Киносети, несмотря на кажущееся благополучие и аудиторию, являются своего рода «бедными родственниками» мирового кинопроизводства.
На заре кинематографа установка кинотеатра не требовала больших затрат — требовалось лишь более-менее просторное помещение, ряды кресел, белый экран в качестве холста и кинопроектор. Однако конкуренция росла, что требовало от владельцев кинотеатров создания все более комфортных условий для кинозрителей. Да и сама киноиндустрия неуклонно совершенствовалась, что неизбежно влекло за собой финансовые затраты. Справедливо сказать, что кинотеатры всегда отстают от кинематографистов. Оборудование в кинотеатрах меняется гораздо медленнее, чем того требует прогресс кинопроизводства (что, кстати, означает, что снятые на пленку фильмы могут быть показаны именно в том виде, в каком их задумали создатели фильма).
В начале 20 века образовались крупные сети стационарных кинотеатров. В 1910-х и 1920-х годах кинотеатры в США принадлежали крупным кинокомпаниям. Они сделали все, чтобы сформировать большой и стабильный кинорынок, но технический прогресс и постоянные политические и экономические изменения сделали невозможным работу кинотеатров во многих отношениях.
В 1930-е годы кинотеатр стал звуковым, что потребовало значительных технических усовершенствований – изменилось кинооборудование, ужесточились требования к звукоизоляции и акустическим свойствам помещений Последний кинотеатр в США без синхронного воспроизведения звука исчез к 1934 году около 7 лет на то, чтобы киноиндустрия окончательно перестроилась и стала здоровой. Причина столь длительного переходного периода не столько в технических ограничениях, сколько в финансовых затратах кинотеатров на приобретение оборудования и обучение персонала. В то время многие колебались и задавались вопросом, а нужен ли вообще для кино переход на звук, не является ли звуковое кино временным увлечением... Однако настоящая революция в киноаранжировке и их творчестве произошла в 1950-е годы. Именно хаотичное разнообразие подходов к кинопрокату и экспериментальные попытки привлечения зрителей в кинотеатры того периода стали основой для дальнейшего развития кинотехники. Эти разработки существуют, разрабатываются и совершенствуются по сей день.
В 1950-х и 60-х годах кинотеатры почти одновременно подверглись трем забастовкам.
Во-первых, изменился баланс сил между владельцами кинотеатров и кинопродюсерами — крупные киностудии были вынуждены подчиняться закону и создавать собственные сети кинотеатров. Это надолго привело к путанице в кинопрокате. Появились небольшие кинотеатры, которые очень активно и успешно стали работать вне системы, выстроенной крупными сетями. Показывали фильмы иностранного производства и малобюджетные авторские фильмы.
Во-вторых, посещаемость кинотеатров резко упала из-за появления телевидения. Возникли вопросы, есть ли вообще будущее у киноиндустрии.
В-третьих, кино приобрело цвет, что вновь потребовало смены оборудования в кинобудках.Отсутствие жесткой монополии киносетей с одной стороны и серьезная необходимость привлечения зрителей в кинозалы, с другой, стали благодатной почвой для воплощение смелых идей.
В 1952 году появился Cinerama — панорамный киноэкран, дающий эффект присутствия. Фильм был снят на 3 камеры и показан на сильно изогнутых полукруглых экранах с помощью 3 проекторов, что сделало изображение шире, чем естественное человеческое зрение. Это была невероятно зрелищная технология, но демонстрация таких фильмов требовала колоссальных затрат — три камеры, три проектора, необходимость сверки и сопоставления изображений, трудоемкость съемки и показа фильмов и многие другие проблемы. Как и ожидалось, эта технология не прижилась, поскольку существовала всего несколько лет.
В этом же году кинотеатры завоевывает стереокино, более известное как 3D-кино. Эффект стереоскопического трехмерного изображения известен с 1837 года, когда Чарльз Уитстон изобрел прибор под названием «стереоскоп». Однако попытки продемонстрировать стереокино не увенчались успехом до 1952 года, когда на экраны кинотеатров Paramount вышел первый полнометражный 3D-фильм «Бвана Дэмн» (1952, реж. Арч Оболер).
Формат имел огромный зрительский успех, зрители с удовольствием носили специальные анаглифные очки (очки с красным фильтром для левого глаза и синим фильтром для правого глаза, благодаря которым каждый глаз видит только нужную часть изображения, создавая эффект трехмерного изображения). В течение следующих 2-3 лет каждая крупная кинокомпания пыталась выпустить собственный 3D-фильм.
Но, несмотря на зрительский успех, технологические трудности вынудили кинотеатры отказаться от этого формата: требовалось использование двух проекторов, что требовало постоянной борьбы с рассинхронизацией изображения и даже прерывания кинопоказа на перерывы. Кроме того, было очевидно, что 3D-очки и технология в целом нуждаются в значительной доработке: цветопередача была плохой, у зрителей болели глаза и кружилась голова и т д.
Более удачной разработкой стала широкоэкранная киносистема. Компания XX Century Fox представила публике широкоэкранную систему «CinemaScope» (Синемаскоп). В отличие от Cinerama, в которой использовались 3 камеры, 3 пленки и 3 проектора, система CinemaScope позволяла показывать фильмы на большом широкоформатном экране с использованием стандартной 35-мм пленки и обычного проектора.
Эффект широкого формата достигался с помощью оптического анаморфизма — на камеру и кинопроектор устанавливались специальные линзы, которые преобразовывали изображение из квадратной формы в прямоугольную. Во время записи объектив меняет пропорции, как бы растягивая снятое на пленку изображение по высоте, а во время показа объектив кинопроектора возвращает объектам нормальные пропорции.
«Багровая девчонка» (режиссер Генри Костер) был выпущен в 1953 году и стал первым фильмом для большого экрана.
Простота и удобство использования этой технологии способствовали распространению этой технологии, кинотеатры быстро отошли от распространенного в то время «квадратного» формата экрана.
CinemaScope, как когда-то кинематографический аппарат братьев Люмьер, стал базой для массового производства подобного оборудования. Например, Pramount Pictures разработала систему VistaVision, а усовершенствование Cinerama стало системой Todd-AO».
Развитие широкоформатного кино в последующие 10 лет привело к формированию и распространению киностандарта 70 мм (который, однако, не смог вытеснить господство 35-мм пленки - этот формат уже был признан во всем мире и широко необходимость, а тем более желание снова массово поменять на новый без оборудования). Бум развития кинотехники привел к формированию различных киностандартов.
Для кинотеатров это стало еще одной причиной смены проекционного оборудования – широко внедрялись универсальные двухформатные кинопроекторы, которые могли показывать фильмы, снятые как на 35-мм, так и на 70-мм пленку.
Panavision была самым важным игроком в определении рынка кинопроката в этот период. Уже в 1950-х компания смогла предложить рынку улучшенные версии пленочных фотоаппаратов, которые преодолели недостатки многих конкурентов, доступных в то время. А для кинотеатров разработали систему проекционных объективов «Супер Панатар». Эта система позволяла любому проектору показывать фильмы, снятые на пленки разных форматов.
Примерно в 1960-е кинорынок перестал искать единый универсальный стандарт. Разнообразие форматов фильмов и устройств, а также использование цифрового оборудования и форматов цифровых изображений стали нормой и уже не воспринимаются как проблема, так как параллельно с этими форматами появились простые и недорогие способы конвертации фильмов из одного формат в другой появились.
В 1970-х годах появилась еще одна система широкоформатного кино — IMAX.
Обратите внимание: Современные пираты в кинематографе: подборка фильмов о морских разбойниках.
Он обеспечивает качественную детализацию изображения, демонстрацию фильмов на огромных панорамных киноэкранах, а также эффект полного погружения в происходящее. Именно эта система в сочетании с новыми достижениями 3D-кино является наиболее прогрессивной на сегодняшний день. Но с появлением IMAX замена оборудования в кинотеатрах не проводилась массово и срочно. Существующие технологии постепенно заменяются новыми, переход от квадратного экрана к прямоугольному до сих пор остается самым значительным и заметным для зрителей изменением в киносреде.Только в 2000-х годах кинотеатры по всему миру начали массово переделывать кинотеатры, чтобы они соответствовали стандартам IMAX, 3D, Real D, HD и другим современным технологиям, таким как сиденья D-Box. Такая медлительность внедрения новых технологий связана не только с тем, что постоянный прогресс требует экономической инерции (иначе кинотеатры просто разорились бы в погоне за новизной), но и с тем, что современная кинотехника почти достигла порога при котором обычные зрители чувствуют некую перемену.
Помимо размеров, качественному изменению подверглись киноэкраны. Изначально ширмы были из простой белой ткани. Для улучшения светоотражающих свойств экраны обрабатывали различными химическими составами. Однако серьезное внимание качеству экранов стало уделяться только в 1950-х годах, с появлением Cinerama. Чем больше становились экраны, тем очевиднее становились такие проблемы, как потеря яркости изображения и зависимость качества изображения от угла обзора, доступного зрителю в зале.
Благодаря обширным знаниям в области физических и химических наук отражательная способность пленочного экрана была значительно улучшена. Сегодня киноэкраны делают не из ткани, а из различных синтетических материалов, хотя визуально они выглядят как ткань. Изображение более яркое благодаря покрытию алюминием, серебром и т.п. Экраны также стали служить лучшей акустикой в кинозалах благодаря особой перфорации.
Самые важные технические изменения, произошедшие в кинотеатрах за последние годы, коснулись не изображения, а звука. Наиболее очевидным путем развитие звука происходило в кинотеатрах. Во-первых, музыканты аккомпанировали фильмам в прямом эфире прямо в зрительном зале. Затем звук записывался на грампластинки и транслировался параллельно с изображением на экран с помощью синхронизирующей аппаратуры. Но как только в кинотеатрах появились фильмы со звуком, записанным прямо на пленку, возникла потребность в звуковоспроизводящей аппаратуре. Одноканальный аналоговый формат записи звука существовал довольно давно — с середины 1920-х до 1950-х годов.
Только в 1950-х годах, с развитием широкоэкранного кино, возникла потребность в улучшении качества звука в кинотеатрах. Технология многоканальной аудиозаписи существовала в то время и была достаточно качественной. Первый фильм с записанным трехканальным саундтреком был выпущен в 1941 году компанией Disney — это был мультфильм «Фантазия». Но массовое внедрение стереозвука в кинотеатрах США и остального мира произошло только в 1970-х годах. Эффект стереозвука сводится к тому, что звуковая дорожка записывается на разных частотных каналах и воспроизводится соответственно из разных динамиков.
Революция в звуковом обновлении кинотеатров связана с именем Рэя Милтона Dolby и его торговой маркой Dolby System. Его компания разработала и распространила новые стандарты звукозаписи и воспроизведения звука в кинотеатрах. Звук в кинозалах избавился от шумов и добился эффекта присутствия, различая низкочастотный, правый, левый и центральный каналы.
С тех пор звукозапись постоянно совершенствовалась, достигнув невероятной реалистичности, перейдя от многоканального к трехмерному звуку (технология Dolby Atmos) в 2000-х годах. Вышедший в 2012 году мультфильм «Отважный» стал первым фильмом, который можно было смотреть со 128 звуковыми дорожками и передачей звука не только по горизонтали, но и по вертикали (колонки и сабвуферы размещены не только на стенах, но и на потолке). Более того, используемая технология обладает своеобразным искусственным интеллектом, позволяющим добиться максимального звукового эффекта в соответствии с архитектурой конкретного кинотеатра.
Понятно, что технические достижения в кинотеатрах распространялись и распространяются весьма неравномерно. Представленная в 1970-х годах в США, эта технология стала мировым стандартом только в 2000-х, когда было отремонтировано большинство кинотеатров. Передовое техническое совершенство и уникальные качества кинозалов еще долго воспринимаются как некая достопримечательность, прежде чем они станут частью повседневной реальности (так же, как когда-то это было с кинотеатром Люмьер).
В 2017 году режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту представил виртуальный проект «Плоть и песок» (Carne y Arena) на Каннском кинофестивале. Этот короткий шестиминутный фильм невозможно увидеть ни в кинотеатрах, ни по телевизору. Участвовать в нем необходимо самостоятельно, присутствовать в специально созданном помещении и быть одетым в специальную экипировку.
В 2018 году режиссер Стивен Содерберг выпустил интерактивный сериал «Мозаика», где зритель может выбирать, за каким персонажем следовать, а кого игнорировать. Эти и другие подобные проекты, а также техническое усовершенствование кинозалов, максимально повышающее эффект присутствия и участия зрителя в происходящем, однозначно говорят о том, что впереди нас ждут невообразимые кинематографические приключения. Как они будут выглядеть, и как это все будет организовано технически, нам сегодня невозможно представить. Так же, как Томас Эдисон в 1894 году, открывший театр с кинетоскопами, невозможно было представить сверхтехнологичные кинотеатры, которые мы принимаем как должное.
Но как бы далеко ни зашел прогресс, ясно, что старый формат кино, показ фильмов, снятых на пленку, с расставленными в ряд креслами и одним большим экраном, будет жить вечно. Уже сегодня такие кинотеатры вполне успешно существуют, избегая общего процесса глобализации и технического прогресса, становясь своеобразными киноклубами.
Больше интересных статей здесь: История.