Ожившие произведения ("пигмалион и Галатея" (ок. 1890) - Жан-Леон Жером; пропала во время Второй мировой войны)

Жан-Леон Жером - "Пигмалион и Галатея" (ок. 1890) (пропала из Гатчинского дворца)

В Большом Гатчинском дворце есть экспонат, который жители Гатчины меньше всего желали видеть в своем главном музее, но который останется в нем навсегда – напоминанием о самых страшных днях истории города. Это надпись, сделанная немецким солдатом на стене дворца в 1944 году: «Здесь мы были, сюда мы больше не вернемся, когда придет Иван, все будет пусто».

К тому моменту, когда немцы 13 сентября 1941 года вошли в Гатчину, из Гатчинского дворца успели эвакуировать менее 12 тысяч экспонатов из более чем 54 тысяч. В первые дни войны излишняя настойчивость на эвакуации музея, находящегося, казалось бы, так далеко от линии фронта, могла бы квалифицироваться почти как предательство, а потом в какой-то момент стало уже поздно.

Разграбление музея продолжалось все те два с половиной года, пока немцы были в городе. Уже к ноябрю 1941 года самые ценные экспонаты были вывезены в направлении Германии. После этого расхищение коллекции носило массовый, но не такой централизованный характер. Что-то передавалось для украшения различных организаций и штаб-квартир, что-то выносилось простыми солдатами и офицерами, а что-то просто уничтожалось. Перед своим отступлением в январе 1944 года немцы подожгли дворец, и огонь оставил практически только голые каменные руины.

После освобождения Гатчины начались работы по восстановлению разрушенного дворца, но вскоре все они были сведены к тому, чтобы в здании можно было бы просто хоть как-то находиться. О возвращении в него музейных ценностей не могло быть и речи. В 60-е годы Большой Гатчинский дворец вообще был на несколько лет исключен из списка памятников архитектуры. Восстановление дворца продолжается до сих пор и, по мнению специалистов, займет еще не менее 10 лет. Примечательно, что первым послевоенным экспонатом, «приобретенным» музеем, стала надпись немецкого солдата.

Надпись, оставленная немецким солдатом на стене Гатчинского дворца в 1944 году.

Поиски коллекции Большого Гатчинского дворца начались еще до окончания военных действий. Самая большая находка была сделана в марте 1945 года: сразу 456 картин из его собрания были найдены в Рижском замке. Что-то находилось и в самой Гатчине с окрестностями. Но в основном, речь шла о предметах интерьера. Последнее крупное пополнение музея произошло в 2018 году, когда из Германии были возвращены 16 исторических портретов из коллекции дворца. Всего за время поисков было возвращено порядка 4 тысяч предметов. Еще около 38 тысяч так и остаются утраченными. Среди них картина Жана-Леона Жерома «Пигмалион и Галатея».

Жана-Леона Жерома принято относить к сравнительно «проходным художникам», «академистам без души» или просто скучным и неинтересным. Даже наделавшая много шума кража картины «Бассейн в гареме» получила столь большую огласку не благодаря имени Жерома, а исключительно за счет того, что это была кража из Государственного Эрмитажа.

Фотография Жана-Леона Жерома в его мастерской (ок. 1890 г.; позади художника, слева, версия "Пигмалиона и Галатеи", которая пропала из Большого Гатчинского дворца).

Жером действительно был в некотором смысле ретроградом. Он, в частности, неоднократно крайне недоброжелательно высказывался о набиравшем в то время силу импрессионизме. Смею предположить, что к другим модным течениях он относился с еще большим скептицизмом. Но Жером был безумно популярным при жизни. В Париж второй половины 19 века приезжали не из-за импрессионистов, а из-за таких художников как Жером (одним из его учеников был Василий Верещагин). Но почти сразу после его смерти о нем забыли. Ценить Жерома стало не то, что немодно, а прямо-таки предосудительно. Заново открывать его начали только в конце 20 века. Так, например, эстетика «Гладиатора» Ридли Скотта вдохновлена работами Жерома. Впрочем, не исключено, что увлеченность эта скоро снова пойдет на спад, так как уже звучат обвинения художника в таких страшных современных грехах, как культурная апроприация и сексуальная эксплуатация.

У Жерома и правда очень много обнаженной женской натуры. И невероятно красивой обнаженной женской натуры. Стремившийся к максимально реалистичным изображениям, он пытался передать красоту женского тела во всех деталях. Конечно, зачастую сильно идеализируя, но кто ж его за это осудит? В сюжете Пигмалиона и Галатеи как нельзя лучше отразилось желание художника создать, да, идеальное, но живое существо.

Интересно, что миф о Пигмалионе настолько преображён сознанием многочисленных художников, пытавшихся воплотить его в живописи и скульптуре, что первоначальный сюжет «Метаморфоз» Овидия претерпел определенные изменения ради красоты изображения. У практически всех авторов (и Жером здесь не исключение) восхищенный скульптор преклоняется перед (или тянется к) ожившем мраморным изваянием, хотя по Овидию его скульптура была из слоновой кости и находилась совсем не на постаменте:

«В дом воз­вра­тив­шись, бежит он к желан­но­му обра­зу девы

И, над посте­лью скло­нясь, целу­ет, — ужель потеп­ле­ла?

Сно­ва целу­ет ее и рука­ми каса­ет­ся груди, —

И под рукой умяг­ча­ет­ся кость; ее твер­дость про­па­ла.»

Впрочем, большинству этот миф известен в его еще более вольной интерпретации: в виде Пиноккио или Буратино.

Но вернемся к Жерому.

Он обратился к сюжету Пигмалиона и Галатеи в 1890 году, и за два года им было создано минимум 3 полноценных картины на эту тему и одна скульптура. Причем картины отличались практически только тем ракурсом, с которого зритель смотрит на оживающую Галатею в объятиях Пигмалиона. Получалось словно зритель обходит скульптурное изваяние по кругу в тот самым момент, когда статуя начала оживать, оставаясь пока еще наполовину безжизненным мрамором, но уже горящая живым теплом под руками Пигмалиона.

Самая прославленная версия «Пигмалиона и Галатеи», на которой Галатея изображена со спины, хранится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Впрочем, статус «самой прославленной» объясняется исключительно расположением картины в столь известном месте. На сайте музея со ссылкой на несколько источников указывается, что уменьшения копия картины из Метрополитен-музея была продана 24 сентября 1892 году русскому царю. Однако это не правда, так как все версии «Пигмалиона», созданные Жеромом, отличались друг от друга, и на версии, проданной русскому царю и оказавшейся в итоге в Большом Гатчинском дворце, Галатея была изображена с практически прямо противоположного ракурса.

Жан-Леон Жером - "Пигмалион и Галатея" (ок. 1890) (Метрополитен-музей в Нью-Йорке)

Исследователь творчества Жерома и создатель самого полного каталога его работ, Джеральд Экерман, приводит практически все сохранившиеся изображения версий «Пигмалиона и Галатеи», но в отличие от сайта Нью-Йоркского музея менее категоричен в выводах о том, какая же именно картина была продана в Россию. Он лишь указывает, что установить это невозможно. Интересно, что Экерман какое-то время преподавал в Санкт-Петербургском государственном университете, но не подозревал, что ответ на этот вопрос хранится в документах музея под Петербургом.

Из трех версий «Пигмалиона и Галатеи», написанных Жеромом, одна находится в Метрополитен-музее. Еще про одну картину известно только то, что Жером ее рисовал, так как она сохранилась исключительно на фотографии художника, стоящего перед холстом (также сохранилось два наброска маслом к этой картине, в настоящее время находящиеся в частных коллекциях). И последняя, самая маленькая версия, в отношении которой Экерман лишь отчасти ошибается, что о ней ничего не известно, была продана русскому царю.

Исследователи творчества Жерома не смогли установить, какая именно работа оказалась в России, но, к сожалению, в итоге они совершенно правильно указали, что местоположение картины в настоящее время действительно неизвестно. Она осталась среди тех 38 тысяч экспонатов Гатчинского дворца, которые так и не были найдены. И все, что на сегодня от нее осталось, это фотографии в каталоге Экермана и Инвентарной книге № 1 утраченных предметов Гатчинского дворца, а также воспроизведение этой работы художником на стене другой его картины, «Работая в мраморе», на которой сам Жером делает обратную Пигмалиону вещь, превращая прекрасную живую модель в мрамор.

Жан-Леон Жером - "Работая в мраморе" (ок. 1890)

#Искусство #19век #Жером #Франция #Академизм

#пигмалион #галатея

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Ожившие произведения ("пигмалион и Галатея" (ок. 1890) - Жан-Леон Жером; пропала во время Второй мировой войны).

Система комментирования SigComments