В самом конце Второй мировой войны СССР жестко надавил на Турцию, требуя от нее территориальных уступок

Знаменитый Константинополь, который на Руси называли Царьградом, не давал покоя русским самодержцам еще со времен Киевской Руси. Он беспокоил и Ивана Грозного, и Петра I, и Екатерину Великую. Получить для себя колыбель христианской культуры было их несбыточной мечтой. Помимо самого Константинополя, являвшегося сакральной ценностью, немаловажное значение имели Черноморский Боспор и Дарданеллы, выход из Черного моря. 

Чтобы овладеть ими, Россия непрерывно воевала с Османской империей. И перед вступлением в Первую мировую войну государство поставило перед союзниками по Антанте вопрос о непременном владении проливом в случае победы. Так бы и случилось, но Империя проиграла ту войну и была вынуждена расстаться с идеей Черноморского Доминиона. Однако не навсегда. Через пару десятков лет Советский Союз стал требовать от Турции не только проливы, но и часть северо-восточных территорий. И не просто требовать, а даже угрожать военным вторжением. Что помешало Сталину осуществить эти планы и почему у Советского Союза вдруг возникли территориальные претензии к государству, которое даже Ленин считал надежным союзником на Ближнем Востоке?

Турция/ © Рейтер

Один бросок с Балкан

Начнем с того, что в 1921 году по инициативе Ленина Советская Россия в рамках Договора о дружбе и братстве передала Турции часть территорий Закавказья, принадлежавших Российской империи с 1878 года речь идет о городах Карс, Ардаган и прилегающих территориях вместе с горой Арарат.

Но со временем отношения между Москвой и Анкарой охладели, и турецкий лидер Мустафа Кемаль Ататюрк начал налаживать связи с силами, которые совсем недавно хотели уничтожить его страну. 

Турецкий лидер Мустафа Кемаль Ататюрк/ © globallookpress.com

До начала Второй мировой войны Турция проводила крайне осторожную политику в Европе. С одной стороны у нее был договор о дружбе и взаимопомощи с СССР, с другой - трехсторонний договор с Великобританией и Францией о том же. Турция демонстративно отказалась вступать в военный союз с Гитлером, но в июне 1941 г заключила с Германией договор о дружбе и ненападении.

Официально Турция не участвовала во Второй мировой войне (до февраля 1945 г.), но держала на своих северных рубежах крупную группировку войск, а перед этим объявила в стране всеобщую мобилизацию. Сталин считал, что если бы наступление вермахта развивалось более успешно, Турция непременно вступила бы в войну и напала бы на советское Закавказье. Для отражения возможного инцидента Советский Союз был вынужден держать у своей границы силы, остро необходимые на других участках фронта.

Когда наступил перелом в войне и Красная Армия начала свое победоносное шествие по Европе, у Сталина появился шанс захватить Стамбул одним махом с Балкан, наказав таким образом Турцию за ее позицию в войне. Формально, однако, между двумя государствами существовал договор о дружбе и взаимопомощи, и союзники отнеслись бы к такому демаршу весьма неоднозначно. Поэтому Сталин решил действовать дипломатично.

Ставки растут

Прежде всего, в марте 1945 года Советский Союз осудил Договор о дружбе и нейтралитете, но не торопился заключать новый. Турецкий посол в Москве был вызван в Министерство иностранных дел, где нарком иностранных дел Молотов сообщил ему о новой позиции СССР. Во-первых, следует пересмотреть статус закавказских территорий, отданных еще в 1921 году (читай, вернуть их). Второй — разместить больше советских военных баз в районе Босфора и Дарданелл для «общей защиты и защиты». Без выполнения этих двух условий Москва не считает возможным подписание нового союзного договора с Анкарой.

Территориальные претензии СССР/ © topwar.ru

А чтобы положение в Советском Союзе выглядело еще более плачевным, Сталин усилил концентрацию советских войск в Болгарии и Румынии. По данным турецкой разведки, этих войск будет достаточно, чтобы нанести сокрушительный удар по Стамбулу. Но это не все.

Обратите внимание: I Мировая война: итоги военного конфликта. Последствия сражения и судьба участников войны.

В 1941 году Советский Союз вместе с Англией захватил Иран и разделил его на сферы влияния. До 1946 г значительная концентрация наших войск находилась на севере Ирана, а в марте 1945 г она увеличилась почти вдвое.

Черноморский пролив, где СССР планировал разместить военные базы/ © realnoevremya.ru

Турция оказалась в очень сложной ситуации. Советский Союз, как говорится, окружил его со всех сторон. Весь восток страны находился под ружьем Закавказской группы войск, на северо-западных границах Румынии и Болгарии находились боеспособные части Красной Армии и Черноморского флота в составе 24 сухопутных кораблей и 29 подводных лодок, дислоцировалась в нейтральных водах у Босфора.

И все же Анкара не приняла условия СССР, и на состоявшейся в июне 1945 года Потсдамской конференции стала дипломатически защищать свое государство, рассчитывая на помощь США и Великобритании. В ответ Сталин на переговорах с союзниками уже открыто ставил вопрос о территориальных претензиях к Турции, и в частности о контроле над Черноморскими проливами.

Сталин, Трумэн и Черчилль на Потсдамской конференции в июле 1945 года. © Getty Images

Устно договорившись о необходимости корректировки Соглашения о проливах, премьер-министр Великобритании Черчилль и президент США Трумэн дипломатически отвергли все основные требования СССР в отношении территорий и военных баз. Таким образом, этот боевой раунд остался за Турцией.

"Плюнули в морду туркам"

5 марта 1946 года Уинстон Черчилль произносит свою легендарную речь, которую считают прологом к холодной войне. Давление Москвы на Турцию использовалось как оправдание антисоветской политики и опускания «железного занавеса".

В ответ СССР поднял ставки в игре. Сосредоточение войск в Болгарии и Северном Иране было усилено, и в Тебриз прибыл генерал Баграмян, под командованием которого советские части, вместо того, чтобы покинуть Северный Иран (как это должно было быть сделано по договоренности), пошли на юг — в Тегеран. Турция запросила прямую помощь у США и получила ее. 6 апреля 1946 года в порт Стамбула прибывает американский линкор «Миссури». Конечно, одного боевого корабля было недостаточно, но не забывайте, что в то время у Америки было ядерное оружие и такая демонстрация мощи должна была сказать о многом.

Американский линкор «Миссури»/ © topwar.ru

Вдобавок к этому ООН решительно осудила действия Советского Союза на севере Ирана и потребовала вывода оттуда всех войск. В этих условиях Сталин понял, что продолжать дальнейшую эскалацию бессмысленно — о прямых военных действиях против США не может быть и речи, а дипломатическим путем ничего нельзя добиться. Восточная партия была потеряна.

Еще в 1949 году был создан военно-политический блок НАТО, в 1952 году его членом стала Турция, а в 1953 году Никита Хрущев навсегда отказался от территориальных претензий к Турции. Как он сказал в 1957 году:

Они победили немцев. Голова пошла кругом. Турки, товарищи, друзья. Нет, давайте напишем записку, что мы расторгаем договор о дружбе и плюнем туркам в лицо... Это глупо. Однако мы потеряли дружественную Турцию, и теперь у нас есть базы США на юге, которые держат наш юг под огнем...

Однако, несмотря на все усилия Хрущева, потепление в отношениях между Советским Союзом и Турцией началось только в 1970-е годы, и то только из-за так называемого «левого поворота» в турецкой политике. 

Так завершилось дипломатическое противостояние СССР и Турции в середине 1940-х гг. Вопрос о принадлежности Черноморского пролива и славного Царьграда-Константинополя больше не поднимался. Ошибся ли Сталин, выбрав мирный путь, или же он спас мир от очередного военного противостояния, признав свое поражение, вряд ли сейчас можно ответить на этот вопрос.

А вот соседнему с Турцией Ирану повезло гораздо меньше. Молниеносная советская операция «Согласие» привела к тому, что эта страна на 5 лет была раздроблена, потеряв доступ не только к нефтяным месторождениям на юге, но и к Каспийскому морю:

Согласие на эксплуатацию. Как Советский Союз захватил Иран

Больше интересных статей здесь: Война.

Источник статьи: В самом конце Второй мировой войны СССР жестко надавил на Турцию, требуя от нее территориальных уступок.

Система комментирования SigComments