Миру известно множество способов, как перевести реально существующие произведения искусства в разряд исчезнувших. Наиболее популярные и опробованные веками – это, конечно, вандализм, кража, пожар, наводнение, потопление судна, авиакатастрофа и множество других. Но всех их объединяет одно: общество (по крайней мере, его культурная часть) выступает резко против таких способов, устанавливая законы и правила, препятствующие утрате произведений искусства. Однако остается, как минимум, один способ, против которого общество бессильно – если сам автор решит уничтожить свое произведение. «Я тебя породил, я тебя и убью!» - говорил Тарас Бульба у Гоголя. То же самое говорили многие художники своим произведениям.
Жан-Франсуа Милле не сразу стал великим поэтом тихой крестьянской жизни, которую он умел изобразить с, одновременно, душевной теплотой и беспощадной реалистичностью. В начале свое пути Милле рисовал портреты и картины на религиозные темы. В возрасте 34 лет, будучи уже совсем зрелый живописцем, он создал свое самое монументальное на тот момент полотно – «Пленение евреев в Вавилоне». И выставил в Салоне 1848 года вместе с другой своей работой, «Веяльщик».
Картина «Пленение евреев в Вавилоне» была резко негативно принята критиками, в отличие от «Веяльщика», которые понравился своей реалистичностью изображения крестьянской жизни без излишних приукрашиваний и сентиментализма. Это момент стал поворотным в творчестве Милле, после чего он отошел от классических картин на религиозные и мифологические темы, полностью посвятив себя крестьянской жизни и пейзажам. В буквальном смысле: переехал в деревню Барбизон (от которой произошло название барбизонской школы пейзажей) и рисовал только те сюжеты, которые видел там.
Обе работы, представленные в Салоне 1848 года, вскоре оказались утраченными.
Обратите внимание: Живопись первой половины xix века. Известные художники и их картины.
«Веяльщика» нашли более чем сто лет спустя, в 1972 году, на чердаке одного, внезапно, американского дома. Судьба «Пленения евреев в Вавилоне» была гораздо более трагичной.Долгое время считалось, что художник уничтожил свою работу сразу после разгрома, учиненного критиками. Однако в 1983 году выяснилось, что это было не так. Рентгеновский анализ картины Милле «Пастушка», хранящейся в Бостонском музее изящных искусств, показал, что «Пастушка» была нарисована поверх другой работы, в которой исследователи легко узнали пропавшее «Пленение евреев в Вавилоне». В 1870 году, спасаясь от франко-прусской войны, Милле оказался в Шербуре, городе своей молодости, в Нормандии. Не имея доступа к художественным принадлежностям из-за войны, он достал с давно забытой полки старую картину, перевернул ее на 90 градусов и прямо поверх нарисовал новый шедевр.
Жан-Франсуа Милле - "Пастушка" (1870)К сожалению, рентгеновские снимки не дают полного представления о работе Милле. Сохранилось только несколько текстовых описаний картины. Так один из современников говорил о ней: «Глубокий мирный пейзаж пересекала широкая река, а на заднем фоне высились башни стен Вавилона. Сцена была искусно организована: группа ассирийских солдат, одетых скорее на римский, чем азиатский манер, с издевательством преподносят лиры трем еврейским женщинам, каждая из которых покрыта черной вуалью. Одна из них - молодая и красивая - выразительным жестом отказалась подчиниться приказам победителя… Руки женщин были восхитительны по грации и движению, а черные вуали придавали этой сцене волнующий и отчаянный вид; при этом манерность солдат приглушала трогательный вид еврейских женщин».
Считается, что картина получила по заслугам, так как не несла в себе никакой глубокой ценности, а лишь хотела привлечь потенциальных заказчиков. Но есть и другое мнение: что Милле изобразил на холсте свою тоску по дому, так как он сам находился в Вавилоне XIX века, Париже. Включение личных переживаний в монументальную историческую картину выходило за рамки академических приличий того времени и оттолкнуло критиков от художника, который был слишком живым и настоящим для них.
#искусство #19 век #милле #франция #классицизм
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: В плену у картины ("пленение евреев в Вавилоне" (1848) - Жан-Франсуа Милле; закрашена около 1870 года).