В то время, когда Голливуд с 1970-х годов активно совершенствует техническую составляющую кинематографа – совершенствуя кино- и кинооборудование, постоянно увеличивая роль компьютеров в кинопроцессе и улучшая качество спецэффектов, повышая качество и структуру фильм. Кинематографический образ в целом – Европу захватила совершенно противоположная тенденция.
В Америке быстро сошла на нет тенденция снимать на цифровую любительскую камеру. Независимые режиссеры и мелкие кинокомпании быстро потеряли интерес к этому медиа, тем более что вскоре на рынке появились профессиональные цифровые кинокамеры (которые можно было не только купить, но и арендовать на практических условиях). Но в Европе любительская кинокамера создала новый киноязык.
Дело в том, что после Второй мировой войны, как бы сильно ни развивалась киноиндустрия национальных стран, им было суждено оставаться в тени транснационального колосса по имени Голливуд. Чем совершеннее с технической точки зрения становился голливудский кинематограф, тем острее ощущал растущее отставание от США национальный кинематограф различных стран. К 1980-м годам европейское кино уже экспериментировало с реализмом, неореализмом, альтернативным кино, свободным кино, социальным кино, политическим кино и так далее. В Голливуде уже четко сформировались представления о том, какие фильмы он производит: структура сценария, жанры, типология персонажей, возрастные ограничения, бюджет, график проката. Более того, Голливуд четко наметил путь дальнейшего развития. И европейское кино снова оказалось на распутье, в ситуации, когда нужно было выбирать дальнейший путь развития. Кроме того, любому из выбранных путей изначально препятствовала уже сложившаяся и налаженная экспансия голливудского производства.
Небольшой бюджет, отсутствие технического оснащения, недоступность достижений компьютерных технологий, невозможность снимать фильмы в нужном характере, отсутствие доступа к международному прокату и продвижению фильмов - все это недостатки. Недостатки общие для всех фильмов, снятых вне стен крупных компаний. Однако при желании недостатки можно превратить в преимущества. Это сделала инди-киноиндустрия (авторское кино) в США. А в Европе это превращение недостатков в преимущества приняло еще более радикальную форму.
Лицом этого радикального движения был Ларс фон Триер. В 1995 году манифест «Догма 95» провозгласил новые правила создания фильмов. В соответствии с ними фильм должен быть снят в реальных условиях и при естественном освещении, без использования какого-либо специального оборудования, кроме фотоаппарата в руках оператора. В содержательном плане кино должно стремиться к максимальной реалистичности и избегать всего, что принято в мейнстриме, — зрелищных и постановочных действий, развлекательных и приключенческих рассказов. Наиболее яркими примерами фильмов, снятых в соответствии с «Догмой», являются «Триумф» (1998, реж. Томас Винтерберг) и «Идиотер» (1998, реж. Ларс фон Триер).
Трейлер фильма «Идиоты"
Строгие правила «Догмы 95» в чистом виде практически не имеют воплощения в кинематографе, так как накладывают огромные ограничения на съемочный процесс. Но благодаря ей огромную популярность приобрела такая техника, как «Дрожащая камера». Документальный эффект получил новое выражение с помощью цифровых ручных камер и стал частью мейнстрима. Дрожащая камера также используется как основной метод съемок (в основном используется в психологических драмах «Танцующая в темноте» (2000, реж. Ларс фон Триер), «Все умирают, а я остаюсь» (2008, реж. В. Гай Германикус), «Сын Саула» (2015, реж. Ласло Немеш) и ряд фильмов ужасов), а также эпизодический прием.
Еще одной особенностью европейского кинематографа было обилие сексуальных сцен и демонстрация обнаженных тел. Европа всегда была гораздо более откровенной, чем Голливуд. Даже когда Кодекс Хейса был заменен рейтинговой системой, Голливуд и американское кино в целом весьма ограниченно использовали тему эротики. В Америке в попытке все систематизировать и классифицировать порноиндустрия заняла отдельную нишу, а эротические сцены появлялись в очень малых объемах в художественных фильмах.
Тогда как в Европе после 1970-х годов эротика стала одной из характерных черт большого кино, получив награды на крупных кинофестивалях. Такие фильмы, как «Последнее танго в Париже» (1972, реж. Бернардо Бертолуччи), «Вальсирующие» (1974, реж. Бертран Блие), «Сало, или 120 дней Содома» (1975, реж. Пьер Паоло Пазолини), Look «У меня» (1999, реж. Давидо Феррари), «Интимное» (2001, реж.
Обратите внимание: Крах коммунизма в Восточной Европе в 1989 году. Как это было.
Патрис Шеро), «Необратимое» (2002, реж. Гаспар Ноэ), «Мечтатели» (2003, реж. Бернардо Бертолуччи), «Жизнь Адель» (2013, режиссер Абделатиф Кешиш), каждый раз заставляют киносообщество обсуждать границы между эротическим и полнометражным кино. Европейское кино не перестает раздвигать границы дозволенного в кинематографе и оказывает значительное влияние на голливудское кино.Помимо документального и эротического, европейское кино оказывает особое влияние на мировое кино благодаря своему оригинальному подходу к комедийному жанру. Юмор — постоянный европейский продукт, импортируемый Голливудом. Именно в комедийном жанре европейским кинематографистам удается делать открытия, имеющие мировой успех. Комедии, снятые в Европе, чаще, чем любой другой жанр, становятся предметом голливудских ремейков и экранизаций.Любимые российским зрителем классические комедии Фрэнсиса Вебера с Пьером Ришаром в главной роли — «Игрушка» (1976), «Невезучий» (1981), «Папы» (1983), «Беглецы» (1986) — все они имеют американскую версию. Европа — излюбленный источник идей для голливудских комедий на постоянной основе. Так в 2004 году вышел ремейк фильма «Такси» (1998) Люка Бессона, в 2007 году — ремейк немецкой трагикомедии «Достучаться до небес» (1997), в 2010 году — ремейк английского фильма «Смерть в Похороны» (2007), в 2018 — ремейк французского фильма «1+1» (2011) и шведского «Вторая жизнь Уве» (2015). Этот список можно продолжать долго.
В основном Голливуд экранизирует французские комедии. Большое значение имеют и кинопродукции юмористического содержания, выпущенные в Великобритании. Поскольку между Англией и США нет языкового барьера, английские фильмы часто совместно продюсируются и редко ремейкируются Голливудом. Специфический английский юмор часто становится частью мейнстрима. Фильмы британской комедийной группы «Монти Пайтон» (1971–1983) имели огромный успех; популярный британский сериал «Мистер Бин» (1990–1995) закрепил свой всемирный успех выходом двух полнометражных фильмов в 1997 и 2007 годах; другой уроженец Великобритании - Майк Майерс с созданным им персонажем "Остин Пауэрс", пародирующим фильмы о Джеймсе Бонде, трижды (1997-2002 гг.) становился главной звездой большого экрана.).
Европейские комедии, даже без нового американизированного воплощения и без широкого проката в голливудской киноиндустрии, оказывают значительное влияние на мировой кинематограф. Юмор – одна из ярких черт национальной особенности страны. Его успешная кинематография служит источником вдохновения, копирования и прямой адаптации кинематографистов, работающих за пределами крупных голливудских студий. Успешные комедии, такие как «Амели» (2001, режиссер Жан-Пьер Жене), «Черный кот, белый кот» (1998, режиссер Эмир Кустурица), «Карты, деньги, два ствола» (1998, режиссер Гай Ричи), «Женщины на грани». «Нервный срыв» (1988, режиссер Педро Альмодовар), «Жизнь прекрасна» (1997, режиссер Роберто Бениньи) формируют новый кинематографический язык, поскольку используемые в них приемы копируются и совершенствуются другими режиссерами и становятся частью мейнстрима.
Более того, именно комедия, пользовавшаяся всеобщей популярностью и одним из самых дешевых жанров, сформировала активный независимый от Голливуда кинорынок. Чаще всего торгуются права на экранизацию сценариев комедийных фильмов. Так, итальянская комедия «Идеальные незнакомцы» (2016, реж. Паоло Дженовезе) имеет как минимум два ремейка — на испанском и на русском; французский хит «1+1» (2011, реж. Оливье Накаш, Эрик Толедано) уже был переснят в США и Аргентине; российский хит «Горько» (2013, режиссер Жора Крыжовников), а также индийский хит «Три идиота» (2009, режиссер Раджкумар Хирани) получили мексиканское воплощение, а мексиканский хит «Инструкции не прилагаются» (2013)., г. Eugenio Derbez) воплотился в совместном производстве Франции и Великобритании.
В целом европейское кино вполне успешно существует и даже сотрудничает с Голливудом. Европейский кинорынок является важным потребителем для Голливуда. Однако сама Европа вполне успешно удовлетворяет интересы и запросы кинозрителей. Европейские кинематографисты, как и кинематографисты всего мира, осознают бесперспективность попыток самостоятельно создать равного конкурента таким гигантам голливудской франшизы, как «Звездные войны» или фильмам о Человеке-пауке и Бэтмене. Крупные фэнтезийные проекты в Европе практически не реализуются. Но во многих других жанрах европейское кинопроизводство вполне успешно конкурирует с голливудскими фильмами.
Во-первых, Европа создает огромное количество достойных «национальных» уз — т е фильмов, раскрывающих социальные проблемы и особенности европейского общества. Именно эти связи становятся защитниками отечественного кинематографа на международных кинофестивалях и конкурсах.
Во-вторых, европейское развлекательное кино, которое приносит самые высокие кассовые сборы кинопрокату, успешно конкурирует с голливудской продукцией. Комедии, триллеры, боевики, ужасы, драмы – фильмы этих жанров являются локомотивом любого успешного отечественного кинематографа. Их производство относительно дешевое и не высокотехнологичное, на них можно хорошо заработать и даже продать в соседние страны.
В-третьих, в Европе, в соответствии со сложившимися традициями, в большей степени, чем в США, кино рассматривается именно как искусство, а не бизнес. Это способствует тому, что европейское кино имеет большую экспериментальную ветвь. Европейские кинематографисты часто получают безвозмездное финансирование от государства и некоммерческих фондов. Кинематографисты имеют возможность творить без оглядки на цензуру, сроки и без давления обязательств по возврату полученных денег. Такой подход к кинематографу позволяет Европе оставаться значимым игроком в мировой киноиндустрии, создавая новый язык кино и порождая новое поколение кинопрофессионалов, востребованных во всем мире.
Европейские страны во многом различаются по степени развития кинематографии и способам организации кинопроцессов в стране, но общим для всех этих стран является открытость к восприятию и органичное распределение внимания между фильмами всех жанров, что которые видит весь мир, и те, которые созданы в первую очередь для ограниченного национального распространения.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: В Европе любительская кинокамера создала новый киноязык.