Дирижабли против подлодок: k-ships против u-boats

10 членов экипажа в кабине K-Ships выполняли противолодочные операции во время Второй мировой войны в Атлантике. Здесь показана наземная команда, готовящая К-64 перед патрулированием. (NARA RG 80-G-55200)

В январе 1942 года война, бушевавшая в Европе, подошла к водам восточного побережья США. Хотя Соединенные Штаты уже вступили во Вторую мировую войну на Тихом океане с нападением на Перл-Харбор и другие территории США в декабре 1941 года, начало войны в Атлантике у своего побережья- застало американских военачальников врасплох.

В середине января немецкий флот начал операцию «Паукеншлаг», кампанию пяти подводных лодок (часто называемых U-Boat ) против торговых судов у американских берегов. Всего за несколько недель немецкие подводные лодки потопили более 20 торговых судов с тысячами тоннами грузов. Подводные лодки вернулись в свои базы только после того, как израсходовали все свои торпеды. Чтобы противостоять этой новой угрозе морской безопасности, ВМС США использовали все доступные средства для борьбы с подводными лодками: в том числе и дирижабли K-типа.

Трое летчиков в кабине дирижабля. Член экипажа К-28 24-й эскадрильи дирижаблей ВМС США (ZP-24) замечает корабль во время патрулирования. Большие окна кабины корабля «К» обеспечивали 180-градусный обзор для проведения поисково-спасательных и противолодочных операций. (SI-2000-3763)

Когда Соединенные Штаты вступили во Вторую мировую войну, у них было всего шесть машин легче воздуха, которые можно было использовать для охоты за подводными лодками. Четыре завершенных дирижабля К-типа, или K-Ships (К-кораблей), находящихся на вооружении ВМФ, поднялись в воздух почти сразу после начала атак подводных лодок в январе 1942 года. Дирижабль К-3 был отправлен патрулировать воды у Лонг-Айленда , штат Нью-Йорк, вскоре после того, как ночью 14 января в этом районе был потоплен американский танкер. К-3 патрулировал этот район в поисках нефтяных пятен и других признаков возможной подводной лодки. Когда К-3 исследовал район моря, экипаж узнал от соседнего поискового самолета, что с затонувшего танкера были найдены выжившие. Оказавшись на месте, К-3 спустил на воду спасательные средства и еду выжившим, находясь в этом районе, пока не подошли надводные корабли.

Дирижабли К-типа продолжали выполнять поисково-спасательные задачи, что стало одним из основных способов использования дирижаблей во время их длительных патрулей над океаном на протяжении всей войны. Они часто несли дополнительные припасы, и спасательные шлюпки, которые можно было спустить для экипажей с затонувших кораблей или севших в океане самолетов. К-кораблям было трудно подобрать выживших в открытом океане при сложных погодных условиях, но они обеспечивали их спасение, направляя другие самолеты и надводные корабли в районы, где находились выжившие. Малая скорость -до 128 км/ч, большая продолжительность полета и отличная обзорность К-кораблей позволяли их экипажам участвовать, как в поисково-спасательных операциях, так позволяли им в совершенстве овладеть искусством поиска подводных лодок противника.

Защита конвоев и атаки подводных лодок

Дирижабли могли защищать конвои, обнаруживая подводные лодки и атакуя их, когда это было возможно.

Дирижабль летит над торговым кораблем. Дирижабль ВМС США, K-28, сопровождающий SS Paulsboro, торговое судно США, в Атлантике, 27 января 1944 г. (NARA RG 80-G-208873)

Благодаря способности зависать и летать на малых высотах и ​​скоростях, К-корабли могли оставаться с конвоями, а многочисленные иллюминаторы, расположенные по всей кабине управления, обеспечивали отличный обзор, позволяя экипажам следить за всем, от перископов до нефтяных пятен на поверхности воды. Они также могли работать в условиях, при которых самолеты не летали, таких как туман или низкая облачность, что позволяло им выполнять противолодочные боевые задачи, которые в противном случае были бы невозможны. Известные своей исключительной выносливостью, К-корабли несли экипаж из 10 человек и могли работать в течение 26 часов на крейсерской скорости, что позволяло им постоянно патрулировать судоходные пути, ожидая подводные лодки, которым нужно было всплыть на поверхность, для преследования конвоя или зарядки аккумуляторов. Сочетание этих уникальных характеристик сделало К-корабли важнейшим элементом борьбы с подводными лодками.

Комбинация К-кораблей со специализированным оборудованием позволяла им находить подводные лодки, даже если они находились вне поля зрения или под поверхностью. Каждый экипаж состоял из двух радистов, которые отвечали за дальнюю радиосвязь, позволяя предупреждать конвои, надводные корабли о присутствии подводных лодок. Они также использовали радар, который мог обнаруживать подводные лодки в надводном положении ночью и в условиях плохой видимости, модифицированные корабли были оборудованы радаром ASG, который имел дальность обнаружения 140 км.

Одним из наиболее важных элементов оборудования- были детекторы магнитных аномалий или оборудование MAD. MAD может обнаруживать искажения в магнитном поле Земли, вызванные крупными металлическими объектами, такими как подводная лодка на глубине. Оно имело дальность действия около 400 футов-120 метров, что делало низколетящие К-корабли идеальными операторами такого оборудования. Но это оборудование не было безупречным и часто не могло выделить магнитные искажения, чтобы решить эту проблему,- K-корабли часто использовали оборудование MAD в сочетании с гидроакустическими буями, которые сбрасывались с воздуха для обеспечения гидролокационного контакта. Как только подводная лодка была обнаружена, К-корабли вызывали надводные корабли или противолодочные самолеты для атаки. Комбинация этих различных средств обнаружения и поражения, позволяла эффективно охотиться на подводные лодки и защищать корабли конвоев.

Дирижабль над нефтяным пятном. Заметив подозрительное нефтяное пятно, командир дирижабля маневрировал над концом следа нефтяного пятна и сбросил глубинную бомбу, для профилактики. (NASM-2A07676)

Дирижабли К-типа также могли сами атаковать. Они несли различные противолодочные боеприпасы, и то, что они несли, менялось на протяжении всей войны по мере того, как становились доступны новые системы вооружения. K-корабли могли нести до четырех бомб фугасных, начиная от 350-фунтовых глубинных бомб Mk 47, глубинных бомб Mk 17 или акустических торпед Mk 24. Две из них могли быть расположены во внутреннем бомбоотсеке, а две — снаружи на узлах подвески. Они также были вооружены пулеметом 50-го калибра (12,7 мм), расположенным в носовой башне в передней части машины управления, имевшей широкий диапазон для стрельбы. Если К-корабль обнаруживал доказательства того, что в этом районе находится подводная лодка, он мог сбросить свои глубинные бомбы, чтобы повредить подводную лодку или, по крайней мере, вывести ее на поверхность, пока не прибудет подкрепление. Способность K-кораблей совершать эти атаки позволяла им защищать корабли конвоев, а многим из них удалось повредить подводные лодки и помочь их потопить. Это была опасная работа, и подобные атаки привели к тому, что один К-корабль был сбит вражеским огнем.

Два члена экипажа 24-й эскадрильи дирижаблей ВМС США (ZP-24) подвешивают 325-фунтовую авиационную бомбу Mk 17 на К-28, дирижабль типа K. (SI 2000-3750)

Потеря К-74

Только один дирижабль К-типа был уничтожен противником во время Второй мировой войны. В ночь на 18 июля 1943 года К-74 охранял корабли при переходе через Флоридский пролив.

Обратите внимание: Моджахеды против коммунистов: почему афганское правительство держалось даже после распада ссср?.

Экипаж зафиксировал контакт на радаре К-74 и начал поиск подводной лодки. Они быстро обнаружили силуэт U-134 на фоне воды в лунном свете. Хотя до конвоя оставалось еще 20 миль, командир -лейтенант Нельсон Г. Гриллс посчитал, что подводная лодка действительно представляет угрозу. Он вывел К-74 на позицию для атаки глубинными бомбами, прежде чем U-134 открыла огонь из пулеметов и зенитных пушек. Несмотря на повреждения, К-74 пролетел над U-134 только для того, чтобы его глубинные бомбы так и не были сброшены -из-за ошибки бомбардира-оператора. Стрелку удалось обстрелять подводную лодку выпустив 100 патронов из пулемета 50-го калибра, но зенитный огонь с подводной лодки нанес значительный ущерб. У К-74 загорелся правый двигатель, но его быстро потушили, а пробоины в оболочке дирижабля привели к потере высоты. Он погрузился в море незадолго до полуночи. Экипаж выпрыгнул и восемь часов плавал рядом с местом крушения. Утром амфибия Grumman JRF обнаружила экипаж и приводнилась, чтобы спасти их. Один член экипажа, Исадор Стессель, подвергся нападению акулы незадолго до того, как команда была спасена, что стало одной из немногих смертей члена экипажа дирижабля , формально - после воздействия противника. U-134 покинула этот район, сообщив лишь о незначительных повреждениях, вызванных обстрелом из К-74. Лодка продолжила свое патрулирование до тех пор, пока не была потоплена у побережья Испании в августе 1943 года.

В этом отчете ВМС США описаны подробности атаки К-74 на немецкую U-134.

Уничтожение U-853 и захват U-858

5 мая 1945 года у берегов Род-Айленда был потоплен американский угольщик Black Point. Несколько кораблей, в том числе эсминец Ericsson, фрегат береговой охраны Moberly и эсминцы сопровождения Atherton и Amick, быстро прибыли в этот район, чтобы выследить подводную лодку, ответственную за нападение. К-16 и К-58 были отправлены в этот район 6 мая для помощи в поиске подводной лодки. Прибыв на место происшествия, К-16 использовала свое оборудование MAD и обнаружила цель под водой. После атак надводных кораблей глубинными бомбами К-16 развернул гидроакустический буй и обнаружил звуки под водой. Он начал сбрасывать глубинные бомбы на предполагаемое местонахождение подводной лодки. Затем К-58 использовал оборудование MAD, чтобы отметить возможные места, сбросил две собственные глубинные бомбы. После еще нескольких атак глубинными бомбами с надводных кораблей К-дирижабли заметили многочисленные обломки, плавающие на поверхности, отметив последнее уничтожение вражеской подводной лодки в американских водах.

Экипаж рисует подводную лодку на борту корабля USS Moberly (PF-63) , чтобы отметить победу над U-853. (NARA 26-G-4451)

Последний вклад K-кораблей во время Второй мировой войны в Атлантику произошел вскоре после окончания войны. 14 мая 1945 года капитан U-858 сдался США. Военно-морской дирижабль K-типа помог сопроводить подводную лодку в порт, что ознаменовало окончание противолодочных действий для K-кораблей в битве за Атлантику.

Корабли K обеспечивали критическую защиту конвоев, перевозивших жизненно важные грузы. В своей работе «Дирижабли и подводные лодки» (Blimps and U-boats...)Дж. Гордон Вэт объяснил:

Дирижабль остался с конвоем, пролетев низко и притормаживая, чтобы сохранить медленный темп кораблей. Для моряков на грузовых кораблях и танкерах -защита, обеспечиваемая дирижаблем, была чем-то личным. Экипажи дирижаблей и экипажи торговых кораблей махали друг другу рукой, дирижабль все время выглядел величественным, чрезвычайно мощным и обнадеживающим, когда он прокладывал себе путь над конвоем или удерживал позицию поиска впереди него. Экипажи в дирижаблях отвечали взаимностью на это чувство товарищества. Одни и те же торговые суда, курсирующие по одним и тем же маршрутам, стали привычными им достопримечательностями .
K-дирижабль пролетает над надводной подводной лодкой. Флаг США развевается над захваченной U-858, когда ее сопровождает K-дирижабль в Льюис, штат Делавэр. (NARA RG 80-G-K-14619)

Дирижабли ВМФ, включая К-корабли, действуя над Атлантическим, так и над Тихим океанами, совершили почти 36 000 патрульных полетов с общим налетом 412 000 часов !

Потери конвоев, вызванные действиями подводных лодок, которых опасались в начале войны, резко уменьшились, когда К-корабли начали постоянно находится над головой и искать врага над-и под водой . Всего было построено 133 дирижабля К-типа. В 1942—1944 годы около 1400 пилотов дирижаблей и 3000 членов экипажа прошли обучение в военных училищах, количество лиц, служащих в подразделениях, занятых эксплуатацией дирижаблей, выросло с 430 до 12 400. В США дирижабли выпускались на заводе компании Goodyear в Акроне, штат Огайо. С 1942 по 1945 для ВМС США были выпущено 154 дирижабля (133 K-класса, десять L-класса, семь G-класса и четыре M-класса) и, кроме того, пять дирижаблей L-класса для гражданских заказчиков (серийный номера от М-4 до L −8).

К концу войны 72 члена экипажа дирижаблей ВМФ заплатили высшую цену, чтобы защитить торговый флот и обеспечить спасательные операции в океане, дирижабли обеспечили проводку многих тысяч судов и спасение тысяч жертв войны на море.

Последний дирижабль Класса К («K Ship») K-43 был снят с вооружения в марте 1959 года.

#корабли #самолеты #вторая мировая война #история #флот #авиация #интересные факты #война на море

Источники данных и изображений : “Blimps and U-boats: U.S. Navy Airships in the Battle of the Atlantic” J. Gordon Vaeth (1992), https://uboat.net/,ru.wikipedia.org, Military History magazine, http://www.airwar.ru/

Смотрите другие материалы в разделе ВМВ:

Единственный командир подлодки расстрелянный нацистами. Жертва системы или антифашист ?

Секрет союзников на миллиард долларов: радиовзрыватель Второй Мировой, который резко повысил эффективность ПВО и не только

Основные элементы стратегии Японского флота во Второй Мировой войне

Крупнейшее воздушно-морское сражение истории. Расцвет плывущей хризантемы в водах Окинавы. Апрель 1945 года.

Больше интересных статей здесь: Война.

Источник статьи: Дирижабли против подлодок: k-ships против u-boats.

Система комментирования SigComments