Как Отечественная война 1812 года повлияла на моду нашей страны? и как на моду в Европе?

Если коротко - триумф Российской империи создал моду на наряды a la russ. В самой России в период Отечественной войны 1812 года патриотическое настроение находит отражение в аристократическом костюме. Кроме того, такой фасон очень удачно совпал с идеями сентиментализма о поиске истины в естественном, народном, "простом". Эта мода некоторое время была популярна и в Европе (особенно после Венского конгресса 1814 года), подхваченная даже королевскими особами.Немного о голубом сарафане"Русское" женское платье подражало традиционному сарафану, изначально носилось с рубахой и часто дополнялось стилизованным кокошником.Редактировать галереюДобавьте описаниеРобер Лефевр. Портрет княгини М.Ф. Барятинской с дочерью Ольгой, 1817. Музей "Новый Иерусалим". © Министерство культуры Российской ФедерацииОтличный пример - портрет княгини М.Ф. Барятинской с дочерью Ольгой ( 1817 год) кисти Робера Лефевра. Одеяние княгини включает многие традиционные элементы (вышитые сарафан, рубаху, вуаль, жемчужное ожерелье и кокошник с поднизью), адаптированные в соответствии с ампирной модой. Её маленькая дочь также одета в русский сарафан с рубахой - в детской моде такой "a la russ" будет популярен чуть ли не дольше взрослого варианта.Особенно знаменит портрет принцессы Шарлотты Уэльской, единственной наследницы Георга IV, которая трагически умерла в родах в 1817 году. Изображение принцессы в русском платье известно не только благодаря многим повторениям, но и из-за сохранившегося оригинального костюма (второй кадр в галерее). Кстати, Шарлотта не просто так изображена с папкой - она была известна как художница-любительница, коих в аристократической среде было много.Редактировать галерею Джордж Доу. Принцесса Шарлотта Уэльская, 1817. Национальная портретная галерея, Лондон. © National Portrait Gallery, London.Ещё один пример светского варианта народного платья - портрет Софьи Петровны Свечиной, фрейлины, писательницы и светской дамы, а ещё одной из самых заметных русских новообращенных католичек. Написанный французским мастером уже после отъезда Свечиной в Париж из-за скандальной перемены конфессии, этот портрет вполне мог быть манифестом русского происхождения в сочетании с католической верой (обратите внимание на крест в правой руке).Редактировать галереюДобавьте описаниеФрансуа Кинсон. Портрет Софьи Петровны Свечиной, 1816. Частная коллекция.Интерес с народному платью проявляли не только в высшем свете. Нельзя не вспомнить, к примеру, Венецианова и его крестьянские сюжеты. На одном из портретов он изобразил свою жену Марфу Афанасьевну в праздничном наряде Тверской губернии, откуда та была родом. И снова голубой сарафан!Редактировать галереюДобавьте описаниеАлексей Венецианов. Портрет М.А. Венециановой в русском наряде, конец 1820-х. Государственная Третьяковская галерея, Москва. © Государственная Третьяковская галерея"Русский" костюм закрепляется в парадном церемониале ещё очень надолго. Николай I вводит для придворных дам особый "русский" дресс-код, разработанный им собственноручно. Дресс-код регламентировал не только цвет и материи наряда в соответствии с рангом фрейлины, но и рисунок вышивки. Этот тип парадных платьев с небольшими изменениями продержится аж до 1917 года.Фрейлины, княжны и императрицыФрейлина императрицы Александры Федоровны в 1834-1837 годах Софья Орлова Денисова изображена в платье из красного бархата с золотым шитьем, которое полагалось только фрейлинам супруги самодержца. На её статус указывает также фрейлинский шифр-монограмма на голубом банте, приколотая к левой стороне корсажа.Редактировать галереюДобавьте описаниеПимен Орлов. Портрет фрейлины Софьи Васильевны Орловой-Денисовой, 1835. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. © Государственный Эрмитаж. Даме иного статуса полагался другой цвет - например, темно-синий с шитьем для наставницы великой княжны.Редактировать галереюДобавьте описаниеПимен Орлов. Портрет наставницы при великой княжне Ольге Николаевне Анны Алексеевны Окуловой, 1837. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. © Государственный Эрмитаж. На особые торжества ко двору могли быть приглашены и женщины из среды богатых купцов, которым в таком случае полагалось одеться в народном стиле (вот это неожиданность!). На этом портрете в уже хорошо нам знакомом голубом сарафане представлена молодая купчиха Екатерина Ивановна Карзинкина, чья семья торговала чаем. Портрет был создан в память о присутствии Екатерины Ивановны на придворных торжествах в честь юбилея Бородинской битвы в 1837 году. Купеческая жена в богатстве и изяществе наряда могла ничем не уступать дамам из высшего общества.Редактировать галереюДобавьте описаниеВасилий Тропинин. Портрет Екатерины Ивановны Карзинкиной в русском наряде, 1838. Музей В. А. Тропинина, Москва. © Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени.Помните, писала о детских платьицах? Пожалуйста!Это фрейлинские платья николаевского времени - матерей девочек (это двоюродные сестры), которые были фрейлинами при императрице Александре Федоровне. Старшая из изображенных тоже станет фрейлиной, - и всё же на этой картине она не в детской версии костюма, а в точной копии строго регламентированного придворного платья дамы на службе.Для сравнения - две неизвестные девочки в русских костюмах (второй слайд в галерее). На них модные тогда стилизации, отличавшиеся от форменных туалетов и больше похожие на "народные" платья купеческих модниц.Редактировать галерею Карл Брюллов. Портрет детей Волконских с арапом, 1843. Государственная Третьяковская галерея. © Государственная Третьяковская галерея.В подобном стиле могда одеваться и императрица. Платье Александры Федоровны, супруги Николая I, имеет много общего с ампирным вариантом. Над вырезом лифа виднеется узкая полоска материи - это все, что напоминает о прежде дополняющей сарафан рубахе. Другая заметная черта николаевской эпохи - массивный кокошник, принимающий иногда пугающие формы и размеры. Страшно подумать, сколько весил головной убор с этого портрета...Редактировать галереюДобавьте описаниеФранц Крюгер. Портрет императрицы Александры Федоровны, 1836. Государственный исторический музей, Москва. © 1998–2021 Исторический музейДля сравнения - портрет её невестки, Марии Александровны. От прежнего сарафана осталось очень мало, рубаха номинально, но присутствует и даже целомудренно прикрывает глубокий вырез.

Обратите внимание: Советское вторжение в Афганистан. Война, положившая начало распаду страны.

Зато кокошник уже не такой экстремальный :)Редактировать галереюДобавьте описаниеИван Макаров. Портрет императрицы Марии Александровны в русском платье, 1850-1860-е. Дагестанский музей изобразительных искусств, Махачкала.***Если вам понравился этот материал, поддержите сайт лайком, подпиской или комментарием - это поможет его развитию!Ещё больше заметок, картинок и беспощадной искусствоведческой иронии - в моем телеграм-сайте. Присоединяйтесь!#история костюма #российская империя #xix век #русский костюм #кокошник #война 1812 года a la russ. В самой России в период Отечественной войны 1812 года патриотическое настроение находит отражение в аристократическом костюме. Кроме того, такой фасон очень удачно совпал с идеями сентиментализма о поиске истины в естественном, народном, "простом". Эта мода некоторое время была популярна и в Европе (особенно после Венского конгресса 1814 года), подхваченная даже королевскими особами.

Немного о голубом сарафане

"Русское" женское платье подражало традиционному сарафану, изначально носилось с рубахой и часто дополнялось стилизованным кокошником.

Робер Лефевр. Портрет княгини М.Ф. Барятинской с дочерью Ольгой, 1817. Музей "Новый Иерусалим". © Министерство культуры Российской Федерации

Отличный пример - портрет княгини М.Ф. Барятинской с дочерью Ольгой ( 1817 год) кисти Робера Лефевра. Одеяние княгини включает многие традиционные элементы (вышитые сарафан, рубаху, вуаль, жемчужное ожерелье и кокошник с поднизью), адаптированные в соответствии с ампирной модой. Её маленькая дочь также одета в русский сарафан с рубахой - в детской моде такой "a la russ" будет популярен чуть ли не дольше взрослого варианта.

Особенно знаменит портрет принцессы Шарлотты Уэльской, единственной наследницы Георга IV, которая трагически умерла в родах в 1817 году. Изображение принцессы в русском платье известно не только благодаря многим повторениям, но и из-за сохранившегося оригинального костюма (второй кадр в галерее). Кстати, Шарлотта не просто так изображена с папкой - она была известна как художница-любительница, коих в аристократической среде было много.

Джордж Доу. Принцесса Шарлотта Уэльская, 1817. Национальная портретная галерея, Лондон. © National Portrait Gallery, London.

Ещё один пример светского варианта народного платья - портрет Софьи Петровны Свечиной, фрейлины, писательницы и светской дамы, а ещё одной из самых заметных русских новообращенных католичек. Написанный французским мастером уже после отъезда Свечиной в Париж из-за скандальной перемены конфессии, этот портрет вполне мог быть манифестом русского происхождения в сочетании с католической верой (обратите внимание на крест в правой руке).

Франсуа Кинсон. Портрет Софьи Петровны Свечиной, 1816. Частная коллекция.

Интерес с народному платью проявляли не только в высшем свете. Нельзя не вспомнить, к примеру, Венецианова и его крестьянские сюжеты. На одном из портретов он изобразил свою жену Марфу Афанасьевну в праздничном наряде Тверской губернии, откуда та была родом. И снова голубой сарафан!

"Русский" костюм закрепляется в парадном церемониале ещё очень надолго. Николай I вводит для придворных дам особый "русский" дресс-код, разработанный им собственноручно. Дресс-код регламентировал не только цвет и материи наряда в соответствии с рангом фрейлины, но и рисунок вышивки. Этот тип парадных платьев с небольшими изменениями продержится аж до 1917 года.

Фрейлины, княжны и императрицы

Фрейлина императрицы Александры Федоровны в 1834-1837 годах Софья Орлова Денисова изображена в платье из красного бархата с золотым шитьем, которое полагалось только фрейлинам супруги самодержца. На её статус указывает также фрейлинский шифр-монограмма на голубом банте, приколотая к левой стороне корсажа.

Пимен Орлов. Портрет фрейлины Софьи Васильевны Орловой-Денисовой, 1835. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. © Государственный Эрмитаж.

Даме иного статуса полагался другой цвет - например, темно-синий с шитьем для наставницы великой княжны.

Пимен Орлов. Портрет наставницы при великой княжне Ольге Николаевне Анны Алексеевны Окуловой, 1837. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. © Государственный Эрмитаж.

На особые торжества ко двору могли быть приглашены и женщины из среды богатых купцов, которым в таком случае полагалось одеться в народном стиле (вот это неожиданность!). На этом портрете в уже хорошо нам знакомом голубом сарафане представлена молодая купчиха Екатерина Ивановна Карзинкина, чья семья торговала чаем. Портрет был создан в память о присутствии Екатерины Ивановны на придворных торжествах в честь юбилея Бородинской битвы в 1837 году. Купеческая жена в богатстве и изяществе наряда могла ничем не уступать дамам из высшего общества.

Василий Тропинин. Портрет Екатерины Ивановны Карзинкиной в русском наряде, 1838. Музей В. А. Тропинина, Москва. © Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени.

Помните, писала о детских платьицах? Пожалуйста!

Это фрейлинские платья николаевского времени - матерей девочек (это двоюродные сестры), которые были фрейлинами при императрице Александре Федоровне. Старшая из изображенных тоже станет фрейлиной, - и всё же на этой картине она не в детской версии костюма, а в точной копии строго регламентированного придворного платья дамы на службе.

Для сравнения - две неизвестные девочки в русских костюмах (второй слайд в галерее). На них модные тогда стилизации, отличавшиеся от форменных туалетов и больше похожие на "народные" платья купеческих модниц.

Карл Брюллов. Портрет детей Волконских с арапом, 1843. Государственная Третьяковская галерея. © Государственная Третьяковская галерея.

В подобном стиле могда одеваться и императрица. Платье Александры Федоровны, супруги Николая I, имеет много общего с ампирным вариантом. Над вырезом лифа виднеется узкая полоска материи - это все, что напоминает о прежде дополняющей сарафан рубахе. Другая заметная черта николаевской эпохи - массивный кокошник, принимающий иногда пугающие формы и размеры. Страшно подумать, сколько весил головной убор с этого портрета...

Франц Крюгер. Портрет императрицы Александры Федоровны, 1836. Государственный исторический музей, Москва. © Исторический музей.

Для сравнения - портрет её невестки, Марии Александровны. От прежнего сарафана осталось очень мало, рубаха номинально, но присутствует и даже целомудренно прикрывает глубокий вырез. Зато кокошник уже не такой экстремальный :)

Иван Макаров. Портрет императрицы Марии Александровны в русском платье, 1850-1860-е. Дагестанский музей изобразительных искусств, Махачкала. © Public domain

***

Если вам понравился этот материал, поддержите сайт лайком, подпиской или комментарием - это поможет его развитию!

Ещё больше заметок, картинок и беспощадной искусствоведческой иронии - в моем телеграм-сайте. Присоединяйтесь!

#история костюма #российская империя #xix век #русский костюм 

Больше интересных статей здесь: Война.

Источник статьи: Как Отечественная война 1812 года повлияла на моду нашей страны? и как на моду в Европе?.

Система комментирования SigComments