Первое десятилетие 2000-х российский кинематограф мог рассчитывать на широкий прокат только в случае его высокой конкурентоспособности

Новый этап в развитии российского кинематографа (2000-2010 гг)

Россия вступила в 21 век с укрепляющейся и развивающейся экономикой. Период дестабилизации пройден, бизнес и государственные структуры уже оформились и начали активно развиваться и совершенствоваться.

В начале 2000-х начали активно развиваться сети кинотеатров, такие как «Каро» (1997 г.), «Киномакс» (1999 г.), «Формула кино» (2002 г.), «Синема Парк» (2004 г.). Большинство советских кинотеатров к этому времени уже были либо закрыты, либо куплены и отремонтированы частными лицами. Новая волна открытий кинотеатров связана с открытием многозальных кинотеатров с современным оборудованием и ориентацией на пространство внутри крупных торговых центров. В кинотеатрах проката почти 100% иностранного производства. Реконструкция кинотеатров и зрелищные приключенческие фильмы возродили любовь зрителей к большим экранам (в 2018 году в России более 5000 кинотеатров, а в 2003 году их было всего 600).

В первое десятилетие 2000-х российское кино могло рассчитывать на широкий прокат только в том случае, если оно было высококонкурентным. Государство практически не вмешивалось в политику кинопроката и не принимало защитных мер. Поэтому, несмотря на то, что кинопроизводство в то время было уже достаточно развито, российские фильмы зрители видели лишь в виде исключения, когда работало сарафанное радио или появлялись «блокбастеры».

Кадр из фильма "Бумер", 2003 г

Предшествующий период с большим количеством «самодельных» низкокачественных фильмов, не выдерживающих достойного уровня ни по содержанию, ни по визуалу, существенно подорвал интерес публики к отечественному кинематографу. Кроме того, большой поток иностранных фильмов, которые сразу же стали доступны россиянам, поднял планку запросов и выработал новый стандарт зрительских ожиданий от кинопроизводства.Российский зритель не привык смотреть отечественное кино. Лишь одному-двум отечественным фильмам в год удавалось вызвать массовый интерес. Так в 2001 г зрители с интересом посмотрели «Сестер» (реж. С. Бодров), в 2002 г. — «Войну» (реж. А. Балабанов) и «Антикиллер» (реж. Е. Кончаловский), в 2003 г. — «Бумер». (реж. П. Буслов), в 2004 г. - "72 метра" (реж. В. Хотиненко) и "Ночной дозор" (реж. Т. Бекмамбетов), в 2005 г. - "Турецкий гамбит" (реж. Д. Файзиев) и «Девятая рота» (реж. Ф. Бондарчук).

Кадр из фильма "Девятая рота", 2005 г

Помимо сетей кинотеатров, в России стали появляться частные кинокомпании. Большинство основателей таких компаний вышли из телевизионного сообщества. Именно телеспециалисты обратили внимание на возможности, которые потенциально может предоставить российская киноиндустрия, - в стране стала развиваться киноиндустрия.

В середине 2000-х в России благодаря денежным вливаниям инвесторов произошел массовый переход на качественное современное кинооборудование, качество звука и изображения (включая компьютерные спецэффекты) резко улучшилось и стало конкурентоспособным с иностранными фильмами. Такие компании, как «Базелевс» (2004 г.), «Comedy Club Production» (2006 г.), «Enjoy Movies» (2010 г.), приступили к производству художественных фильмов. Изначально ориентация таких частных компаний была на дешевые комедии и приключенческие фильмы. Например, киноальманах «Черная молния» (2009, реж. А.

Обратите внимание: Современные пираты в кинематографе: подборка фильмов о морских разбойниках.

Войтинский, Д. Киселев), «Наша Россия. Яйца судьбы» (2010, реж. Г. Орлов), «Мамы» (2012), «Горько!» (2013), реж. Ж. Крыжовников), «Защитники» (2017, реж. С. Андреасян) и др.

Кадр из фильма "Горько!", 2013 г

Однако российское государство никогда не отдавало и не передаст кинематограф полностью в частные руки. Когда в 2000 году к власти пришел Владимир Путин, правительство страны постепенно стало воспитывать патриотизм и гражданственность среди населения. Бесконтрольность, имевшая место на кино- и телеэкранах, постепенно стала регулироваться федеральными законами и подзаконными актами — ограничения коснулись эротической продукции; демонстрация употребления алкоголя и курения, сцены насилия; продукция стала маркироваться по возрастным ограничениям.

Экономика страны улучшилась, и правительство в лице Министерства культуры стало все более жестко контролировать и регулировать кинопроизводство. Возобновлено производство фильмов, полностью и частично финансируемых сверх бюджета. Государство начало выделять значительные бюджетные средства на поддержку кинопроизводства «для создания качественных фильмов, отвечающих национальным интересам, популяризации национальных фильмов в России и за рубежом».

Кроме того, с середины 2010-х проводит протекционистскую политику в отношении отечественного кино, отзывая или не выдавая прокатные удостоверения на фильмы, назначая возрастные ограничения, цитируя отечественную продукцию в кинопрокате и т д.

Усиление государственного контроля над кинобизнесом не позволяло частным компаниям развивать отрасль на основе здоровой конкуренции. В результате существующая сегодня киноиндустрия представляет собой государственно-частное партнерство. Кинофонд и Министерство культуры финансируют производство, прокат фильмов и даже открытие кинотеатров на своих условиях. В настоящее время правительство России не только оказывает финансовую поддержку фильмам на условиях возвратного и безвозмездного финансового обеспечения кинопроектов, но и выступает прямым (но неофициальным) заказчиком фильмов по определенной тематике. Примерами таких адаптированных проектов являются фильмы «Легенда №1». 17» (2013, реж. Н. Лебедев), «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее» (2016, реж. А. Аксененко), «Крым» (2017, реж. А. Пиманов) и др.

Кадр из фильма "Легенда №17", 2013 г

Современное российское кино унаследовало советское подчинение государству, но практически утратило способность снимать актуальные и интересные для публики фильмы.

Но в 2010-х благодаря мерам, предпринятым государством, российский кинематограф перестал быть изолированным явлением. Фильмы систематически и регулярно демонстрируются в кинотеатрах, их активно обсуждают СМИ и рядовые зрители, фильмы собирают достаточно большие кассовые сборы.

Другими положительными тенденциями в российской киноиндустрии стали:

- восстановление российской мультипликации (особым успехом пользовались мультфильм «Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004 г.) и его продолжения; выпуск отечественных мультсериалов «Смешарики» (с 2004 г.), «Фиксики» (с 2010 г.), «Маша и Медведь» (с 2009 г.) и др.);

- наладить тесные деловые контакты с зарубежными кинокомпаниями (На территории страны стали действовать представительства голливудских компаний, которые в том числе занимаются производством фильмов в России. Стали такими российскими продюсерами, как Александр Роднянский и Тимур Бекмамбетов) достойные представители российской киноиндустрии в Голливуде);

- распространение кинособытий в стране (фестивали разного масштаба, спецпоказы, ретроспективы, киноконкурсы, национальные недели кино, бесплатные кинопоказы в парках, Comic Con и др.);

- развитие частных теле- и интернет-кинотеатров (Обострение конкуренции способствовало качественному улучшению телеконтента и расширению рынков кинопроката).

Кадр из фильма «Левиафан», 2014, реж. А. Звягинцев. Благодаря успешной работе продюсера А. Роднянского фильм получил международный прокат и был отмечен многими зарубежными наградами.

Слава современного отечественного кино прежде всего связана с именами Никиты Михалкова («Сибирский цирюльник», 1998, «12», 2007, «Утомленные солнцем 2», 2010-2011), Федора Бондарчука («9 рота " , 2005, "Сталинград", 2013, "Притяжение", 2017), Александр Сокуров ("Русский ковчег", 2002), Алексей Балабанов ("Война", 2002, "Жмурки", 2005, "Морфий", 2008 г.), Андрей Звягинцев («Елена», 2011, «Левиафан», 2014, «Нелюбовь», 2017), Кирилл Серебренников («Измена», 2012 г., «Студент», 2016), Алексей Попогребский («Как я провел этим летом», 2010), Валерия Гай Германика («Все хотят умереть, а я хочу остаться», 2008), Валерий Тодоровский («Стиляги», 2008), Сергей Лобан («Пыль», 2005, Big Top Show, 2011), Иван Вырыпаев («Кислород», 2009 г.), Сергей Дворцевой («Тюльпан», 2008 г., «Айка», 2018 г.) и другие.

В целом современный российский кинематограф хорошо вписывается в современные мировые кинопроцессы. Конечно, Россия в состоянии наверстать упущенное. Российское кинопроизводство имеет все основания быть гораздо более прибыльным и иметь гораздо большее международное влияние, чем сейчас.

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Первое десятилетие 2000-х российский кинематограф мог рассчитывать на широкий прокат только в случае его высокой конкурентоспособности.

Система комментирования SigComments