Подводную лодку для своего арктического путешествия знаменитый Губерт Уилкинс приобрёл в американском морском ведомстве. Точнее сказать, с помощью С. Лэйка, главы судостроительной компании, взял в аренду за, казалось бы, смехотворную цену – один доллар в год.
Но лодка стоила того. Она уже пять лет, как была исключена из списка действующих и стояла на корабельном кладбище. Предстояло частью отремонтировать, частью реконструировать её специально для плавания во льдах.
Американский путешественник Губерт УилкинсВ частности, предполагалось установить на ней несколько систем, изобретённых С. Лэйком. В их числе – специальные пневматические буры для сверления льда.
Желающих отправиться в опасное путешествие было предостаточно. Кандидаты проходили серъёзный отбор. Ответственным за научную часть являлся Харальд Свердруп, знакомый нам по плаванию Р. Амундсена а шхуне Maud. Командиром лодки лодки – С. Дененхоуэр. Подводная лодка получила название «Наутилус», как и фантастический подводный корабль великого фантаста Жана Жюль Верна.
Подводная лодка ВМС США O-12 до переименования в "Наутилус"По одним расчётам подводный корабль Уилкинса мог пробыть под водой свыше 40 часов и двигался со скоростью 3 узла. Другие утверждали, что радиус подводных плаваний не превышал 20-30 миль. Это очень немного, учитывая огромные расстояния в Арктике. Для пополнения запасов воздуха предлагалось всплывать в разводьях и полыньях. В случае отсутствия их – двумя вертикальными ледовыми бурами сверлить отверстия для шнорхеля.
Но на этот раз Фортуна явно изменила отважному Губерту Уилкинсу – профессиональному пилоту, кинооператору, путешественнику, совершившему полёт с Беном Эйелсоном к полюсу относительной недоступности на самолёте (1927) и кругосветный перелёт на дирижабле (совместно с тем же Эйелсоном) в 1929-м.
Подводная лодка "Наутилус" на пути из США в ЕвропуУже на пути из Америки в Англию «Наутилус» потерпел аварию, и его в порт привели на буксире. После нового ремонта опять же на буксире его привели в Берген. В августе 1931 года командир экспедиции и капитан лодки решили выйти в океан.
Неудачи преследовали экспедицию и дальше.
Обратите внимание: Рецензия на книгу "Американские президенты" 1997г.
Дизели подводного корабля то и дело останавливались, аккумуляторная батарея не обеспечивала нормальной работы лодочных систем, ледовые буры, на которые возлагались основные надежды, тоже не внушали доверия. В завершение всех злоключений при первом же погружении 22 августа у «Наутилуса» обломились горизонтальные рули, без которых плавать под водой, было бы немыслимо. Через месяц «Наутилус» вернулся в Норвегию, и здесь его затопили.Первый атомоход американских ВМС носил такое же название , что и фантастический корабль капитана Немо, а также реальный Губерта Уилкинса – «Наутилус». Лодка вступила в строй действующих в сентябре 1954 года.
Спуск на воду АПЛ "Наутилус" ВМС США в 1954 годуОперация по достижению Северного полюса носила кодовое название «Солнечное сияние». Её готовили на самом высоком уровне (о ней знал президент), но в строжайшей секретности. Командиру предписывалось оставаться не обнаруженным, а в случае обнаружения – скрыть свою государственную принадлежность.
И всё же американцы достигли полюса первыми. Произошло это в августе 1958 года. Правда, выполнить задание с первой попытки им, опять-таки, не удалось. Только со второй.
«В субботу утром 2 августа, имея на борту 116 человек, мы шли с крейсерской скоростью на глубине 400 футов (120 метров) курсом 000. Всего 44 часа отделяло нас от цели путешествия – точки, о достижении которой, не мечтал ни один моряк, - пишет в своей книге командир «Наутилуса» Уильям Андерсен. – Лёд над нами был сплошным и на редкость неровным: при средней толщине от 3 до 5 метров, выступы иногда опускались до 20 метров.» - вспоминал командир атомного «Наутилуса».
На широте 83 градуса 20 минут корабль прошёл географический центр – Полюс относительной недоступности.
В этот исторический момент к экипажу обратился командир атомного «Наутилуса»:
«Говорит капитан. Через несколько мгновений «Наутилус» осуществит давнишнюю мечту человечества – достигнет Северного полюса на корабле. С Божьей помощью менее, чем чрез два дня мы отметим ещё один замечательный факт – завершение быстрого сквозного прохода из Тихого океана в Атлантический. Расстояние до полюса сейчас 0,4 мили. Приближаясь к нему, давайте молча поблагодарим всех, кто был с нами во время этого замечательного путешествия, и отдадим дань тем, кто пытался совершить это, придя к победе или потерпев поражение.»
АПЛ "Наутилус" ВМФ США после похода к Северному полюсуВ том походе «Наутилус» прошёл 1830 миль подо льдом, затратив 97 часов. Спустя 8 дней другая атомная лодка ВМС США «Скейт» под командованием Д. Калверта всплыла в районе полюса, а затем продолжив свой путь, произвела 8 всплытий в различных точках Арктики. Её путь составил 2405 миль, а время – 254 часа.
Советская атомная подлодка К-3, позже названная «Ленинским комсомолом», появилась у полюса не первой (если быть точным – шестой), «пропустив» вперед американские атомные субмарины «Наутилус», «Скейт» (дважды), «Сарго» и «Си Дрэгон».
АПЛ ВМФ СССР К-3 "Ленинский Комсомол"К тому же из-за сильно сплочённых льдов всплыть ей удалось на значительном удалении от точки Северного полюса. Сделать это точно в высшей точке нашей планеты удалось советской атомной подводной лодке под командованием Ю.А. Сысоева. Произошло это 29 сентября 1963 года.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные истории, а так же расскажите о нас вашим друзьям и оставляйте свои впечатления в комментариях.
#северный полюс #арктика #освоение арктики #вмф сша #наутилус #подводный флот #атомная подводная лодка #подводная лодка #вмс сша
Больше интересных статей здесь: США.
Источник статьи: Как американские «Наутилусы» покоряли Северный полюс.