, обругал, а «Киборги», по его мнению, хороший фильм?!» Стоп, ребятушки. Я не сказал «хороший», я сказал – «качественный», это немного другое. Значит ли это, что я рекомендую фильм к просмотру? Категорически – нет. Я бы даже запретил его к показу на территории нашей страны. Ибо людям с размягчённым сознанием вредоносная начинка фильма вполне может пустить в мозг свои метастазы, и данный зритель с невысоким интеллектом вполне может проникнуться сочувствием к героям фильма и согласиться, что у них-то – своя правда.

Тем, кто заскучал, рекомендую дальше не читать, чтобы не портить себе настроение политическим дискурсом, а пойти и почитать что-нибудь весёлое, у меня процентов 90 кинообзоров написано со смехом и на позитиве. Душа ждёт смешного украинского фильма? Обещаю, завтра-послезавтра оформлю, их есть у меня.

О чём фильм? О солдатском братстве, о настоящих мужчинах и патриотизме. Сразу оговорюсь: с первых кадров было заявлено, что экранные киборги воюют с Россией, поэтому полностью проникнуться фильмом не получается, просто ты смотришь на врага его глазами, ни на секунду не забывая, что перед тобой - враг. Самое странное, что автор сценария «Киборгов»… женщина?! Та самая Наталия Ворожбит, что написала сценарий для чернушного сериала «Школа»?! Простите, но вот здесь – не верю. Ну откуда женщине иметь представление о боевом братстве?! Сценарий очень тщательно продуман, мне даже кажется, что над ним работали профессиональные психологи. Паранойя? Вполне может быть, но если Наталия справилась со сценарием самостоятельно, аплодирую ей стоя – на Украине появился профессиональный сценарист.

Ну что же, перейдём к тому, за что у меня «глаз зацепился». Смотрите: все в фильме спилкуются на мове, но некоторые, как, например, персонаж с позывным «Суббота», для разнообразия говорят только по-русски. И это далеко не небрежность, это сознательно вставлено в фильм! Вспомните «Гвардию» - в первой части все говорили строго по-русски, а во второй, вышедшей двумя годами позже, все внезапно стали свидомыми! Тут же мы как бы видим: никто не против того, на каком языке ты говоришь, с этим нет никаких проблем! Жаль, что россияне в это не верят: злой Соловьёв придумывает и распространяет лживые байки про каких-то языковых омбудсменов на Украине.

Дали про мову. Один из киборгов с позывным «Мажор» с уважением отзывается о Гоголе. Тут же другой, с позывным «Серпень», говорит, что Гоголь писал на русском, поэтому он – предатель. В итоге спора персонажей зрителю в голову закладывается мысль, что неважно, на каком языке писал Гоголь, главное, что он любил и прославлял Украину. Оно всё бы ничего, но тот самый Серпень по сценарию – кто бы вы думали – учитель истории! Учитель истории, считающий Гоголя предателем! Вот это поворот! Это красноречиво говорит об уровне образования на Украине! И потом этот «историк» ещё утверждает, что история России – насквозь фальшивая и искусственно придуманная! Украинский зритель жадно это впитывает, а российский с грустью понимает, что пока древние укры в поте лица ложками выкапывали себе Чёрное море, наши бездельники-историки выдумывали разгром шведов под Полтавой, переход Суворова через Альпы, разгром наполеоновской армии…

Кстати, Серпень презирает Гоголя за русскоязычные произведения, а вот к Субботе, который ни слова не говорит по-украински, он относится абсолютно лояльно! Что это – киноляп или Серпень не настолько уж и отважный киборг, для того, чтобы высказать своё неудовольствие в лицо вооружённому товарищу?

Из спора Мажора с Серпнем становится ясно, что Серпень – националист. Мажор совсем молод, и он считает, что вышиванки, казачество, с которыми носятся националисты – это всё «нафталин». В итоге Серпень выдаёт мудрую мысль, что, если бы не этот нафталин, не было бы Украины. В этот момент украинский зритель впитывает мысль, что, по сути, национализм – это благо, а российский зритель вспоминает, что украинский национализм, на минуточку, это не только красивые распашонки, но и прославление легиона СС «Галиция», а также фашистские факельные шествия по украинским городам, про которые в фильме скромно умалчивается. Да и про батьку Бандеру в течение всего фильма как-то стыдливо не упоминается.

Следующий вопрос, на который фильм не даёт внятного ответа – так с кем же воюют славные киборги? С первых кадров утверждается, что в 2014 году российская армия вторглась на территорию Украины. Киборги постоянно повторяют мантру, призванную вдолбить эту мысль в головы зрителей: «Зачем они пришли на нашу землю?» И тут же – вот сюрприз! – они говорят, что сражаются с… «сепарами»! А «сепары», друзья мои, это отнюдь не российские войска, это местные жители, которые не приходили ни на чью землю, они там всегда жили! А вот киборги, как раз, пришли на их землю для того, чтобы убивать! Причём, убивать как самих «сепаров», так и их детей! (Правда, украинского зрителя не проведёшь: он-то знает из телевизора, что сепары сами убивают своих детей, женщин и стариков, лишь бы опорочить честное имя киборга).

Один персонаж спрашивает другого, бывалого: «А каково это – убивать людей?» На это его коллега отвечает: «А я не думаю, что они люди». Важный момент. Этот фильм – он не для нас, он для тех, кто должен поддаться на агитацию и в патриотическом порыве поехать убивать на Юго-Восток. Это не просто сцена, а инструкция, как проще относиться к тому, что тебе придётся убивать людей. Именно для этого украинцам прожужжали все уши, что на Юго-Востоке нет людей, там сплошной биомусор, алкоголики, наркоманы и российские оккупанты. Этот процесс по-научному называется «расчеловечивание противника». И вы будете утверждать, что какая-то домохозяйка сама написала этот сценарий? Да бросьте!

Хотя, в то же время, в «Киборгах» мы не видим той ошибки, что была допущена как в «Гвардии», так и в «Ополченочке» - враги показаны не карикатурными гоблинами-маргиналами, а вполне себе персонажами с человеческими лицами. Когда ты видишь карикатурный образ врага в кино, ты не воспринимаешь всерьёз и сам фильм. Но, всё равно, ополченцы представлены извергами, пытающими своих пленных, а также стреляющими по всему, что движется, даже если это их солдат, которому удалось вырваться из плена.

Есть в фильме эпизод, в котором персонажи раскрывают свою мотивацию, почему они здесь, за что воюют. «Посмотришь вокруг, такое всё несчастное, и обидно становится – что ж нам жить не дают! То власть, то соседнее государство!» Дааа, особенно соседнее государство! Ладно, 2014-й, когда у «соседнего государства» терпение лопнуло, но до этого, двадцать три года чем оно мешало? Оно подарило вам независимость со всеми фабриками, заводами и прочими бонусами! И всё это было разбазарено – кто виноват, опять соседнее государство?! Отвечать не надо, мне всё предельно понятно, вопрос риторический.

Ещё этот персонаж заявил, что его тошнит, когда «братские народы» диктуют им, что делать. Да никто не диктует, просто вы самостоятельно принимаете решения, а потом разгребаете их последствия! Ребята, СССР в далёком прошлом, нянчиться с вами больше никто не обязан, сами, сами!

Есть эпизод, в котором украинский генерал со скорбным лицом отчитывает киборгов, что те открыли ответный огонь по наступающим сепарам, и тем самым – о, ужас! – нарушили Минские соглашения. Зрителю дают понять, что на самом-то деле украинская сторона делает всё для восстановления мира, но сепары сами нарушают все договорённости и соглашения. Да о чём говорить, если сам президент Украины плевал на эти договорённости. А фильм пытается сохранить хорошую мину при плохой игре.

Боевые сцены в фильме – не главное, в нём основное внимание уделяется диалогам и рассуждениям, призванным направить сознание зрителей в нужном направлении.

Сценарий неплох, но лично я увидел в нём одну ошибку. В начале фильма показывают сцену, в которой командир говорит киборгам: «Нам, скорее всего, каюк, если кто-то захочет уйти – не держу». И начинает спрашивать их мнение, называя позывной каждого. Зритель невольно запоминает эти позывные. И далее действие откатывается на несколько дней назад, рассказывая предысторию, как они докатились до жизни такой. И что получается: зритель абсолютно не переживает, например, за Мажора, когда тот попадает в смертельно опасную ситуацию, потому что прекрасно помнит, что тот через несколько дней будет жив и здоров. Если эта сцена была так нужна в фильме, можно было просто не озвучивать позывные, лица же, показанные пару секунд в начале фильма, запоминаются гораздо меньше.

Повторюсь, в фильме достаточно крепкий сценарий, качественная мрачная картинка, создающая атмосферу, отличная игра актёров. Но морально неподготовленным любителям сериалов телесайта «Домашний» не смотреть ни в коем случае.

Тут, кстати, меня обвинили в том, что я готов изгадить любой фильм ради хайпа. Эта статья – доказательство моей объективности. Казалось бы, чего проще – выдавливай из себя шутейки про «киборгов-гробиков», и дело в шляпе! Нет, ребята, если фильм обладает какими-то достоинствами, я честно так и пишу, несмотря на то, что он представляет собой не что иное, как вражескую пропаганду.

Ну да ладно, как поёт «Дискотека Авария»: «Ты прости, старик, что мы тебе тут по ушам наездили, пойдём, займёмся популярными песнями!»

Спасибо за внимание!

Каталог всех кинообзоров (здесь интересно!)

Постер для статьи взят с сайта kinopoisk.ru, также статья содержит кадры из фильма «Киборги» (2017).

#кино #украина #киборги #война на донбассе #война на украине #галопом по кино #политика

Больше интересных статей здесь: Война.

Источник статьи: «Киборги» (2017) – несмешной обзор.

Система комментирования SigComments