Во многих видах спорта, где результаты зависят не только от силы, скорости и ловкости спортсмена, техническое оснащение часто определяет судьбу золотых медалей. А когда речь идет о стрелках, практически все зависит от используемого оружия и боеприпасов. Там, где счет идет на миллиметры, нет неважных деталей. И эта статья будет посвящена человеку, чьи ум и смекалка в отношении огнестрельного оружия привели его ко многим победам, Александру Газову.
Александр Газов родился 17 июня 1946 года в деревне Брыково Московской области. С ранних лет отец брал мальчика на охоту, что привило его юному сердцу любовь к оружию. В 14 лет он уже был кандидатом в мастера спорта по стрельбе по мишеням. В 1965 году Газова призвали в армию и отправили служить в Тбилиси. Там открыли его талант и отправили на чемпионат Закавказского округа, где он показал хорошие результаты. Александр стал членом спортивного общества, через полгода выполнил норматив мастера спорта, а в следующем году выиграл чемпионат вооруженных сил. Талантливый спортсмен сразу же был принят на работу в ЦСКА. В 1973 году он впервые был вызван в сборную команду СССР, а в 1974 году стал двукратным чемпионом мира по стрельбе из этой мишени (50 м по движущейся мишени и 50 м по переменной мишени). Александр также привез домой две бронзовые медали с этого турнира в тех же дисциплинах, но в индивидуальном зачете.
Конечно, результат никогда не приходит просто так, случайно. И Газов, как и многие другие стрелки сборной СССР, упорно тренировался.
В свое время я делал до двух тысяч выстрелов в день. Тренировки начинались в 9 утра и длились до часу дня. Затем обед и снова работа - с 2 до 5 часов дня. Вы когда-нибудь замечали, как быстро растут одуванчики? Конечно, это было запрещено, но когда тир закрыт, то можно. Поэтому каждое утро мы выщипываем головки тысяч одуванчиков, и пока мы этого не сделаем, мы не начнем стрелять в цель по бегущему кабану. В такой стрельбе хорошо отрабатывались стабильность и давление. Зимой мы использовали пуговицы. Зимой мы использовали пуговицы, вы брали пакет и клали 200 штук в мишень, и пока вы их не вытащите, вы не начнете стрелять. (Из интервью с Александром Газовым).
При такой усердной подготовке оставалось только "попасть на следующую Олимпиаду", что советский стрелок и сделал, выиграв чемпионат СССР в 1976 году. Александр Кедияров, друг Газова, с которым он вместе тренировался, также был выбран для участия в мероприятии.
Олимпийские Игры в Монреале 1976 года
Для стрелков подготовка к Играм - это не только упорные тренировки для развития навыков, но и работа с оружием. Газов оказался тем спортсменом, который не только стреляет из того, что у него есть, но и совершенствует свою технику под себя.
В Австралии в 73 году Карл Уолтер подошел к нам и спросил, не хочу ли я пострелять из его винтовки. Конечно, потому что только у одного человека в нашей команде он был. А потом Уолтер передал мне свою винтовку на подиуме. Я начал тренироваться с ним - он был великолепен, без сомнения. Несколько лет спустя я наткнулся на таблицу, рассчитанную немецкими специалистами, - скорость сгорания пороха в патроне. Так, если длина ствола составляет 60 сантиметров, порох сгорает на половине пути, и дальше пуля только замедляется в стволе. Я принес этот стол нашему оружейнику Разоренову, и мы решили провести с ним эксперимент: отрезали десять сантиметров от ствола. Мы сделали вместо него трубку, повернули ее, попробовали выстрелить - все было отлично. Также для меня очень хорошо были сделаны патроны Климова, в результате чего длина ствола была на пять сантиметров больше, чем время стрельбы порохом, все остальное - фальшствол.Обратите внимание: Дворцы культуры, мавзолей Ленина, башня Татлина, первые небоскрёбы: история архитектуры революционной России 1917-1932 годов.
В 1977 году, на другом турнире, зять Уолтера, Питер, подходит ко мне и спрашивает: "Ты не можешь сменить винтовку?". Я могу, почему бы и нет. Он дает мне новую винтовку, и я откручиваю ствол от старой, объясняя, зачем я это делаю. Через некоторое время компания Walther начала выпускать такие же короткие стволы, как у нашей винтовки. (Из интервью с Александром Газовым)
Именно с этим модифицированным оружием Газов приехал на главный турнир четырехлетия. Это может показаться бессмысленным, когда спортсмен сделал все возможное, был отобран в национальную команду, приехал в Канаду и вот-вот начнет бороться за награды? Но не стоит забывать, что спорт часто ассоциируется с вещами, которые далеки от спорта. И то же самое произошло с нами.
После прибытия в Канаду тренер Ратников решил, что форму заявки на участие в соревнованиях по стрельбе по бегущему кабану нужно изменить, и подал новый список участников, заменив Газова на спортсмена из Петрозаводска, с которым он дружил и который регулярно ездил к нему на рыбалку. Именно это предложение поступило руководителю стрелковой делегации Виктору Ливенцеву, председателю Белорусской спортивной комиссии, который должен был его утвердить. Однако у этого человека, Героя Советского Союза, по словам людей, работавших с ним, были очень строгие правила. Поэтому, когда он узнал, что это за сделка и что от него хотят, он собрал вещи и ушел гулять по Монреалю до позднего вечера. Тогда не было мобильных телефонов, и найти человека было просто невозможно. Ливенцев вернулся только после того, как прошли все сроки смены участников. Кстати, Газову после соревнований сказали, чтобы он не волновал игрока.
После первого дня турнира лидировали два игрока: Газов и Кедиаров. Именно они решали между собой, кто возьмет домой золото или серебро.
На Олимпийских играх в Монреале последний раунд из десяти выстрелов - это быстрый бег, когда "кабан" бежит всего две с половиной секунды. Я делаю два тренировочных выстрела, две десятки, а затем первый зачетный выстрел попадает в восьмерку. Первое правило: моя голова всегда должна быть холодной, эмоции не должны брать надо мной верх. Тем не менее, в этот момент стало немного страшно. Однако следующие девять выстрелов также должны быть сделаны. Все десять. Вообще, на этих Играх мы с Кедияровым набрали гораздо больше, чем планировали. (Из интервью с Александром Газовым).
В этой "перестрелке" Кедиаров оказался чуть хуже, и Газов стал олимпийским чемпионом. Он возвращался домой с золотой медалью, чего могло и не случиться без модифицированной винтовки, если бы руководитель стрелковой делегации Ливентьев не был принципиальным и честным человеком, ставящим спортивные принципы превыше всего.
Дальнейшая карьера Газова также была отмечена значительными победами. Таким образом, чемпионат мира 1979 года завершился для Александра двумя победами и одним третьим местом.
Олимпийские Игры в Москве 1980 года
Действующий чемпион также представлял собой серьезную проблему в процессе отбора. Правда, соревнования на стрельбище советской команды были мучительными. Но это было и прибыльно, о чем часто свидетельствовали россыпи медалей с различных турниров. А дома, в столице, на главном старте четырехлетия вновь развернулось соперничество между представителями СССР Игорем Соколовым и Александром Газовым. И все могло бы свестись к тому, что, как и в Канаде, первые два места достались бы двум моим соотечественникам, если бы не вмешательство немца Пфеффера.
Я должен был набрать 586 очков, набрал 589, но занял только третье место. Меня обошли немец Пфеффер и наш Соколов. Я немного обиделся, но потом все прошло. (Из интервью с Александром Газовым).
После завершения спортивной карьеры Александр Газов с 1983 по 1989 год работал старшим тренером команды советской армии по стрельбе в Германии, а в 1989 году переехал в Минск и тренировался как спортсмен.
Сейчас Александр живет в деревне Колодчино под Минском, много охотится и увлекается резьбой по дереву. Но и спорт не оставил его равнодушным. Даже в таком преклонном возрасте он продолжает работать с оружием. Например, он помогал биатлонистке Дарье Домрачевой перед Олимпийскими играми в Сочи в 2014 году исправить ошибки в ее винтовке. Результат, по их словам, налицо - Дарья вернулась из России в Беларусь трехкратной олимпийской чемпионкой.
Спасибо!
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: История человека, чей ум и смекалка в отношении оружия привели его ко многим победам, Александру Васильевичу Газову.