В начале XIX века важнейшим из жанров по - прежнему остаётся историческая живопись. Картины с изображением исторических композиций чаще всего писались для получения академических степеней или для религиозных нужд (иконы для частных лиц и иконостасы в соборы). Хотя вскоре исторический жанр переходит на новый, более значимый этап развития.
Андрей Иванович Иванов (1776-1848) - отец знаменитого художника Александра Иванова. В своих первых работах он писал античные сюжеты: "Смерть Пелопида", 1800, ""Похищение Ганимеда". Затем художник обратился к сюжетом Древней Руси: "Подвиг молодого киевлянина", "Единоборство Мстислава Удалого с Редедеею".
А. И, Иванов. Смерть Пелопида. Холст, масло. 119,5х141. Москва, Государственная Третьяковская галереяВасилий Кузьмич Шебуев (1777-1855) и Алексей Егорович Егоров (1776-1851) - художники, известные своими работами в строящемся Казанском соборе. Шебуев расписывать также интерьеры Академии художеств. Важное значение для развития исторического жанра в России имели его картины "Тайная вечеря" (1838) и "Иоанн Креститель в пустыне" (1807-1809). С 1831 Щебуев занимал место пост ректора живописи и ваяния в Академии художеств.
В. К. Шебуев. Деметра. Рисунок со статуи, находящейся в Капитолийском музее в Риме. 1803-1806 гг. Бумага, итальянский карандаш, мел. 60, 5 х 43,7. Санкт-Петербург, Государственный Русский музейРисунки Егорова принесли ему славу русского Рафаэля. В иконостасе Казанского собора ему принадлежит композиция "Содействие Святого Духа" (1811).
А, Е. Егоров. Истязание Спасителя. 1814 г. Холст, масло. 260х207. Санкт-Петербург, Государственный Русский музейО. А. Кипренский (1782-1836) - художник, получивший известность благодарю портретной живописи. Портрет отца Адама Швальбе - оригинальное произведение художника, созданное в 1804 году.
О. А. Кипренский. Портрет лейб-гусарского полковника Е. В. Давыдова. 1809 г. Холст, масло. 162х116. Снкт-Петербург. Государственный Русский музей.jpgВ 1804-1809 годах художник создал портреты И.В.Кусова, А. Р. Томилова, А. И. Корсакова. Автопортрет художника с его светлым взглядом завораживает своей открытость и добротой. В портрете Давыдова (1809) художник отразил широту натуры и мужскую силу в выражении лица и позе тела. За портрет принца Ольденбургского Кипренский получил звание академика.
О. А. Кипренский. Дмитрий Донской на Куликовом поле. 1805 г. Холст, масло. 118х167. Снкт-Петербург. Государственный Русский музейО. А. Кипренский. Группа из двух натурщиков. 1800 г. Бумага тонированная, итальянский карандаш. 55,5х46,2. Москва. Государственная Третьяковская галереяВ 1827 году художник написал портрет А.С. Пушкина. Портрет очень понравился поэту, и тот посвятил Кипренскому несколько стихотворных строк.
О. А. Кипренский. Портрет А. С. Пушкина. 1827 г. Холст, масло. 63х54. Москва. Государственная Третьяковская галерея.О. А. Кипренский. Слева: Портрет Е. П. Ростопчиной. 1809 г. Холст, масло 77х61. Справа: Портрет мальчика Челищева. Около 1809 г. Дерево, масло. 48х38. Москва. Государственная Третьяковская галереяПоследние годы жизни и творчества Кипренский провел в Италии.
В. А. Тропинин (1776-1857) - один из наиболее одарённых русских портретистов, создавший более 3000 портретов. Он был крепостным графов Морковых, посещал бесплатные занятия в Академии художеств. Многие произведения художник создал в Куклавке: украинском имени Морковых: "Пряха", " Мальчик с жалейкой", " Свадьба в Кукавке", "Пожилой украинский крестьянин".
В, А, Тропинин. Пряха. 1820е. Холст, масло. Москва, Государственная Третьяковская галереяВ. А. Тропинин. слева Мальчик с жалейкой. 1820е. Холст, масло. Москва. Государственная Третьяковска галерея. справа Портрет пожилого украинского крестьянина. Повторение портрет 1820 г.Холст, масло. Санкт-Петербург. Государственный Русский музейБолее поздние его работы: "Портрет Н. М. Карамзина", "Портрет П.П. Бекетова". Одно из самых значительных и поэтичных произведений Тропинина-портрет его сына. Жизненность портрету придаёт движение мальчика. Его подкупающая естественность-новое слово в русской портретной живописи того времени.
В. А. Тропинин. Голова мальчика. Портрет А. В. Тропинина. около 1818 г. Холст, масло. Москва. Государственная Третьяковская галереяВ 1823 году Тропинин получил вольную и написал несколько интересных работ: "Старик нищий", "Кружевница", "Портрет Булахова". В 1827 году он создаёт портрет А. С. Пушкина.
В, А, Тропинин. Кружевница. 1823е. Холст, масло. Москва, Государственная Третьяковская галерея.В. А. Тропинин. портерт А. С. Пушкина. 1827 г. Санкт-Петербург. Всесоюзный музей имени А. С. Пушкина.Тропинин часто пишет групповые семейные портреты, а так же "персонажей из народа" ("Старик с палкой", "Старуха с курицей (1856)).
В. А. Тропинин. портерт К. П. Брюллова. 1836 г. Санкт-Петербург. Всесоюзный музей имени А. С. ПушкинаВ. А. Тропинин. Голова мальчика. Портрет Г. К. Равича. 1823 г. Холст, масло. Москва. Государственная Третьяковская галерея.А. Г. Варнек (1782-1843) - руководитель класса миниатюрный живописи в Академии художеств. "Портрет балерины Е.И. Кокосовой" (1801) и его "Автопортрет" (1810) хранятся в Государственном Русском музее.
А. О. Орловский (1777-1832) - художник, получивший звание академика в Академии художеств в 1832 году за патриотические работы "Нападение разбойников", "Всадник".
А. О. Орловский. Автопортрет. Санкт-Петербург. Государственный Русский музейН. И. Аргунов (1771-1829) - крепостной Н. П. Шереметьева. Ему принадлежат многочисленные портреты представителей дворянский рода (портрет П. И. Шереметьевой), людей средних слоев и крепостных (Г. В. Вершина, 1814, П.М. Вишнякова 1821).
Н. И. Аргунов. Портрет Г. В. Варгина. 1814 г. Санкт-Петербург. Государственный Русский музейЕсли говорить о пейзажах того времени, то большинство из них ещё тяготели к классицизму.
А. Е. Мартынов (1768-1826) - наиболее крупный из видописцев своего времени. Путешествуя из Москвы через Казань и Сибирь до Кяхты он создал ряд ландшафтный работ "Байкал", " Вид реки Селенги", виды Казани, Нижнего Новгорода.
С. П. Галактионов - выдающийся гравер. Известны его работы: "Старый дуб на берегу моря близ Кронштадта" (1801), "Вид Марли" (1805), "Вид Петергофской гранитный фабрики 1808), "Пруд в парке (1847).
С. Ф. Щедрин (1791-1830)-видописец, сын известного скульптора. За картину "Вид с Петровского острова" он получил Большую золотую медаль Академии художеств. это же время он написал " Вид с Петровского острова на Турков мост", "Вид на Биржу на набережной Невы" (1817). А в 1819 году Щедрые уехал в Неаполь для создания акварельных видов для великого князя Михаила Павловича. Акварели выполнены в лучших традициях классицизма:"Неаполь", "Вид Неаполя", а так же романтизма: "Водопад в Тиволи", "Новый Рим"). Творчество Щедрина помогло в становлении нового этапа развития пейзажной живописи.
С. Ф. Щедрин. Вид с Петропавловского острова в Петербурге. 1816 г. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей.С. Ф. Щедрин. Вид на Гатчински дворец с Длинного острова. Гуашб. 1816 г. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей.jpgТак же продолжает развиваться и бытовой жанр. Несмотря на то, что бытовой живописи в Академии художеств придавалось третьестепенное значение, художник А. Г. Венецианов (1780-1848) утвердил бытовой жанр в качестве равноправного жанра в искусстве. "Портрет матери" (1801) - ранняя работа Венецианова, которая принесла ему известность. А за портрет К. И. Головачевского с воспитанниками (1811) художник получил должность академика.
А, Г. Венецианов. Портрет матери. 1801. Санкт-Петербург. Государственный Русский музейВ картинах и этюдах, посвящённым быту и жизни крестьян наиболее полно отразился талант Венецианова ("Гумно" 1822-1823, "Лето. На жатве.").
А. Г. Венецианов. Гумно. 1820е. Холст, Масло. Санкт-Петербург. Государственный Русский музейЖивописные интерьеры занимали в творчестве художника отдельное место, как, например, картина "Утро помещицы", 1823). "Девушка с васильками" (1820е годы) - один из лучших крестьянских портретов Венецианова. В этом интимном портрете по истине затронут трепетный душевный мир человека. Работы "Гадание" (1842) и "Девушка на сеннике"(1830е) продолжают развитие народного образа.
А. Г. Венецианов. Утро помещицы. 1823 г. Дерево, масло. Санкт-Петербург. Государственный Русский музейА, Г. Венецианов. слева Жнецы. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей. справа Крестьянка с васильками. Москва. Государственная Третьяковская галереяА, Г. Венецианов. Гадание на картах. 1842. Холст. масло. Санкт-Петербург. Государственный Русский музейКарл Павлович Брюллов (1799-1852) - сын профессора Академии художеств П. И. Брюллова, известнейших художник середины XIX века. Ещё, обучаясь в Академии, он получил высокую оценку за работу "Нарцисс "(1819). Большую золотую медаль он получил за "Явление Аврааму трех ангелов у дуба маврийского"(1821). Эта медаль позволила братьям Брюлловым продолжить обучение в Италии. Там Карл работал над мифологическими темами и сюжетами.
К. П. Брюллов. Нарцисс. 1819 г. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей.В творческом развитии художника большую роль сыграли картины "Итальянка, собираются виноград", "Итальянский полдень" (1827).
К. П. Брюллов. Итальянский полдень. 1827 г. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей."Гулянье в Альбано" (1830) - работа в которой заметно усложняется повествование, то пейзажа становятся проще и чище.
К. П. Брюллов. Гулянье в Альбано. 1834-1835 г. 24,7х33,1. Картон, акварель, графитный карандаш, лак. Москва. Государственная Третьяковская галерея.Картина "Вирсавия" 1832 года подвела итог Испания Бпюллрва в области мифологии и жанровой живописи.
К. П. Брюллов. Вирсавия. 1832 г. Москва. Государственная Третьяковская галерея.Брюллов мастерски умел показать движение, поэтому создал конный портрет (редкость в русском искусстве). Одним из его лучших конных портретов считается "Всадница"(1832). В этом и последующих его работах Брюллов создаёт особый, свойственный только ему тип портрета, называемый искусствоведами портретом-картиной. Зритель видит модель на фоне природы, в интерьере, в окружении многочисленных деталей, как, например, на портрете Ю. П. Самойловой с Джованниной Пачини и арапчонком(1832-1834).
К. П. Брюллов. Всадница. Портрет Джованины и Амалиции Пачини. 1832 г.291,5х206. Холст, масло. Москва. Государственная Третьяковская галерея..jpgВернувшись в Россию, Брюллов создал более 80 портретов. В начале 1840х он начал реализовывать замысел, который возник у него ещё в Италии при посещении раскопок древнего города Помпеи. Свойственное драматическое восприятие жизни художником воплотилось в картине "Последний день Помпеи" (1830-1833). Работа является наиболее знаменитой из всего творчества Брюллова.
К. П. Брюллов. Портрет А. Н. Львовы. 1824 г. Москва. Государственная Третьяковская галереяУ Брюллова было множество последователей и учеников. Творчество художника охватывает более трёх десятилетий.
К. П. Брюллов. Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амалией Пачини. 1842 г. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей.К. П. Брюллов. Портрет Е, П. Салтыковой. 1841 г. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей.К. П. Брюллов. Портрет О. П. Ферзен на ослике. 1835 г. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей.К. П. Брюллов. Последний день Помпеи. 1833 г. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей.Ф. А. Бруни (1799-1875) - автор масштабных многофигурных композиций на мифологические и ветхозаветные сюжеты: "Смерти Камилы сестры Горация " (1824), "Медный змий" (1841-1845) и др.
Ф. А. Бруни. Смерть Камилы, сестры Горация. 1824 г. Санкт-Петербург. Государственный Русский музейП. В. Басин (1793-1877) - мастер академического направления. Получивший звание академика за картину "Соктрат в битве при Потидее защищает Акивиада" (1828).
П. В. Басин. Сусанна, застигнутая старцами в купальне. 1822 г. Санкт-Петербург. Государственны Русский музейМ. Н. Воробьёв (1787-1855) - мастер пейзажной живописи. Писал виды Петербурга, Одессы и других городов: "Взрыв в Варне" (1830), "Осенняя ночь в Петербурге" (1835), "Вид военного телеграфа под Варною".
М. Н. Воровьёв. Вид военного телеграфа под Варною. 1829 г. Санкт-Петербург Государственный Русский музейАлександр Андреевич Иванов (1806-1858) - художник, посвятивший творчеству более 35 лет. Он далеко опередил своих современников, совершив работу, равную по значимости трём поколениям мастеров.
Работы "Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело гектора" (1824). "Иосиф, толкующий сны в темнице хлебодару и виночерпию" (1827) художник написал в Академии художеств.
А. А. Иванов. Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора. 1824 г. Москва. Государственная Третьяковская галерея.А в 1833 году Иванов замыслил работать над темой "Явление Христа народу". С этого года начинается беспримерный подвиг художника, не имеющий примеров во всей истории искусства. С 1830 по 1840 года художник побывал в Палестине, изучал классические произведения, создал огромное количество предварительных рисунков, эскизов и картин. Впоследствии они легли в основу полотен: "Явление Христа Марии Магдалене после Воскресения", "Голова апостола Андрея", "Драпировки одежд на фигурах левита и блаженного к Христу", "Голова Христа и античные маски", "Голова Иоанна Крестителя", "Странник", "Прислушивающийся старик, сидящий на земле". В результате картина "Явление Мессии" ("Явление Христа народу") (1837-1857) действительно потрясла современников.
А. А. Иванов. Явление Христа Марии Магдалене после Воскресения. 1835 г. Санкт-Петербург. Государственный Русский музейА. А. Иванов. Голова Иоанна Крестителя. 1856-1858 гг. Санкт-Петербург. Государственный Русский музейА. А. Иванов. Французский солдат на белом коне Этюд для картины Явление Христа народу. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей.А. А. Иванов. Старик, опирающийся на палку, и мальчик, выходящий из воды. Этюд для картины Явление Христа народу. Бумага на холсте. масло. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей.А. А. Иванов. Явление Христа народу. 1837-1857. Холст, масло. 540х750. Москва. Государственная Третьяковская галереяВ 1845 году Иванов был приглашен архитектором К. А, Тоном для росписи запрестольного образа "Воскресения Христова" в Храме Христа Спасителя. Эта работа повлияла на последние годы жизни художника, в которых он находил вдохновение в основном в библейских сюжетах: "Ангел поражает Захарию немотой", Проповедь Христа в храме". Творчество Иванова по - прежнему вдохновляет художников на бескорыстное служение искусству.
В середине века мастера бытовой живописи переходят на новый этап творчества, стараясь показывать в своих картинах более подробную обстановку, предметы быта, жизнь людей разных общественных слоёв, особенно "низших", а так же деревенских сцен.
Л. К, Плахов (1810-1881) - ученик Венецианова, автор известных картин "Кучерская в Академии художеств" (1834), "Столярная мастерская" (1845).
И. Т. Хруцкий (1806-после 1855) - признанный специалист в изображении интерьера: "Натюрморт" (1850), "В комнате" (1854), "Цветы и плоды" (1839).
И. Т. Хруцкий. Цветы и плоды. 1839 г. Москва. Государственная Третьяковская галереяВ 1830х годах в московском Училище живописи и ваяния открылась работа натурного и художественного классов. Это событие повлияло на развитие реалистических тенденций в искусстве.
П. А. Федотов. Сватовство майора. Около 1851 г. Санкт-Петербург. Государственный Русский музейПавел Андреевич Федотов (1815-1852) - художник, который первым из мастеров бытового жанра воспроизвёл в своих работах критический анализ повседневной жизни. Первая крупная работа Федотова - "Свежий кавалер" показывает перебранку между грубым чиновником и его кухаркой, давая понять зрителю об ограниченном внутреннем мире героев картины. "Сватовство майора" 1848 года ярко характеризует жеманную купеческую дочь и ее бравого жениха - офицера. В знаменитой картине "Вдовушка" (в 1851 году был создан первый вариант, всего было 3 варианта) художник показывает поэтичный образ женщины, в котором живет тоска художника к прекрасному. Работа "Игроки" 1852 года была завершающей в жизни художника.
А. А. Федотов. Свежий кавалер. 1846 г. Москва. Государственная Третьяковская галереяП. А. Федотов. Вдовушка. Вариант. Москва. Государственная Третьяковская галереяВ провинциальной живописи первой половины XIX века дела обстояли иначе: "там" были знакомы всего два вида живописи: иконопись и работы крепостных художников. К таким работам можно отнести "Портрет неизвестной" ярославского художника Н.Д. Мыльникова, автора пейзажа " Петропавловская церковь в Казани" А. Н. Раковича. В то время существовало несколько живописных школ, вырасших из иконописных астерских. Одним из первых создателей такой школы был арзамасский иконописец А. В, Ступин (1776-1861). Известные его картины: "Портрет Е. М. Ступиной", "Мальчик с листком".
О дальнейших этапах развития русской живописи я расскажу в следующих статьях. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!
#искусство #культура #история искусства #русское искусство #живопись #xix век
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Живопись первой половины xix века. Известные художники и их картины.