Право голоса или история английских суфражисток

6 февраля 1918 г. в истории Соединённого Королевства произошло знаменательное событие, Парламентом был принят Акт о народном представительстве (The Representation of the People Act), который предоставил право голоса мужчинам старше 21 года, а также женщинам старше 30 лет. Кроме разницы в возрасте была еще одна важная составляющая: право голоса мужчин не ограничивалось каким-либо минимальным имущественным цензом, в то время как женщины могли проголосовать только в округе проживания, или если владели землей или помещением, стоимость которых соответствовала требованиям, изложенным в акте. В целом же Акт о народном представительстве даровал избирательное право еще более чем 5,6 млн. мужчин, расширив мужской электорат до 12,9 млн. человек, женский электорат составил 8,4 млн. человек, однако не все женщины встретили подобные изменения благодушно.

История борьбы за предоставление избирательных прав женщинам в Великобритании началась задолго до 1918 года. К концу 19 века в ходе реализации парламентских реформ значительная часть мужского населения уже получила право голоса, в то время как женское избирательное право не поддерживалось, а все попытки его рассмотрения отклонялись.

В 1897 году по инициативе президента национального союза женских обществ суфражисток Фосетт Миллисент был основан Национальный союз обществ женского избирательного права (NUWSS), который сумел объединить более мелкие группы, борющихся за предоставление избирательных прав женщинам. Членами союза стали свыше 50 000 женщин, в основном представительницы среднего класса. Миллисент верила, что ненасильственная компания, осуществленная через петиции и лоббирование депутатов, будет способна привести к конституционным изменениям. Но, как показало время, лейбористы в целом оказывали неоднородную поддержку NUWSS, поскольку политики не замечали в суфражистках равноправных партнеров и расценивали феминизм как «курьезный эпизод в истории народной агитации». В свою очередь, подобное отношение побуждало NUWSS переходить от слов к действиям. Это привело к созданию женских профсоюзов, которые стали бороться за повышение заработной платы, улучшение условий труда и за возможность политического представительства. Но даже этих действий оказалось мало. После шести лет почти безуспешной борьбы, женщины по всей стране разочаровались в умеренной политике, проводимой Миллисент.

Эммелин Панкхёрст отмечала:

У нас в Англии на собраниях постоянно практикуются замечания и возгласы со стороны присутствующих. Но то, что признается правом мужчин, вызывает возмущение, когда это делают женщины. Министры резко отзывались о нас, а их сторонники силой выбрасывали нас за дверь

В 1903 году Панкхёрст, которая была членом группы суфражисток Манчестера, решила создать новую организацию – Женский социально-политический союз (WSPU), который был бы готов использовать любые средства в борьбе за избирательные права. «Дела, а не слова» - таков был девиз новообразованного союза.

В 1906 году журналист Daily Mail Чарльз Хэндс впервые использует термин «суфражистка», как насмешку в адрес женщин. Все дело было в суффиксе «ette», который буквально можно понимать, как «ниша», «под», а само «suffrage» как «право голоса». Однако реакция оказалось обратной, женщины приняли этот «титул», научились гордиться им и сделали его одним из символов своей борьбы.

Несмотря на то, что WSPU быстро набирал известность, NUWSS с лозунгом «Законопослушные суфражистки» сумели сохранить значительную поддержку и сразу же дистанцировались от радикального WSPU, действия которого, по мнению Миллисент, снижали шансы женщин на одобрение их идей, поскольку подрывали общественное мнение. К 1905 году NUWSS насчитывал 305 учредительных обществ и почти 50 000 членов, по сравнению с 2000 членами WSPUв 1913 году.

По своей структуре WSPU являлась авторитарной организацией, во главе которой стояли Эммелин Панкхёрст со своими дочерями – Кристабель и Сильвией, а действия её членов носили жестокий, насильственный и террористических характер.

9 февраля 1907 года активисты NUWSS устроили мирную демонстрацию в Лондоне, участие в которой приняли свыше 3 000 женщин всех возрастов и слоёв общества, в том числе и представительницы WSPU. В историю она вошла как «Грязевой марш», по той причине, что на протяжении всего дня не стихал проливной дождь. Событие широко освещалось в прессе, в большинстве своем с положительной стороны.

Обратите внимание: Дворцы культуры, мавзолей Ленина, башня Татлина, первые небоскрёбы: история архитектуры революционной России 1917-1932 годов.

«Грязевой марш» стал крупнейшей демонстрацией в поддержку избирательных прав женщин того времени, и несмотря на то, что он не принес значительных выгод в краткосрочной перспективе, в общей борьбе за избирательные права он сыграл важное значение.

До Первой мировой войны суфражистки провели еще несколько мирных акций, самой крупной из которых стала «Великая демонстрация» 21 июня 1908 года, на этот раз организованная WSPU. Участите в акции приняли до полумиллиона женщин и мужчин со всей страны.

В 1912 году члены WSPU перешли к более агрессивной политике и в период с 1912 по 1914 провели кампанию по взрывам и поджогам. Жертвами акций стали около 30 человек, 5 из которых погибли. Аресты суфражисток WSPU в это время стали обычным делом.

Эммелин Панкхёрст:

Положение женщины в обществе столь жалкое, что мы просто вынуждены нарушать закон, чтобы привлечь внимание общества к тем причинам, которые заставляют нас действовать подобным образом

В новых реалиях, в ответ на аресты, суфражистки прибегли к новой тактике – длительная голодовка. В ответ на это правительство, желая не допустить превращения суфражисток в мучениц, в 1913 году приняло Закон о заключенных (временное освобождение по болезни), который также был назван законом о кошках и мышках. Согласно закону, «больных голодовкой» выпускали, подвергали принудительному кормлению, а затем повторному заключению после «выздоровления». В ряде случаев принудительное кормление проходило и в тюрьмах, а одним из способов введения пищи стало зондирование желудка. В своих речах суфражистки прошедшие через подобную процедуру отмечали, что в целом, она причиняла как физическую, так и психологическую боль, являясь унизительной, вгоняющей в тоску или даже ярость. Действия правительства подверглись жёсткой критике общественности, а дело получило еще большую огласку.

В этом же году суфражистки NUWSS организовали марш законопослушных граждан Лондона, чтобы продемонстрировать то, что WSPU не представляет интересы всех суфражисток, а их действия часто выходят за рамки нормы и морали, нанося ущерб всему движению, так как к 1913 году идея предоставления избирательных прав женщинам уже имела широкую поддержку как в обществе, так и в парламенте. В этот раз участниками марша стали свыше 50 000 человек. Тем не менее, в том же году Миллисент продемонстрировала лояльность суфражисткам WSPU в связи со смертью Эмили Уайлдинг Дэвисон, которая бросилась под лошадь короля, на дерби в Эпсоме. Миллисент заявила: «Мужество призывает к мужеству повсюду и его голос нельзя отрицать». Дэвисон стала мученицей в глазах общества, траурная процессия собрала достаточно большое количество людей, а на её могильной плите была высечена фраза «Дела, а не слова».

Как говорилось ранее, не все женщины разделяли идеи и взгляды суфражисток. В 1908 году была основана Женская национальная лига по борьбе с избирательным правом, во главе которой встали Мэри Уорд и лорды Джордж и Уильям Кремеры. Но не стоит полагать, что Уорд была «ручной леди», её заслуги перед обществом были весьма велики: она являлась популярной писательницей в Великобритании и в США, а в период Первой мировой войны президент США Теодор Рузвельт попросил её написать серию статей для американцев о ситуации в Великобритании; она помогла создать организацию, которая занималась образованием бедных.

Антисуфражистки считали, что политика не женское дело, а предоставление избирательных прав женщинам нарушит естественный порядок вещей, произойдет разрушение семейных устоев. Поэтому, посредством карикатур, речей и текстов антисуфражистки пытались донести до общества эту «опасность». Часто в этих карикатурах суфражистки изображались как «старые девы» и «некрасивые» женщины, ведомые эмоциями.

Ключевым этапом в истории движения суфражисток и Великобритании стала Первая мировая война. В этот период Королевство столкнулось с нехваткой трудоспособных мужчин, и в решении этой проблемы государству были готовы помочь женщины. В результате произошло весьма значительное увеличение числа женщин, занятых на самых разных производствах, а в обществе сложилось более отчетливое понимание того, на что действительно способны женщины. Кроме того, суфражистки обеих сторон прекратили свои кампании, чтобы поддержать страну в час нужды.

Постепенно правительство осознало, что может и готово пойти на уступки – члены парламента приняли решение о начале политики по расширению избирательных прав на мужчин старше 21 года и на женщин старше 30 лет. Артур Хендерсон, один из влиятельных деятелей в Королевстве и член лейбористкой партии призвал к введению всеобщего избирательного права с возрастным ограничением в 21 год для мужчин и 25 лет для женщин. Однако, большинство политических лидеров-мужчин опасались того, что в новом электорате будет преобладать женское большинство и в ходе обсуждений было принято решение, что пороговый возраст для женщин составит 30 лет. Окончательно, данное решение было утверждено парламентом в феврале 1918 года, а уже в ноябре того же года был издан закон, позволивший женщинам избираться в Палату общин.

Следующим важным годом для женского движения стал 1928, когда был принят Закон о народном представительстве (равное избирательное право), он даровал избирательные права всем женщинам старше 21 года, без каких-либо иных ограничений.

Понравилась статья? Подписывайтесь! Яндекс.сайт, Пикабу, Facebook.

#история #великобритания #соединенное королевство #феминизм #суфражистки #первая мировая война #1918 #20 век #хх век #выборы

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Право голоса или история английских суфражисток.

Система комментирования SigComments