Дворцы культуры, мавзолей Ленина, башня Татлина, первые небоскрёбы: история архитектуры революционной России 1917-1932 годов

В первые годы Советской власти архитекторы отказались от классического наследия и стали проповедовать формализм. Они создавали проекты технически неосуществимых городов будущего. Конструктивизм оказал большое влияние на архитектуру тех лет.

В. Е. Татлин. Модель проекта "Памятник III Интернационала". 1920 г. Дерево, фанера, жесть, металлические крепёжные и конструктивные детали. Высота 496. Реконструкция 1992-1993 гг.

Владимира Евграфович Татлин (1885-1953) в 1919 году спроектировал "Башню III Интернационала". По проекту это должна была быть огромная конструкция, расположенная на наклонной оси, вокруг которой вращались стеклянные стены. Хотя проект и не был осуществлён, но идея не была столь фантастична: позже она часто использовалась в индустриальном дизайне.

Алексей Викторович Щусев (1873-1949) - архитектор, организовавший архитектурный мастерскую Моссовета. Там началась разработка проекта перепланировки Москвы. Предусматривалась прокладка новых и расширение старых магистралей города, устройство новых площадей, уничтожение трущоб.

А. В. Щусев. П. А. Голосов. Проект перепланировки Москвы "Новая Москва". Реконструкция Советской площади. 1918-1923 гг.

А в Петрограде перестройкой города занимался Иван Александрович Фомин (1872-1936).

В 1917-1919 гг. было создано первое произведение новой архитектуры: памятник "Борца революции" на Марсовом поле в Петрограде. Автором проекта стал Лев Владимирович Руднев (1886-1956). "Борцы революции" положили начало развитию советской мемориальный архитектуры.

Щусев разработал проект мавзолея В. И. Ленина. После смерти вождя на Красной площади был возведён временный деревянный мавзолей: куб с пирамидой, отделанный струганым тёсом. А в 1930 году деревянное строение заменили на каменное.

А. В. Щусев. Проект мавзолея в камне. Генеральный план Мавзолея. 1929 г.

В 1918-1926 была построена Волховская ГЭС (архитекторы О. Мунц, В. Покровский). В здании использован железобетон, но, несмотря на это, были применены крупные арочные оконные проёмы, характерные для каменного зодчества.

О. В. Мунц, В. А. Покровский, А. А. Тихомиров, Г.

Обратите внимание: "Русские - самые великие маляры в мире". Что удивило в России поэта Теофиля Готье.

П. Гундобин. Волховская ГЭС. 1918-1926 гг.

А при создании Днепрогэса (1927-1932) коллектив архитекторов во главе с Виктором Александровичем Весниным (1882-1950) применил новаторское решение: плотина электростанции представляла собой плавную дугу с чётким ритмом устоев-быков.

В 1920х годах в стенах Вхутемаса была организована Ассоциации новых архитекторов (Аснова). Проекты Ассоциации обретали почти скульптурную пластическую выразительность и должны были служить зрительным ориентиром человека в пространстве. Первые проекты небоскрёбов были предложены именно этой организацией.

После революции появляется новый тип общественного сооружения: рабочий клуб, дворец культуры.

И. А. Голосов. Клуб имени С. Зуева. 1927-1929 гг.

Константин Степанович Мельников (1890-1974) - архитектор, построевший рабочий клуб им. Русакова в Москве. Здание напоминает фрагмент гигантской шестерёнки, "зубцы" которой представляют собой небольшие балконы-залы. Это здание стало одним из важнейших в истории советской архитектуры.

К. С. Мельников. Дворец труда в Москве. 1923 г.К. С. Мельников. Клуб имени Русакова. Фасад и разрез. 1927 г.

В 1923 году была создана Всероссийская сельскохозяйственная выставка, знаменитая первым в истории советского искусства опытом содружества скульптуры и архитектуры.

В 1925 году было организовано ОСА: Общество современных архитекторов. Его члены называли себя конструктивистами и функционалистами. Построение архитектурной композиция по их мнению должно было вытекать из функциональности здания.

И. В. Жолтовский. Всероссийская сельскохозяйственная выставка. Проект планировки. 1923 г.

Принципы конструктивизма были разработаны Ле Корбюзье, некоторое время работавшим в России. "Советский конструктивизм" представлен в проекте Дворца труда в Москве братьями Весниными.

В центре Москвы предполагалось построить гигантский комплекс, соединяющий в себе Дворец съездов, Дом Советов, Дом культуры, театр, горком партии, музей и прочие помещения. Одобрены проект комплекса Весниных так и не был реализован, но он поспособствовал развитию конструктивистского направления в целом.

А. А. Веснин, Л. А. Веснин, В. А. Веснин. Проект Дворца труда в Москве. Фасад, разрез. План. 1923 г.

АВ строительстве общественных зданий широко использовался конструктивизм. Например, в московских Домах культуры, Дворце культуры Московского автозавода (1930-1934 гг. по проекту Весниных), театров, здания Московского телеграфа и жилых домов (так называемые дома-комунны, например, Дом политкаторжан в Ленинграде).

А. А. Веснин, В. А. Веснин. Проект дома Наркомтяжпрома на Красной площади в Москве. 1934 г.

И по сей день в нашей архитектуре применяется лучшее из конструктивизма: совмещение цельных плоскостей с большими застекленными поверхностями и сочетание разных по композиции объёмов.

О дальнейших этапах развития русской архитектуры читайте в моих новых статьях. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!

#архитектура #архитектура москвы #история искусства #искусство #советское искусство #революция 1917 #история россии

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Дворцы культуры, мавзолей Ленина, башня Татлина, первые небоскрёбы: история архитектуры революционной России 1917-1932 годов.