История начала электрификации Ленинград-Финляндского направления с 1951 по 1962 гг

Впервые вопрос о запуске электропоездов для перевозки пассажиров в пригородном сообщении Карельского перешейка был поднят в 30-е годы. Но тогда она не была решена по многим причинам технического, оборонного и политического характера. Вернуться к нему удалось только после Великой Отечественной войны.

На северном побережье Финского залива есть красивые озера и леса. Это было идеальное место для отдыха ленинградцев. Сразу после войны в этом районе началось строительство санаториев, домов отдыха и пионерских лагерей. В районе Ушково, Серово и Смолячково планировалось создать пионерскую здравницу «Северный Артек». Во второй половине сороковых годов в этом районе ленинградцы стали размещать сады и дачи.

Кроме того, на перешейке было много памятных исторических мест, связанных с деятельностью Владимира Ильича Ленина, которые привлекали большое количество туристов со всего Советского Союза и из зарубежных стран.

Превращение перешейка в масштабную рекреационную зону предъявляло высокие требования к пригородному железнодорожному транспорту как наиболее успешному способу перевозки пассажиров. Было очевидно, что существующее локомотивное движение не сможет удовлетворить растущие потребности горожан. Энергия пара должна была быть заменена электроэнергией.

Через полтора года после окончания Великой Отечественной войны, 30 ноября 1946 года, Совет Министров СССР принял Постановление № 2566, обязывающее Министерство путей сообщения приступить к коренному улучшению пассажирских перевозок в пригородной зоне. Ленинградский и Московский узлы. Основное внимание уделялось участку Ленинград — Терийоки — Тюрисевья (ныне Зеленогорск и Ушково соответственно).

В рамках электрификации первого участка Ленинград — Зеленогорск протяженностью 50 километров с напряжением 3000 вольт постоянного тока также было спроектировано новое депо с несколькими агрегатами. Этот проект был утвержден приказом МПС от 27 октября 1947 года.

Дата начала строительства была указана как 1948 год. Линия должна была быть введена в эксплуатацию в 1949 году. Однако работы по строительству депо затянулись. Фактически строительство здания депо началось в октябре 1950 года. При этом в конце года под строительство других организаций была освобождена лишь часть территории. Полностью территория была освобождена только в сентябре 1951 года.

Для изучения новой техники 10 ноября 1950 года были спущены на воду первые две трехвагонные электрические секции Ср No. 607 и 608 доставлены в стояночный многовагонный депо с объекта.

Ускоренными темпами шла электрификация участка Ленинград — Зеленогорск. Работы начались во второй половине 1950 года. Пуск электропоездов был намечен на первое воскресенье августа – 4 августа 1951 года – на День железнодорожника.

4 августа 1951 года в 01:30 энергоузел дал команду на подачу питания в контактную сеть. Через 20 минут первый поезд вышел с перрона Финляндского вокзала на пробный рейс под управлением машиниста Н.А.Арсеньева.

Обратите внимание: Голод. Ленинград. Как было на самом деле.

В этот же день был введен в действие обычный план движения, который обеспечил работу четырех пар, в том числе шестивагонных пар КП №№ 688+689, 705+706, 708+707, 709+710.

Первый поезд Ср 708+707 на станции Зеленогорск, 4 августа 1951 г
Одно из первых соединений Ср 709+710, открывшее движение 4 августа 1951 года на участке Ленинград-Зеленогорск.

Всего суточный график был рассчитан на 13 пар поездов, следующих до станции Зеленогорск.

Электропоезд из секций Ср 709+710. Ленинград - Финляндия, 1952 г. Исходник на снимке.

Хотя открытие движения электропоездов состоялось 4 августа, приказ об организации новой многозвенной тяговой роты был подписан только через 4 дня. 8 августа 1951 года начальник Октябрьской железной дороги М. Осинцев издал приказ, в котором говорилось:

1. Организовать в составе дороги, расположенной у станции Ленинград-Товарный-Финляндский, автобазу первой категории (ЭД-2)...

 2. Начальнику планового отдела, тов. Круглову обеспечить автомагистрали станции Ленинград-Товарный-Финляндский. необходимыми средствами и контингентом рабочей силы в соответствии с оперативным планом и выделить средства за счет заграничных вложений на приобретение дорогостоящего оборудования.

1951 год официально считается датой открытия Ленинградско-Финляндского картинного картофелефабрики. Но в конце 1952 года строительство депо еще не было завершено. Приказом начальника № 273 от 16 декабря 1952 г было разрешено организовать в новом депо осмотр участков.

Первые партии SR поступали в депо прямо с завода в Риге. Первоначально пригородные поезда состояли из двух секций по три вагона. Но поскольку пассажиропоток на финском направлении рос достаточно быстро, с лета 1952 года в депо стали формироваться девятивагонные поезда.

Перечень составов электрических секций приведен в справочном разделе в конце данной статьи.

16 сентября 1952 г электрифицирован участок Ланская - Сестрорецк - Белоостров протяженностью 37 км.

Электропоезд Ср 1010+1009. Станция Белоостров, 1955 г. Источник указан на снимке.
Девятвагонный электропоезд из участков СП 898+764+888 на Ланской - конкретный участок, 1957 год. Источник указан на фото.

В феврале 1954 г финский филиал начал получать новые электрические секции типа СР3. За некоторыми исключениями, все они уже были сформированы в поезда из девяти вагонов.

Электроцех Ср3 1305 Ленинградско-Финляндского депо, 1954 г

В 1954 г был электрифицирован участок Ушково-Рощино протяженностью 4 км.

Первые грузовые электровозы на смену паровозам поступили в Финляндию летом 1957 г. 31 июля 1957 г прибыли два ВЛ22М-1291 и 1296. Согласно большинству источников, первым в депо прибыл 1291.

В 1957 году началось строительство электрифицированной ветки на Всеволожск. Торжественное открытие участка Ленинград-Мельничный Ручей состоялось 20 мая 1958 года.

В 1958 году началась электрификация Приозерского направления. 29 июля 1958 года первый электропоезд Ср 768-767-769 прошел по участку Ленинград-Финлядский - Пери протяженностью 36 километров. 17 января 1959 года электрификация пришла из Пери в Васкелово, а 16 августа 1958 года из Васкелова в Сосново.

Весной 1961 года на финское отделение с завода в Риге стали поступать новые электропоезда ЭР1 под номерами 169 и 172. Летом прибыли 178 и 186 из других локомотивных депо Советского Союза.

В то же время началась массовая передача старых участков типа СР на другие железные дороги СССР.

ЭР1-248 сдача апрель 1962 года. Первая половина шестидесятых годов. Источник на картинке.
Электропоезда ЭР1 и ЭР2 на Финляндском вокзале, 1975 г

Справочные данные.

Список электропоездов с картинки Картошка Ленинград - Финляндия.

Ср., 58 секций (11.1950 - 08.1963)

580 581 607 608 679 682 688 689 691 692 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 719 761 762 763, 764, 765, 766, 767, 768, 769, 770, 765, 766, 767, 768, 769, 7771, 777, 777, 777, 777, 777, 777, 777, 777, 777, 777, 777, 777, 777, 777, 777, 777, 777, 777, 777, 777, 777, 777, 777, 777, 767, 767, 767, 777, 777, 777, 767, 766, 767, 767, 76, 7 , 776, 777, 781, 884, 885, 888, 889, 894, 895, 896, 898, 905, 906, 1009, 1010, 1011, 1012, 1016, 1016.

Состав из шести автомобилей:

580+581, 607+608, 679+682, 688+689, 691+692, 705+706, 707+708, 709+710, 711+712, 713+714, 715+716, 7,6+716 766 , 774+775, 776+777, 805+906, 894+895, 898+888, 1009+1010, 1011+1012, 1013+1016.

Состав из девяти автомобилей (с 1952г.):

761+762+763, 764+888+898 (с 1953 г. 888+764+898), 768+767+769, 771+772+773, 884+889+896.

Ср. 3126 секций (02.1954 - 02.1966)

1242, 1243, 1244, 1245, 1246, 1247, 1248, 1249, 1268, 1269, 1270, 1271, 1272, 1273, 1274, 1275, 1276, 1277, 1278, 1279, 1280, 1281, 1282, 1283, 1284, 1279, 1280, 1281, 1282, 1283, 1284,. 1284, 1284, 1284, 1284. 1285, 1286, 1287, 1288, 1289, 1290, 1291, 1292, 1293, 1294, 1295, 1301, 1302, 1303, 1304, 1305, 1306, 1307, 1308, 1303, 1304, 1305, 1306, 1307, 1308, 1303, 1304, 130, 1306, 1301 1311, 1312, 1313, 1318, 1318, 1318, 1318. 1319, 1320, 1321, 1322, 1323, 1405, 1406, 1407, 1427, 1429 , 1437, 1438, 1439, 1477, 1485, 1506, 1507, 1438, 1439, 1477, 1485, 1506, 1507, 1438, 1439, 1477, 1427, 1429, 1437, 1438, 1439, 1407, 1427, 1427, 1429 , 1429, 1437, 1438, 1438, 1407, 1427, 1427, 1427, 1429, 1437, 1438, 1408, 1407, 1407, 1427, 1427, 1427, 1429, 1429, 1437, 1438, 1408, 1407, 1407, 1427 1427, 1509, 1510, 1511, 1512, 1513, 1514, 1515, 1515. 1644, 1645, 1646, 1647, 1648, 1649, 1650, 1651, 1652, 1653, 1654, 1655, 1656, 1657, 1658, 1653 , 1654, 1655, 1656, 1657, 1658, 1653, 1654, 1655, 1656, 1651 1661, 1662, 1663, 1664, 1665, 1666, 1 667, 1668, 1668, 1668 1669, 1670, 1674, 1677, 1698, 1699, 1700, 1701, 1702, 1703, 1704, 1705, 1707, 1701, 1702, 1703, 1704, 1705, 1707, 1701, 1702, 1703 , 1704, 1705, 1707, 1701, 1702, 1703, 1701, 1711, 1712, 1713, 1714, 1719, 1720, 1721, 1722, 1723, 1723, 1723, 1723. 1724.

Состав из шести автомобилей:

1245+1249, 1278+1279.

Состав из девяти автомобилей:

1242+1243+1244 1246+1247+1248 1268+1269+1270 1271+1272+1273 1274+1275+1276+1287+1288 1288 1289+1290+1291 1291 1293+1294+1295 1301+1302+1302+1302+1302 +1309+1310 1311+1312+1313 1318+1319+1310 1322 +1323 1405+1406+1407 1437+1438+1439 1506+1507+1508 1644+1645+1646 1647+1648+1644 1650+1645+1646 1647+1648 +1649 1650+1645+1652 1647 1647+1648+164108 1644+1645+1646 1647+ +1655 1656+165 , 1659+1660+1661, 1662+1663+1664, 1665+1681+61717,61717,1617 1677+1663+1698+172+17,272+172+17.

 ЭР1, 44 десятивагонных поезда (04.1962 - 11.1989).

07, 10, 21, 22, 23, 24, 25, 36, 65, 66, 83, 107, 110, 111, 114, 115, 136, 137, 150, 160, 169, 71, 77, 77 7, 71 186, 197, 242, 243, 244, 245, 246, 247, 248, 249, 250, 251, 252, 253, 254, 255, 256, 257, 258.

При написании статьи использовались материалы сайта perecheek.narod.ru .

Спасибо за внимание.

Больше интересных статей здесь: СССР.

Источник статьи: История начала электрификации Ленинград-Финляндского направления с 1951 по 1962 гг.

Система комментирования SigComments