Статья об тренажере ТЛ-39 из журнала «Авиация и Космонавтика» №9 за 1975 год

В авиашколы поступает тренажер ТЛ-39, предназначенный для обучения и подготовки курсантов и инструкторов к полетам на самолете Л-39. Он моделирует летные характеристики самолета, работу силовой установки и пилотажно-навигационных приборов. Он позволяет решать множество задач, в том числе отрабатывать действия летчика при запуске двигателя в воздухе, неисправностях различного оборудования, возгорании в полете и катапультировании.

Тренажер состоит из кабины пилота, рабочего места инструктора, компьютера, макета аэропорта и подвижной платформы с экраном, на который в передней полусфере проецируется телевизионное изображение местности. Кабина пилота идентична передней кабине самолета L-39. Он установлен на подвижной платформе с тремя степенями свободы, оснащенной устройствами имитации шума двигателя и других шумов, соответствующих режиму полета. Сиденье, установленное в кабине, позволяет подготовить аварийную эвакуацию самолета в случае возникновения опасной ситуации во время «полета».

Рабочее место инструктора и кабина тренажера ТЛ-39

Телевизионная система включает в себя две передающие камеры и проекционную электронно-лучевую трубку, с которой изображение местности передается на экран через зеркало. Система имеет хорошие технические параметры - изображение земной поверхности очень близко к реальному.

Для создания наглядной картины обстановки при рулении, взлете, полете над местностью и заходе на посадку используются две схемы - аэропорт и местность. Один в масштабе 1:2000 служит для имитации взлета и посадки; другой в масштабе 1:10000 - для изображения местности размером 50х20 км. Обе камеры трансляции синхронизированы и автоматически переключаются с одной раскладки на другую.

Подвижная платформа, к которой крепится кабина с экраном, предназначена для имитации физиологических переживаний, аналогичных происходящим в реальном полете. Также имитируются вибрации, характерные для руления или потери скорости при полете с выходом в режим сваливания.

Продольные перегрузки, возникающие при разгоне или торможении, имитируются наклоном платформы с кабиной по отношению к поперечной оси.

Обратите внимание: Статья о том, почему в фильме "Бриллиантовая рука" актер Леонид Каневский снялся с обнаженным торсом.

Например, при разгоне платформа откидывает кабину назад и прижимает пилота к спинке кресла, а при торможении кабина наклоняется вперед и пилот висит на ремнях безопасности.

Мобильная платформа приводится в действие тремя гидроцилиндрами, управляемыми компьютером, который преобразует сигналы от органов управления полетом. Кроме того, мобильная платформа оснащена механизмом, предотвращающим создание опасной ситуации для экипажа в случае повреждения гидравлической или электрической системы тренажера.

Рабочее место инструктора отделено от кабины пилота. Он оснащен необходимыми приборами и органами управления, позволяющими контролировать действия пилота в «полете». Панели управления и координаторы расположены по обеим сторонам кресла. Над приборной панелью установлен телевизор для визуального контроля взлета и посадки.

Расчетный блок предназначен для имитации аэродинамических характеристик самолета на всех «полётных» режимах. Схема выполнена на полупроводниках, что делает ее компактной и удобной в использовании.

Тренажер питается от трехфазного тока напряжением 380 В. Потребляемая мощность - 40 кВА. Кабина, пульт инструктора и аэродромные макеты расположены в трех комнатах.

Тренажер ТЛ-39, несомненно, будет большим подспорьем для пилотов, летающих на самолетах Л-39.

© С. ПЕТРОВ - Заслуженный летчик-испытатель СССР, кандидат технических наук.

Источники:

С. Петров - Тренажер ТЛ-39, Журнал "Авиация и космонавтика" №9, 1975 г

Больше интересных статей здесь: СССР.

Источник статьи: Статья об тренажере ТЛ-39 из журнала «Авиация и Космонавтика» №9 за 1975 год.

Система комментирования SigComments