Но правительство все же решило остановить испытание и дальнейшую разработку "Памира"

После окончания Второй мировой войны советский народ с энтузиазмом взялся за восстановление страны. Все научные достижения с радостью принимались всей страной. Конечно, были и среди госслужащих те, кто не пропускал новых изобретений.

Но в основном страна старалась везде и во всем быть первой. Многие великие изобретения еще не смогли превзойти по своим качествам даже самые передовые страны. Одной из крупнейших таких разработок является мобильная атомная электростанция «Памир-630Д.

И это не вымысел и не фантазия, установка действительно создавалась и предназначалась для работы в условиях Крайнего Севера, при экстремально низких температурах. Идея создания атомной электростанции на колесах родилась в начале 1950-х годов, как только появился ядерный реактор. Но конструкторы в то время столкнулись с определенными трудностями, которые не удалось реализовать из-за несовершенного развития электроники.

Установка получилась настолько громоздкой, что перевозить ее было не на чем. Но с появлением микроэлектроники ситуация изменилась и работы над изделием продолжались с 1976 по 1985 год. Первая в мире атомная электростанция на колесах была спроектирована в Институте атомной энергетики АН Белорусской ССР.

Внешне он представлял собой два многотонных полуприцепа на тягачах МАЗ-796. Реактор был защищен толстыми стальными пластинами, покрытыми свинцом, мощность самого реактора составляла 630 киловатт. Для стабильной работы и охлаждения реактора конструктор Василий Нестеренко предложил гениальное решение, охлаждать его не водой, а диссоциирующим газом «нитрин» на основе четырехокиси азота, который намного эффективнее охлаждал мобильную АЭС.

Во втором вагоне находился центр управления на базе ЭВМ «МИНСК», со штатом 28 человек. В начале 1980-х было построено два прототипа, один из которых проработал около 3000 часов, что на 1000 часов больше расчетного времени, но даже после остановки проекта конструкторы заявили, что комплекс должен проработать еще несколько лет.

По их расчетам, такой комплекс мог бы обеспечить теплом и энергией 35 населенных пунктов Крайнего Севера. Авария на Чернобыльской АЭС привела к полному завершению испытаний и отработки мобильных АЭС. Обе установки располагались в непосредственной близости от Минска, и людей, переживших эту трагедию, очень беспокоила близость хоть и небольших, но все же АЭС, хотя «Памир-630Д» практически не представлял опасности для людей.

Но правительство все же решило прекратить испытания и дальнейшее освоение Памира. В начале 1990-х о подобных установках снова заговорили, но, к сожалению, денег на разработку новых систем в стране не было. Но проектом заинтересовались некоторые иностранные фирмы, и многие технические решения с Памира, несомненно, перекочуют на западные установки, но уже по патенту собственной разработки.

Больше интересных статей здесь: СССР.

Источник статьи: Но правительство все же решило остановить испытание и дальнейшую разработку "Памира".