Живопись первой половины xix века. Известные художники и их картины

В начале XIX века важнейшим из жанров по - прежнему остаётся историческая живопись. Картины с изображением исторических композиций чаще всего писались для получения академических степеней или для религиозных нужд (иконы для частных лиц и иконостасы в соборы). Хотя вскоре исторический жанр переходит на новый, более значимый этап развития.

Андрей Иванович Иванов (1776-1848) - отец знаменитого художника Александра Иванова. В своих первых работах он писал античные сюжеты: "Смерть Пелопида", 1800, ""Похищение Ганимеда". Затем художник обратился к сюжетом Древней Руси: "Подвиг молодого киевлянина", "Единоборство Мстислава Удалого с Редедеею".

А. И, Иванов. Смерть Пелопида. Холст, масло. 119,5х141. Москва, Государственная Третьяковская галерея

Василий Кузьмич Шебуев (1777-1855) и Алексей Егорович Егоров (1776-1851) - художники, известные своими работами в строящемся Казанском соборе. Шебуев расписывать также интерьеры Академии художеств. Важное значение для развития исторического жанра в России имели его картины "Тайная вечеря" (1838) и "Иоанн Креститель в пустыне" (1807-1809). С 1831 Щебуев занимал место пост ректора живописи и ваяния в Академии художеств.

В. К. Шебуев. Деметра. Рисунок со статуи, находящейся в Капитолийском музее в Риме. 1803-1806 гг. Бумага, итальянский карандаш, мел. 60, 5 х 43,7. Санкт-Петербург, Государственный Русский музей

Рисунки Егорова принесли ему славу русского Рафаэля. В иконостасе Казанского собора ему принадлежит композиция "Содействие Святого Духа" (1811).

А, Е. Егоров. Истязание Спасителя. 1814 г. Холст, масло. 260х207. Санкт-Петербург, Государственный Русский музей

О. А. Кипренский (1782-1836) - художник, получивший известность благодарю портретной живописи. Портрет отца Адама Швальбе - оригинальное произведение художника, созданное в 1804 году.

О. А. Кипренский. Портрет лейб-гусарского полковника Е. В. Давыдова. 1809 г. Холст, масло. 162х116. Снкт-Петербург. Государственный Русский музей.jpg

В 1804-1809 годах художник создал портреты И.В.Кусова, А. Р. Томилова, А. И. Корсакова. Автопортрет художника с его светлым взглядом завораживает своей открытость и добротой. В портрете Давыдова (1809) художник отразил широту натуры и мужскую силу в выражении лица и позе тела. За портрет принца Ольденбургского Кипренский получил звание академика.

О. А. Кипренский. Дмитрий Донской на Куликовом поле. 1805 г. Холст, масло. 118х167. Снкт-Петербург. Государственный Русский музейО. А. Кипренский. Группа из двух натурщиков. 1800 г. Бумага тонированная, итальянский карандаш. 55,5х46,2. Москва. Государственная Третьяковская галерея

В 1827 году художник написал портрет А.С. Пушкина. Портрет очень понравился поэту, и тот посвятил Кипренскому несколько стихотворных строк.

О. А. Кипренский. Портрет А. С. Пушкина. 1827 г. Холст, масло. 63х54. Москва. Государственная Третьяковская галерея.О. А. Кипренский. Слева: Портрет Е. П. Ростопчиной. 1809 г. Холст, масло 77х61. Справа: Портрет мальчика Челищева. Около 1809 г. Дерево, масло. 48х38. Москва. Государственная Третьяковская галерея

Последние годы жизни и творчества Кипренский провел в Италии.

В. А. Тропинин (1776-1857) - один из наиболее одарённых русских портретистов, создавший более 3000 портретов. Он был крепостным графов Морковых, посещал бесплатные занятия в Академии художеств. Многие произведения художник создал в Куклавке: украинском имени Морковых: "Пряха", " Мальчик с жалейкой", " Свадьба в Кукавке", "Пожилой украинский крестьянин".

В, А, Тропинин. Пряха. 1820е. Холст, масло. Москва, Государственная Третьяковская галереяВ. А. Тропинин. слева Мальчик с жалейкой. 1820е. Холст, масло. Москва. Государственная Третьяковска галерея. справа Портрет пожилого украинского крестьянина. Повторение портрет 1820 г.Холст, масло. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

Более поздние его работы: "Портрет Н. М. Карамзина", "Портрет П.П. Бекетова". Одно из самых значительных и поэтичных произведений Тропинина-портрет его сына. Жизненность портрету придаёт движение мальчика. Его подкупающая естественность-новое слово в русской портретной живописи того времени.

В. А. Тропинин. Голова мальчика. Портрет А. В. Тропинина. около 1818 г. Холст, масло. Москва. Государственная Третьяковская галерея

В 1823 году Тропинин получил вольную и написал несколько интересных работ: "Старик нищий", "Кружевница", "Портрет Булахова". В 1827 году он создаёт портрет А. С. Пушкина.

В, А, Тропинин. Кружевница. 1823е. Холст, масло. Москва, Государственная Третьяковская галерея.В. А. Тропинин. портерт А. С. Пушкина. 1827 г. Санкт-Петербург. Всесоюзный музей имени А. С. Пушкина.

Тропинин часто пишет групповые семейные портреты, а так же "персонажей из народа" ("Старик с палкой", "Старуха с курицей (1856)).

В. А. Тропинин. портерт К. П. Брюллова. 1836 г. Санкт-Петербург. Всесоюзный музей имени А. С. ПушкинаВ. А. Тропинин. Голова мальчика. Портрет Г. К. Равича. 1823 г. Холст, масло. Москва. Государственная Третьяковская галерея.

А. Г. Варнек (1782-1843) - руководитель класса миниатюрный живописи в Академии художеств. "Портрет балерины Е.И. Кокосовой" (1801) и его "Автопортрет" (1810) хранятся в Государственном Русском музее.

А. О. Орловский (1777-1832) - художник, получивший звание академика в Академии художеств в 1832 году за патриотические работы "Нападение разбойников", "Всадник".

А. О. Орловский. Автопортрет. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

Н. И. Аргунов (1771-1829) - крепостной Н. П. Шереметьева. Ему принадлежат многочисленные портреты представителей дворянский рода (портрет П. И. Шереметьевой), людей средних слоев и крепостных (Г. В. Вершина, 1814, П.М. Вишнякова 1821).

Н. И. Аргунов. Портрет Г. В. Варгина. 1814 г. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

Если говорить о пейзажах того времени, то большинство из них ещё тяготели к классицизму.

А. Е. Мартынов (1768-1826) - наиболее крупный из видописцев своего времени. Путешествуя из Москвы через Казань и Сибирь до Кяхты он создал ряд ландшафтный работ "Байкал", " Вид реки Селенги", виды Казани, Нижнего Новгорода.

С. П. Галактионов - выдающийся гравер. Известны его работы: "Старый дуб на берегу моря близ Кронштадта" (1801), "Вид Марли" (1805), "Вид Петергофской гранитный фабрики 1808), "Пруд в парке (1847).

С. Ф. Щедрин (1791-1830)-видописец, сын известного скульптора. За картину "Вид с Петровского острова" он получил Большую золотую медаль Академии художеств. это же время он написал " Вид с Петровского острова на Турков мост", "Вид на Биржу на набережной Невы" (1817). А в 1819 году Щедрые уехал в Неаполь для создания акварельных видов для великого князя Михаила Павловича. Акварели выполнены в лучших традициях классицизма:"Неаполь", "Вид Неаполя", а так же романтизма: "Водопад в Тиволи", "Новый Рим"). Творчество Щедрина помогло в становлении нового этапа развития пейзажной живописи.

С. Ф. Щедрин. Вид с Петропавловского острова в Петербурге. 1816 г. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей.С. Ф. Щедрин. Вид на Гатчински дворец с Длинного острова. Гуашб. 1816 г. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей.jpg

Так же продолжает развиваться и бытовой жанр. Несмотря на то, что бытовой живописи в Академии художеств придавалось третьестепенное значение, художник А. Г. Венецианов (1780-1848) утвердил бытовой жанр в качестве равноправного жанра в искусстве. "Портрет матери" (1801) - ранняя работа Венецианова, которая принесла ему известность. А за портрет К. И. Головачевского с воспитанниками (1811) художник получил должность академика.

А, Г. Венецианов. Портрет матери. 1801. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

В картинах и этюдах, посвящённым быту и жизни крестьян наиболее полно отразился талант Венецианова ("Гумно" 1822-1823, "Лето. На жатве.").

А. Г. Венецианов. Гумно. 1820е. Холст, Масло. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

Живописные интерьеры занимали в творчестве художника отдельное место, как, например, картина "Утро помещицы", 1823). "Девушка с васильками" (1820е годы) - один из лучших крестьянских портретов Венецианова. В этом интимном портрете по истине затронут трепетный душевный мир человека. Работы "Гадание" (1842) и "Девушка на сеннике"(1830е) продолжают развитие народного образа.

А. Г. Венецианов. Утро помещицы. 1823 г. Дерево, масло. Санкт-Петербург. Государственный Русский музейА, Г. Венецианов. слева Жнецы. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей. справа Крестьянка с васильками. Москва. Государственная Третьяковская галереяА, Г. Венецианов. Гадание на картах. 1842. Холст. масло. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

Карл Павлович Брюллов (1799-1852) - сын профессора Академии художеств П. И. Брюллова, известнейших художник середины XIX века. Ещё, обучаясь в Академии, он получил высокую оценку за работу "Нарцисс "(1819). Большую золотую медаль он получил за "Явление Аврааму трех ангелов у дуба маврийского"(1821). Эта медаль позволила братьям Брюлловым продолжить обучение в Италии. Там Карл работал над мифологическими темами и сюжетами.

К. П. Брюллов. Нарцисс. 1819 г. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей.

В творческом развитии художника большую роль сыграли картины "Итальянка, собираются виноград", "Итальянский полдень" (1827).

К. П. Брюллов. Итальянский полдень. 1827 г. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей.

"Гулянье в Альбано" (1830) - работа в которой заметно усложняется повествование, то пейзажа становятся проще и чище.

К. П. Брюллов. Гулянье в Альбано. 1834-1835 г. 24,7х33,1. Картон, акварель, графитный карандаш, лак. Москва. Государственная Третьяковская галерея.

Картина "Вирсавия" 1832 года подвела итог Испания Бпюллрва в области мифологии и жанровой живописи.

К. П. Брюллов. Вирсавия. 1832 г. Москва. Государственная Третьяковская галерея.

Брюллов мастерски умел показать движение, поэтому создал конный портрет (редкость в русском искусстве). Одним из его лучших конных портретов считается "Всадница"(1832). В этом и последующих его работах Брюллов создаёт особый, свойственный только ему тип портрета, называемый искусствоведами портретом-картиной. Зритель видит модель на фоне природы, в интерьере, в окружении многочисленных деталей, как, например, на портрете Ю. П. Самойловой с Джованниной Пачини и арапчонком(1832-1834).

К. П. Брюллов. Всадница. Портрет Джованины и Амалиции Пачини. 1832 г.291,5х206. Холст, масло. Москва. Государственная Третьяковская галерея..jpg

Вернувшись в Россию, Брюллов создал более 80 портретов. В начале 1840х он начал реализовывать замысел, который возник у него ещё в Италии при посещении раскопок древнего города Помпеи. Свойственное драматическое восприятие жизни художником воплотилось в картине "Последний день Помпеи" (1830-1833). Работа является наиболее знаменитой из всего творчества Брюллова.

К. П. Брюллов. Портрет А. Н. Львовы. 1824 г. Москва. Государственная Третьяковская галерея

У Брюллова было множество последователей и учеников. Творчество художника охватывает более трёх десятилетий.

К. П. Брюллов. Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амалией Пачини. 1842 г. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей.К. П. Брюллов. Портрет Е, П. Салтыковой. 1841 г. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей.К. П. Брюллов. Портрет О. П. Ферзен на ослике. 1835 г. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей.К. П. Брюллов. Последний день Помпеи. 1833 г. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей.

Ф. А. Бруни (1799-1875) - автор масштабных многофигурных композиций на мифологические и ветхозаветные сюжеты: "Смерти Камилы сестры Горация " (1824), "Медный змий" (1841-1845) и др.

Ф. А. Бруни. Смерть Камилы, сестры Горация. 1824 г. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

П. В. Басин (1793-1877) - мастер академического направления. Получивший звание академика за картину "Соктрат в битве при Потидее защищает Акивиада" (1828).

П. В. Басин. Сусанна, застигнутая старцами в купальне. 1822 г. Санкт-Петербург. Государственны Русский музей

М. Н. Воробьёв (1787-1855) - мастер пейзажной живописи. Писал виды Петербурга, Одессы и других городов: "Взрыв в Варне" (1830), "Осенняя ночь в Петербурге" (1835), "Вид военного телеграфа под Варною".

М. Н. Воровьёв. Вид военного телеграфа под Варною. 1829 г. Санкт-Петербург Государственный Русский музей

Александр Андреевич Иванов (1806-1858) - художник, посвятивший творчеству более 35 лет. Он далеко опередил своих современников, совершив работу, равную по значимости трём поколениям мастеров.

Работы "Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело гектора" (1824). "Иосиф, толкующий сны в темнице хлебодару и виночерпию" (1827) художник написал в Академии художеств.

А. А. Иванов. Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора. 1824 г. Москва. Государственная Третьяковская галерея.

А в 1833 году Иванов замыслил работать над темой "Явление Христа народу". С этого года начинается беспримерный подвиг художника, не имеющий примеров во всей истории искусства. С 1830 по 1840 года художник побывал в Палестине, изучал классические произведения, создал огромное количество предварительных рисунков, эскизов и картин. Впоследствии они легли в основу полотен: "Явление Христа Марии Магдалене после Воскресения", "Голова апостола Андрея", "Драпировки одежд на фигурах левита и блаженного к Христу", "Голова Христа и античные маски", "Голова Иоанна Крестителя", "Странник", "Прислушивающийся старик, сидящий на земле". В результате картина "Явление Мессии" ("Явление Христа народу") (1837-1857) действительно потрясла современников.

А. А. Иванов. Явление Христа Марии Магдалене после Воскресения. 1835 г. Санкт-Петербург. Государственный Русский музейА. А. Иванов. Голова Иоанна Крестителя. 1856-1858 гг. Санкт-Петербург. Государственный Русский музейА. А. Иванов. Французский солдат на белом коне Этюд для картины Явление Христа народу. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей.А. А. Иванов. Старик, опирающийся на палку, и мальчик, выходящий из воды. Этюд для картины Явление Христа народу. Бумага на холсте. масло. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей.А. А. Иванов. Явление Христа народу. 1837-1857. Холст, масло. 540х750. Москва. Государственная Третьяковская галерея

В 1845 году Иванов был приглашен архитектором К. А, Тоном для росписи запрестольного образа "Воскресения Христова" в Храме Христа Спасителя. Эта работа повлияла на последние годы жизни художника, в которых он находил вдохновение в основном в библейских сюжетах: "Ангел поражает Захарию немотой", Проповедь Христа в храме". Творчество Иванова по - прежнему вдохновляет художников на бескорыстное служение искусству.

В середине века мастера бытовой живописи переходят на новый этап творчества, стараясь показывать в своих картинах более подробную обстановку, предметы быта, жизнь людей разных общественных слоёв, особенно "низших", а так же деревенских сцен.

Л. К, Плахов (1810-1881) - ученик Венецианова, автор известных картин "Кучерская в Академии художеств" (1834), "Столярная мастерская" (1845).

И. Т. Хруцкий (1806-после 1855) - признанный специалист в изображении интерьера: "Натюрморт" (1850), "В комнате" (1854), "Цветы и плоды" (1839).

И. Т. Хруцкий. Цветы и плоды. 1839 г. Москва. Государственная Третьяковская галерея

В 1830х годах в московском Училище живописи и ваяния открылась работа натурного и художественного классов. Это событие повлияло на развитие реалистических тенденций в искусстве.

П. А. Федотов. Сватовство майора. Около 1851 г. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

Павел Андреевич Федотов (1815-1852) - художник, который первым из мастеров бытового жанра воспроизвёл в своих работах критический анализ повседневной жизни. Первая крупная работа Федотова - "Свежий кавалер" показывает перебранку между грубым чиновником и его кухаркой, давая понять зрителю об ограниченном внутреннем мире героев картины. "Сватовство майора" 1848 года ярко характеризует жеманную купеческую дочь и ее бравого жениха - офицера. В знаменитой картине "Вдовушка" (в 1851 году был создан первый вариант, всего было 3 варианта) художник показывает поэтичный образ женщины, в котором живет тоска художника к прекрасному. Работа "Игроки" 1852 года была завершающей в жизни художника.

А. А. Федотов. Свежий кавалер. 1846 г. Москва. Государственная Третьяковская галереяП. А. Федотов. Вдовушка. Вариант. Москва. Государственная Третьяковская галерея

В провинциальной живописи первой половины XIX века дела обстояли иначе: "там" были знакомы всего два вида живописи: иконопись и работы крепостных художников. К таким работам можно отнести "Портрет неизвестной" ярославского художника Н.Д. Мыльникова, автора пейзажа " Петропавловская церковь в Казани" А. Н. Раковича. В то время существовало несколько живописных школ, вырасших из иконописных астерских. Одним из первых создателей такой школы был арзамасский иконописец А. В, Ступин (1776-1861). Известные его картины: "Портрет Е. М. Ступиной", "Мальчик с листком".

О дальнейших этапах развития русской живописи я расскажу в следующих статьях. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!

#искусство #культура #история искусства #русское искусство #живопись #xix век

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Живопись первой половины xix века. Известные художники и их картины.

Система комментирования SigComments