Советский кинематограф к 1960-м годам выработал свой собственный уникальный стиль киноповествования

Формируя золотой фонд отечественного кинематографа (1960-1970)

Послевоенные экономические трудности и политический изоляционизм Советского Союза во многом отмежевали отечественный кинематограф от процессов мирового развития. В 1950-е годы в США уже активно развивалось домашнее телевидение, начали распространяться видеоплееры и видеокамеры, а кинотеатры экспериментировали с 3D-технологиями, панорамными и широкоформатными экранами, а на рынок кинооборудования. С другой стороны, Советский Союз технически сильно отставал от Запада.

Ассоциация российских кинематографистов с голливудскими постановками, характерная для довоенных лет, сошла на нет. Советский Союз стал более тесно сотрудничать со странами Европы и Азии. Холодная война между Советским Союзом и Соединенными Штатами не позволила большей части американской кинопродукции выйти на внутренние экраны.

К 1960-м годам советское кино выработало свой уникальный стиль киноповествования. В этот период появилось отечественное авторское кино - уникальное по стилю и повествованию, с одной стороны, а с другой, не противоречащее нормам социалистической идеологии и зачастую даже личным предпочтениям органов государственной власти. Достижения отечественного кинематографа в этот период прежде всего связаны с именами нового поколения выпускников ВГИКа:

Андрей Тарковский

Андрей Тарковский

Андрей Тарковский – всемирно известный кинорежиссер, творчество которого многие кинематографисты, в том числе зарубежные, признают источником собственного вдохновения. Его фильмы «Иваново детство» (1962), «Андрей Рублёв» (1971), «Солярис» (1972), «Зеркало» (1975), «Сталкер» (1980) обладают неповторимым режиссёрским стилем. Фильмы отличаются своеобразной эстетикой и спокойным, нединамичным повествованием. Особенностью фильмов Андрея Тарковского является его умение рассказать историю внутренних переживаний и размышлений своего героя через внешние кинематографические изобразительные приемы.

Сергей Бондарчук

Сергей Бондарчук

Имя актера и режиссера Сергея Бондарчука в первую очередь связано с триумфом его четырехсерийной экранизации романа Льва Толстого «Война и мир» (1966–1967). Мир оценил умение режиссера перевести такое монументальное литературное произведение на киноязык.

Василий Шукшин

Василий Шукшин

Василий Шукшин был актером, режиссером и сценаристом. Его фильмы отличаются специфической тематикой — он исследовал актуальные в то время проблемы городской и сельской жизни советского человека, которые уже в 1960-е годы представляли разительный контраст. Самые известные его фильмы о «простом человеке»: «Живёт такой парень» (1964), «Печки» (1972), «Калина Красная» (1974.).

Другие важные имена кинематографистов, работавших в период 1960-1970-х годов: Ролан Быков, Михаил Ромм, Александр Митта, Алексей Герман, Андрей Кончаловский и другие.

Особое значение в истории отечественного кинематографа имело формирование яркого стиля советской трагикомедии.

Обратите внимание: Самый комфортный Советский автобус, который обогнал иностранных собратьев.

Самые известные представители советской комедии — Георгий Данелия, Эльдар Рязанов и Леонид Гайдай.

Г. Данелия (в центре) с актерами фильма "Мимино"

В этот период Г. Данелия снял фильмы "Я иду по Москве" (1963), "Не горюй!" (19698), «Джентльмены удачи» (1971), «Афоня» (1975), «Мимино» (1977), «Осенний марафон» (1979) и др.

Л. Гайдай (справа) на съемках фильма "Иван Васильевич меняет профессию"

Л. Гайдай снял фильмы «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965), «Кавказская пленница, или Новое приключение Шурика» (1966), «Бриллиантовая рука» (1968), «Иван Васильевич меняет профессию» (1973).) и другие.

Е. Рязанов (слева) на съемках фильма "Вокзал для двоих"

Е. Рязановым сняты фильмы "Карнавальная ночь" (1956), "Берегись автомобиля" (1966), "Старые разбойники" (1971), "Ирония судьбы, или с легким паром!" (1975), Служебный роман (1977), Станция для двоих (1982) и др.

Сочетая яркий индивидуальный стиль с послушанием требованиям и ценностям государства, эти кинематографисты смогли создать множество универсальных, понятных и близких многим поколениям историй.

Большинство их фильмов относятся к категории «семейных комедий» — это добрые истории, в которых мир, несмотря на присутствие в нем отрицательных персонажей, представлен как справедливый, безопасный и дружелюбный. Главные герои этих фильмов хоть и красавцы, но предстают несовершенными людьми с недостатками и отрицательными качествами. Сюжеты этих фильмов, несмотря на стопроцентное соответствие советским идеалам, являются хорошим образцом голливудских сценарных стандартов.

В целом этот период характеризуется как самый плодотворный в истории отечественного кинематографа. Изучение, экспериментирование и теоретизирование возможностей кинематографа закончились в предвоенные годы и начался активный период реализации творческого потенциала кинематографистов нового поколения. Холодная война и железный занавес позволили советскому кинематографу и телевидению спокойно развиваться, не соревнуясь с техническими достижениями Запада.

Кинематограф СССР активно сотрудничал и сотрудничал со странами Европы и Азии, что сыграло бесспорно положительную роль. Затем в 1975 году вышел советско-японский фильм Акиры Куросавы «Дерсу Узала». Между Советским Союзом и Италией были налажены тесные связи – в эти годы были сняты фильмы «Они шли на Восток» (1964), «Подсолнухи» (1970), «Приключения итальянцев в России» (1973) и другие.

В национальных республиках СССР выпускались интересные красочные фильмы, значительно обогатившие отечественный кинематограф.

Советская анимация 1960-х и 70-х годов достигла больших высот и была высокопродуктивной. Освоив технику изображения Диснея, ознакомившись с достижениями европейских аниматоров, отечественные мультипликаторы смогли создать оригинальные изобразительные решения.

Больше интересных статей здесь: СССР.

Источник статьи: Советский кинематограф к 1960-м годам выработал свой собственный уникальный стиль киноповествования.

Система комментирования SigComments