Недавно попалось одно обсуждение на форуме военно-исторического сайта, где поднимали сразу несколько интересных вопросов. По которым мне захотелось высказать некоторые соображения.
Речь шла о том, что Третий Рейх слишком переоценил свои силы в войне с Советским Союзом, и для успешного завершения этой войны нужно было привлекать значительно больше войск. И далее вставал вопрос, откуда их взять.
Давайте и мы с вами попробуем порешать вопрос про потенциальные, но не использованные резервы Вермахта.
После неудачного «Блицкрига» перед руководством Третьего Рейха и Вермахта встал вопрос, как воевать дальше. А составной частью этого вопроса всегда идёт — какими силами?
Причём, сама идея наступать на юге, с целью выйти к Кавказу уже однозначно говорила о значительном увеличении протяжённости Восточного фронта, что требовало больше войск. А после неудачного 41-го войск уже и так стало меньше.
Вопрос с самолётами и танками весьма однозначен — дополнительно их Вермахту взять было неоткуда в значимых количествах. Но хотя бы пехоту…
Я уже писал ранее, что логичным решением этой проблемы стал бы отказ от имеющихся планов разгрома Калининского фронта и наступления на Москву на ближайшее будущее, и вывод войск с Ржевского и Демянского плацдармов. Это высвобождало бы огромные силы.
Как мы знаем, Гитлер на это не пошёл, зато как следует напрягли союзников, венгры и итальянцы выставили на фронте полноценные полевые армии, а румыны даже две армии и ещё много чего отдельного. Что и привело к катастрофе под Сталинградом, где именно союзники Германии оказались слабым звеном.
Однако, без союзников не обойтись в любом варианте и единственный вариант существенного усиления Вермахта для шанса на успех в войне — это привлечение каких-то прочих людских ресурсов. Чему в первую очередь мешала расовая политика Третьего Рейха, считавшего многие народы вторым сортом. Однако, когда стало сильнее пахнуть жареным, то ведь про все расовые ограничения забыли, и Вермахт пополняли, не глядя на национальность. Правда, на всякий случай, переведя большую часть частей и соединений, комплектуемых иностранцами, в состав войск СС.
Давайте предположим, что Гитлер и его сотоварищи по несчастью (ну или сообщники) принимают решение негласно плюнуть на всю расовую политику по методу Геринга. Которому приписывают фразу: «В своём штабе только я сам решаю, кто еврей».
Итак, нам нужны людские ресурсы для существенного увеличения армии. Но в самой Германии людей уже взять негде, их не хватает даже на пополнения действующей армии. Кстати, с вооружением проблем на тот момент меньше.
Обратите внимание: Моджахеды против коммунистов: почему афганское правительство держалось даже после распада ссср?.
Стрелкового оружия и артиллерия, захваченного в европейских страха, а также боеприпасов к нему, хватит на десятки дивизий.Первое, самое простое и надежное — это кинуть клич «крестового похода против коммунизма». Под это в оккупированных странах: Бельгии, Голландии, Франции, скандинавских, можно набрать ещё несколько дивизий. И вооружить их их же оружием бывшим. В 1944 году, когда Германия терпела поражение, и то в тех же странах по несколько дивизий сформировали. А в 1942 году желающих нашлось бы значительно больше.
Что касается, союзников, то если Венгрия, Румыния и Италия, а также Словакия выставили на фронт всё, что могли, а Болгарию бы едва ли удалось заставить войска послать на Восточный фронт, но была ещё Хорватия, которая могла набрать две-три дивизии. Правда качество хорватских войск было совсем уж невысоко.
Но это всё лежит, что называется, на поверхности.
В 1942 году немалые людские резервы у Вермахта могли быть на оккупированной территории СССР. В первую очередь в Прибалтике. Если бы немцы с самого начала рассматривали использование бывших граждан СССР в своих рядах в больших количествах, то они вполне могли бы сформировать и несколько прибалтийских дивизий, и несколько украинских, к концу лета 1942 года. Вооружать их советским трофейным оружием, которого было с избытком.
Что касается создания русских дивизий, то тут немцы были против. И в этом они правы, создание большого числа русских национальных соединений, как предлагали многие эмигранты и попавшие в плен военачальники, было чревато тем, что они будут бороться не только против советской власти, но и против оккупантов. Зато практика использования хиви, то есть иностранцев на вспомогательных должностях уже к тому времени появилась, а с осени 42-го хиви даже были введены в штат пехотной дивизии.
Но немецкое командование в целом относилось весьма осторожно к идее использования бывших советских граждан в немецкой армии. Что хорошо, с нашей точки зрения.
Ведь в 42-м году желающих было немало. Очень грамотная пропаганда, усиливаемая успехами Вермахта на фронте, приводила к тому, что военнопленные предпочитали службу у немцев мучениям в концлагере, а жители оккупированных территорий охотнее шли в полицаи, чем в партизаны. Лишь через год-полтора ситуация измениться с точностью до наоборот, и целые части, сформированные из военнопленных, будут переходить к партизанам.
Напомню, что хиви состояли не только из наших граждан, но в них было очень много поляков и чехов.
Как мне кажется, если бы немецкое командование ещё с конца 1941 года стало активно привлекать и военнопленных, и жителей оккупированных стран к службе в Вермахте, пусть даже в роли хиви, то это позволило существенно усилить немецкую армию на Восточном фронте. Опять же, не дай бог.
Словом, немцы совершили много ошибок и это, несомненно, хорошо.
В продолжении темы могу предложить вам статью:
Если бы Гитлер устроил в СССР гражданскую войну?
Больше интересных статей здесь: Война.
Источник статьи: Какие ещё силы мог бы использовать Гитлер против ссср в 42-м?.