Это было очень «горячее» время, оно дало «шанс» правительствам реально ощутить, простите за выражение, на своей собственной шкуре панический страх, ужас, шаги – на погибель цивилизации

56 лет назад - в 1962 году - СССР и США были в шаговой доступности от начала ядерной войны. Эти 2 недели нервного напряжения, взаимных угроз, ультиматумов, ракетных гонок позже в СССР назвали Карибским кризисом. Это было очень «горячее» время, оно дало правительствам «шанс» реально ощутить, простите за выражение, на своей шкуре панический страх, ужас, шаги навстречу гибели цивилизации, созданной их же руками.

Что же стряслось?

1961 г. США, продолжая окружать Советский Союз своими военными базами, установили в Турции ракеты средней дальности - РСД. За очень короткое время полета эти ракеты могут поразить запад СССР, Москву, другие города и крупные промышленные центры. Это парализовало бы ответные действия советских ракетных войск. Они просто не смогли бы ответить на ракетный удар. СССР ничего не оставалось, как в ответ установить свои ракеты на Кубе.

В 1960 году расстановка СЯС была следующей: США имели в этом большое преимущество. У них 6 тысяч боеголовок, в СССР - триста.

Затем в 1961 году США развернули в Турции пятнадцать RRM, способных преодолевать расстояние до 2400 км. К концу 1950-х IRM технологически превосходили межконтинентальные баллистические ракеты (МБР). У них был существенный недостаток – по своим техническим параметрам они не могли постоянно находиться в боевом положении. Большой плюс с РСД - малое время полета - менее 10 минут.

Фидель Кастро регулярно просил руководство СССР об оказании военной помощи. Этим решили воспользоваться, сообщили об агрессивных действиях США и предложили кубинскому руководству ввести на их территорию войска и разместить установки с ядерными ракетами, нацеленными на США. Согласие командующего получено. 10 июня министр обороны Советского Союза Р. Малиновский представил в ЦК КПСС оперативный план передислокации воинских частей, боевой техники, вооружения, в том числе ракет различных типов, судами.

Получив «четкий сигнал» от высшего политического руководства, Минобороны и МИД начали секретную передислокацию армейских соединений на остров Свободы.

Помимо ракет, в состав Группы советских войск на Кубе (ГСВК) входили также вертолеты, танки, бомбардировщики и зенитные комплексы. Туда двинулась мощная эскадра ВМФ. В ГСВК служило более пятидесяти тысяч солдат и офицеров.

Летом 1962 года Генштаб разработал секретную операцию - Анадырь. Они всячески пытались запутать американцев в назначении и характере товара. До сведения чиновников, технических работников и других лиц была доведена информация о том, что на Чукотку идут суда. Чтобы этот «маскарад» выглядел правдоподобно, к причалам подгоняли поезда с товарами — зимней одеждой. Все было доставлено в 6 разных портов от Североморска до Севастополя на 85 кораблях. Никто из капитанов не знал абсолютно ничего о грузе и направлении движения. Перед отплытием им дали конверт - вскрыть у замполита. На бумаге указано: плыть - на остров Свободы, в обход НАТО. Вроде бы все в порядке, но ракеты на кораблях не удалось замаскировать от американской воздушной разведки.

В начале августа на Кубу стали прибывать первые транспорты ракет, быстро устанавливаемые на западе, востоке и в столице.

4 сентября президент сообщил Конгрессу, что на Кубе нет советских ракет. На самом деле позиции для них строились ускоренными темпами. Кеннеди, то разрешил разведывательные полеты U-2, то запретил их. Боялся, что ПВО собьют. Но все же 14 октября эти полеты возобновились. Американцы забеспокоились. Русские что-то замышляют. В этот день пролетел U-2 и сделал аэрофотосъемку значительной части Кубы. На авиабазе пилот передал пленку агенту Центрального разведывательного управления (ЦРУ). По некоторым фотографиям было видно, что на острове уже стояли РСД Р-12. Об этом сообщили в военном ведомстве. Затем об этих снимках стало известно главе государства. Он немедленно приказал усилить разведывательные полеты.

Имея доказательства ракет на Кубе, лидер США проводит секретное заседание Совета национальной безопасности. Разрабатываются меры по нейтрализации советской угрозы - подрыв ракет, полномасштабная войсковая операция (ПМВО) или морская блокада острова (Флот).

уничтожение ракет не приветствовалось. Дипломатические усилия не учитывались. Решили - ультиматум плюс ВМБ или ПМВО. Командиры с большими звездами, почувствовав запах пороха и крови, спешат ввести армейские части. Началась передислокация войск во Флориду. Понимали ли США, что по их десанту может быть нанесен ядерный удар с трудно предсказуемыми последствиями? Они поняли и «не победили лихорадку». В то же время Конгресс дает право (27 сентября 1962 г.) руководителю страны использовать вооруженные силы против Кубы. Более того. Конгресс предлагает (4 октября) начать боевые действия силами ОАГ. Но Кеннеди не был в восторге от планов вторжения. Он считал, что Советы могут не проявлять милитаристской активности на Кубе, но они могут отыграться в Берлине, и это продолжение противостояния. Остается только одно - военно-морская база.

18 октября лидер США встретился с министром иностранных дел СССР Громыко. Министр категорически отрицал наличие на Кубе какого-либо оружия. Об этом говорил и представитель ГРУ Г. Большаков, участвовавший в негласных переговорах с главой Минюста Р. Кеннеди.

19 октября американская воздушная разведка зафиксировала дополнительные позиции советских ракет, крылатые ракеты были нацелены на Флориду. Также были сфотографированы несколько истребителей.

20 октября американцы решают создать военно-морскую базу. Точнее, это дело называется «карантин». Потому что блокада в международных отношениях - неотъемлемая часть войны. "Карантин" - это не запрет на морские перевозки, в данном случае это препятствие для доставки оружия на Кубу. Они боятся осуждения мирового сообщества. Если они вводят блокаду, они объявляют войну.

19 октября поступают новые фотосвидетельства — еще 4 ракеты готовы к действию. Некоторые армейские соединения, в том числе стратегические бомбардировщики, были приведены в боевую готовность № 1. 22 октября глава государства выступил с телеобращением к народу Америки и советскому правительству. В нем он заявил о наличии советских ракет на Кубе. Он объявил «карантин» (зона в 500 морских миль вокруг побережья Кубы) для поставок оружия из Советского Союза. Он предупредил, что флот будет противодействовать движению советских кораблей.

Хрущев ответил, что блокада незаконна. Наши корабли его не узнают. Если против них будут приняты меры военного характера, ответные удары будут "наброшены" в полном объеме.

После обмена «любезностями» 24 октября в десять утра начал действовать «карантин». 180 американских кораблей окружили Кубу. Их капитаны получили конкретный приказ - без претензий не стрелять по транспортам из СССР без личного распоряжения лидера США. В то время на Кубу полным ходом шли 30 транспортов, в том числе с ракетами и ядерным оружием. Эскорт двинулся 4 подводными лодками.

Обратите внимание: Новые реалии в сша: время дефицитов.

Чтобы снизить накал напряжения, Хрущев поручил двигаться в сторону Кубы только 4 кораблям и 4 подводным лодкам сопровождения. Остальные развернулись и пошли к родным причалам.

В Советском Союзе принято решение о приведении своих вооруженных сил и союзников в состояние повышенной боевой готовности. 23 октября (такова последовательность дат в оригинале) Министр юстиции Р. Кеннеди посещает посольство СССР в Вашингтоне. В ходе беседы Добрынин сказал ему, что советские корабли не ответят на незаконные требования американцев прекратить судоходство на Кубу. Министр ответил, что мы все равно остановим корабли. Д. Кеннеди на следующий день телеграфирует Хрущеву - рекомендую соблюдать "карантин". Первый секретарь отвечает, что «карантин» провоцирует конфликт. Наши корабли продолжат движение на Кубу. Будет реализован комплекс соответствующих мер.

25 октября - экстренное заседание Совета Безопасности ООН. Представитель США Стивенсон обвинил Советский Союз в размещении ракет на Кубе и потребовал от представителя СССР Зорина подтвердить или опровергнуть это (об Анадырской операции ему, как и другим, не сообщили). Придет момент, и вы все узнаете, — сказал дипломат. В этот момент в зал вносят фотографии советских ракет на Кубе.

Никита Сергеевич получает очередное письмо от президента, в котором тот дипломатично обвиняет Советский Союз в нарушении договоренностей и не совсем правдивой информации о Кубе. Первый секретарь в мыслях: да, пришло время уйти от опасного противостояния, это может закончиться ядерным конфликтом. Он сказал своему окружению: «Наши ракеты на Кубе — это война с Америкой. СССР предложил США следующее: ракеты демонтировать и отправить «домой». Штаты оставляют Кубу в покое. Установки вывезены из Турции.

утром 26 октября первый секретарь начал писать Кеннеди более мягкий ответ. Подтверждено - на Кубе есть ракеты. Сделайте предложения выше. Тем временем в администрацию президента поступает информация от тележурналиста Д. Скали о его разговоре с высокопоставленным сотрудником госбезопасности в Вашингтоне А. Феклисовым. Последний был очень обеспокоен нарастающими осложнениями в отношениях между США и Советским Союзом. Он попросил корреспондента сейчас же отправиться к большим людям в Госдепе, с которыми у него хорошие отношения, чтобы найти взаимоприемлемое невоенное решение. Феклисов предупредил тележурналиста, что если будет вторжение на Кубу, то и в других местах будут ответные действия. Скали встретился с представителями Госдепартамента. Потом - снова с Феклисовым. Пришли к такому варианту: СССР убирает ракеты с Кубы, Америка снимает «осаду» и официально объявляет о ненападении на Кубу.

Ф. Кастро был проинформирован администрацией США о том, что после отвода ракет нападения не будет.

Каково же было соотношение сил (даны в сокращении) на момент кризиса?

МБР составляли основу ядерных сил.

США:

129 ракет.

ВВС - 2950 самолетов.

ВМФ: АПЛ - 11 авианосцев.

ПВО - самолет-перехватчик SAM 3000.

СССР:

75 ракет.

700 динаров.

ВВС — 620 бомбардировщиков. Ни одного авианосца.

ВМФ: 25 атомных и дизельных подводных лодок.

ПВО - истребители ЗРК 5000 и перехватчики.

27 октября. Пока идет обмен предложениями, политическая ситуация на Кубе значительно осложнилась. Фидель Кастро сообщил об изменении отношений с США. Но он ожидает военных действий от СССР. Команданте пишет Хрущеву, что «интервенция вот-вот начнется в ближайшие 24-72 часа». Есть отчет в Москву из ГСВК, в котором говорится, что стратегическая авиация США становится все более активной.

Вечером на Кубе разворачивается сильный шторм. Зенитный радар обнаруживает U-2, приближающийся к заливу Гуантанамо. Капитан Антонец звонит начальнику, но его нет на дежурстве. Перезвонит позже. Нет ответа. U-2 над территорией Кубы. Заместитель командующего генерал Л. Гарбуз приказывает сбить самолет. Пилот умирает. На этом проблемы с американскими самолетами не заканчиваются. При этом еще один У-2 сбивается и «болтается» в воздушном пространстве СССР. Рейс начался в 04:00. Позже пилот объяснил это проблемами с магнитным компасом и тем, что северное сияние мешало ему определить правильный курс по звездам. В полдень советские истребители поднимаются в воздух по тревоге. Однако перехватить или сбить «американца» они не могут — он патрулирует на высоте до 23 км. Этот потолок недосягаем для советских самолетов. Пролетев над территорией Советского Союза почти полтора часа, американский «ас» с трудом ориентировался и покинул чужую территорию под присмотром МИГов.

Президент проинформирован о кризисе. Он приказал провести расследование инцидента и прекратить полеты самолетов этой эскадрильи до его завершения.

Американская авиация все больше выходит за рамки разумного поведения. Зенитки обстреляли два самолета-разведчика ВМС США (без серьезных последствий) - они тоже пролетели над Кубой.

Генералы оказали сильное давление на президента, чтобы тот отдал приказ о вторжении. Но Кеннеди не торопится.

Нервный Кастро. Он сообщает Хрущеву, что США первыми обстреляют Кубу ракетами. Хрущев отвечает, что с американским руководством ведутся успешные переговоры. 28 октября происходит новая встреча министра юстиции Р. Кеннеди с послом А. Добрыниным, который сообщил ему, что ситуация очень сложная. Глава государства снимает с повестки дня угрозу нападения на Кубу, готов снять блокаду и вывести ракеты из Турции. В подтверждение этого предложения в Кремль было отправлено новое послание от Кеннеди.

Американские предложения обсуждаются в ЦК. Звонит посол из США. Они высказывают от него посыл: военные требуют от президента вторжения. Сегодня они ждут ответов на свои предложения. Хрущев берет перо, пишет и отправляет сообщение о принятии американских предложений. Генералу Плиеву было приказано не стрелять по американским самолетам, прекратить воздушное патрулирование, демонтировать ракеты, погрузить их на корабли и отправить в Союз. Через 3 недели главе США сообщили, что ракеты с Кубы отправлены в СССР, после чего он приказал отменить «карантин». Затем демонтировали ракеты в Турции.

Согласно рассекреченным в 2017 г. МО РФ документам, в период с 1 августа 1962 г по 16 августа 1964 г на Кубе погибло 64 советских военнослужащих. При каких обстоятельствах погибли люди, не было ли столкновений с американцами, не сообщается.

Больше интересных статей здесь: США.

Источник статьи: Это было очень «горячее» время, оно дало «шанс» правительствам реально ощутить, простите за выражение, на своей собственной шкуре панический страх, ужас, шаги – на погибель цивилизации.

Система комментирования SigComments