Вообще, какой фильм Застой ни возьми, везде мы видим почти одно и то же - на экране женщина решает все свои проблемы, а где-то за спиной кто-то фигурирует в документах и расчетах, пока мужчина плетется.
Если сценаристы пытались изобразить сильного мужчину с традиционными взглядами на жизнь, то у них тут же получался несимпатичный персонаж, вроде доктора Миши из фильма «Тебе и не снилось...» (1980).
Помните, что герой Леонида Филатова пытается надавить на трепетную учительницу-Соловья, и в конце концов она выдает ему: «Слишком много отношений»? Или - пресловутый Гоша, которого так жаждала Катя Тихомирова. Но о мальчиках поговорим позже. Потому что на этих фотографиях есть интересные дамы.
Затем эпопея «Кин» (1980). Бабушка Мария. Сильная деревенская женщина. Конечно, Нонна Викторовна. Кто еще может сыграть такой размах и драматизм? Вышла замуж по любви за классика Первого Парня, привыкшего не столько работать, сколько ходить и петь.
Разочаровалась, прогнала, хотя, по ее словам, «любила больше жизни». В глубине души он, конечно, считает, что одинокая женщина неприлична. Или, как конвульсивно говорит ее городская дочь: "Не-слишком-личное-но!!!!»
Почему это неприлично, понятно, ведь деревенские нравы отличаются от городских. Одинокие, значит, иди или еще что-нибудь испортишь. Однако еще молодая тетка поставила крест на себе как на женщине и буквально убегает, когда ее властный бойфренд пытается подарить ей букет.
Конечно, он не первый парень, но все же. Потому что любовь в 50 тоже не личная. И Мария не понимает, во что превратилась ее «кровь». Дочь Кровиночки Нина. Типичная городская модница, которая делала много телодвижений, чтобы было «все как у людей».
У нее типичная квартира - с "настенным" мебельным гарнитуром, типичная кухня с очень типичными подвесками из бамбука - в начале 1980-х было модно украшать дверной проем так называемыми "вьетнамскими шторами" (они так числились в ценник).
Она одета по последней моде – непременные брюки-бананы, накидка а-ля кимоно, потом еще длинное вечернее платье на бретельках, импортные солнцезащитные очки. На голове есть завивка. В руке у него сигарета. Все есть компания.
Она деревенская девушка и старается соответствовать более естественному городскому образу жизни. Внешний. Общепринятый, престижный. Я не удивлюсь, если Мопассан, Дюма, Пикуль и прочий «отход» или дефицит подписки никогда не будут прочитаны на ее книжных полках.
Есть в доме и модные пластинки, которые девушка Иришка слушает с интересом. Скорее всего, другой музыки в доме нет. Со своим мужем Станиславом Юрьевичем, вернее, с Тасиком она находится в состоянии полуразвода.
Также у нее есть связи на стороне с женатым мужчиной. Типичный. Примерно так же и всем известная «Зимняя вишня». Только есть женщина - питерская и образованная.
И, наконец, внучка Иришка. Зачем сценаристам понадобилось брать на эту роль мальчика - Федю Стукова? На мой взгляд, потому что только мальчик может полностью изобразить мальчика-девочку, у которой бабушка сворачивает горы, а мама их сворачивает.
Работает только первый, а второй имитирует работу в одном из многочисленных офисов. Но все равно оба устают. Не лезь Иришке в рот пальцем - укусит. Девушка не промах, она уже модная, современная.
Даже в постели она не расстается с хитами «Бони-М», и выбегает из комнаты каждый раз, когда целует портрет поп-кумира. Иришка смотрит на этот мир философски - у мамы нет времени, поэтому она должна как-то обернуться, чтобы не зачахнуть от тоски.
(Кстати, все эти «Бони-М» в гигантских наушниках слышит и другая знаменитая киношная дочь – Александра из Москвы слезам не верит. Обе девочки имеют вгрызающихся в их жизнь приезжих матерей и страдают от хронических самостоятельных недугов).
Забегая вперед, допускаю, что Иришка будет хреново учиться, тусоваться на дискотеках, зверски любить Томаса Андерса и просить у мамы вареные джинсы...
Мальчики. Обратите внимание - имя главной героини - Коновалова. Лошади падают. Коновал в народе деревенский ветеринар. Фамилия мужика, но мужик как-то скатился на Вовчик. Какой он - Коно_валов? Он Вовчик.
В своем саду живет недокачалка Варелик (правильно, хотя он, скорее всего, Валерий). Начальник, который пытается позаботиться о Марии, - Ляпин. Не Кузнецов, не Комиссаров и не какой-нибудь Крутов, а Ляпин. Муж Нины - Стасик или Тасик. Коновалов по лбу - мизинцем.
Показательно, что Тасик, сытый по горло властной Ниной (как тип!), приглашает в ресторан слабовидящую застенчивую девушку, которая даже наклоняется над супом, как будто стесняется есть. Его танец отчаяния.
Они взяли его, потому что он сильный и красивый мужчина. И не Тасик. «Танцуй, свекровь, танцуй!!!!» Но что будет завтра? Опять Тасик? Самое смешное, что Тасики может делать это только с Нином в яме. Блейд-девушки с мегаобъективами с ними не уживаются...
Также за кадром есть женатый мужчина, у которого роман с Ниной. Судя по их последнему разговору - ветряная оспа. Судя по самой Нине и ее вкусу - впечатляющая куриная отбивная. Одна надежда у сына Вовчикова от второго брака – на бритого в армию бритоголового Кирилла.
Бег по кругу. В фильме есть примечательный и довольно длинный фрагмент - спортсмен бежит по кругу на стадионе. Для него это тренировка, а смысл жизни – золотая медаль. Так оно и есть. Герои тоже бегут — так же по кругу.
А в небе - самолет, как символ полета в другую жизнь. Сначала город был символом другой жизни. Итак - Москва. Потом - за границу. После...?
Такие люди, как Нина, всегда верят, что где-то там есть белый корабль, большая красивая любовь, коктейль на палубе и «Бони-М» вживую. Это жизнь! А пока бег по кругу. Вернее, нигде. Но ты умеешь танцевать, теща! Танцуй!
Зина Корзина (с)
Больше интересных статей здесь: СССР.
Источник статьи: Его танец - это отчаяние.