Как Анну Каренину обменяли на Фантомаса

Впервые я посмотрела одну из частей "Фантомаса" лишь в июле 1981 года.
Да, долгих 13 лет я и злодей в зелёной маске шли друг другу навстречу.

А всё потому, что трилогия о Фантомасе, несмотря на оглушительный успех у советских зрителей, была запрещена в прокате. МВД СССР решило, что спокойствие и безопасность граждан важнее и ценнее миллионов рублей, что выручали кинотеатры.

Снятый Михаилом Жаровым фильм "Аниськин и Фантомас" раскрывает причину запрета французских фильмов о комиссаре Жюве, который пытается спасти мир от очередного злодея. Зелёная маска настолько стала популярной, что зрители больше симпатизировали злодею. Его копировали, ему чуть ли не поклонялись. А в стране резко возросла преступность.

Мальчишки уже не улюлюкали во дворах подобно индейцам, не играли
в "казаков-разбойников" или в "наших и фрицев". Они тырили из ящиков комодов дефицитные мамкины колготки, натягивали их на голову, оставляли в почтовых ящиках записки со стишком

Мне нужен труп. Я выбрал вас.
До скорой встречи. Фантомас

Ну и всякие другие детские шалости.

Но это ребятня.

А во взрослом мире всё было намного страшнее и трагичнее.

* * *

О Фантомасе мне, как всегда, рассказала моя московская сестрица.
Она-то - столичная штучка - посмотрела все три части. А вот кинозрителям Чернигова, где я жила у бабушки, не повезло.

Но я помню ужас от рассказа сестрицы, как злодей с зелёным лицом держит в страхе французскую полицию. Фантазия у меня была и остаётся буйной, поэтому я очень даже хорошо представляла этого монстра.

- И никто! Совершенно никто не видел его настоящего лица! -
со зловещим шёпотом окончила своё повествование сестрица,
глядя на меня. Она была довольна произведённым эффектом.

А я тряслась только от мысли о Фантомасе. Потому что сестрица - та ещё фантазёрка! - тут же начала рассказывать, что теперь по улицам Москвы - ночью! - бродит мужчина в зелёной маске и ищет одиноких прохожих.
А милиция потом не может их найти...

1974 год

* * *

1981 год

Вот примерно с таким настроением я встретила предложение
одного молодого человека сходить с ним на фильм о Фантомасе.
Фильм показывали даже не в кинотеатре, а запустили в каком-то ДК (Доме Культуры) и только один сеанс. Я, конечно, не показала своего страха, но учащённый стук своего сердца помню до сих пор.

В назначенное время мы уселись на наши места и стали ждать.

Зал был полон и тонул в несмолкаемых разговорах - казалось, что все говорили одновременно. Но очень чётко то тут, то там слышалось слово "Фантомас!", которое произносили с каким-то благоговением.

Как сейчас помню, я сидела около прохода - обожаю иметь возможность ретироваться в любой момент, никому не мешая и ни от кого не завися.

Свет погас.

Разговоры смолкли.

Нависла тишина.

И начался фильм...

* * *

Но сначала маленький экскурс в прошлое.

Трилогия о Фантомасе попала на экраны советских кинотеатров
после посещения СССР Шарлем де Голлем в 1968 году. Этот француз
был в почёте у нашего партбюро, поскольку участвовал в Сопротивлении
и воевал против Гитлера. Его визит явился хорошим знаком для обеих стран.

Между СССР и Францией неожиданно повеял "ветерок разрядки".
Был подписан ряд важных документов, в частности, о расширении культурных связей, где в одном из пунктов предполагался обмен фильмами.

После оглушительного успеха советского фильма "Летят журавли" о Татьяне Самойловой узнал весь мир. Актриса покорила зрителей и жюри кинофестивалей не только красотой и талантом, но и своей скромностью.

Первым шагом взаимодействия между СССР и Францией стал обмен двухсерийной картины "Анна Каренина" с участием Самойловой на трилогию о Фантомасе (Жан Маре) и комиссаре Жюве (Луи де Фюнес).

Немного кривобокий, на мой взгляд, обмен, но всё же свершилось.
Наша классика "уплыла" за кордон. Мы же увидели злодея, который
желал поработить весь мир, и французскую полицию в деле по поимке преступника такого уровня. В наших детективных фильмах милиция всё как-то с местными ЗеКами "работала" или КГБ со шпионами, которых нам нет-нет, да присылали из-за железного занавеса.

Вот только французы забыли предупредить Министерство культуры СССР, что Фантомас - это комедия, пародия на американскую "бондиану".

А раз нас не предупредили, то слово " комедия" на афишах отсутствовало. И советский зритель, видя ужасную зелёную маску, решил, что ему надо бояться...

Кадр из фильма "Фантомас против Скотланд-Ярда" - Жан Маре и Луи де Фюнес. Красавцы!

Но вернёмся в Ленинград - в зал ДК, где зрители всех возрастов
и сословий (естественно, и я) с нетерпением ждали первых кадров
фильма "Фантомас".

Сначала я ошарашенно смотрела на экран и не понимала, когда мне начать бояться. Сидела молча. Потом попыталась сдержать смех, потому что в зале не смеялся никто. Даже мой знакомый. Он выглядел крайне напряжённо. Было видно, что ему страшно.

А у меня живот начало сводить от смеха, глядя на мимику и попытки
героя Луи де Фюнеса бороться с прекрасной, скульптурно-совершенной головой Жана Маре, на которую напялили зелёную маску.

И в какой-то момент я не выдержала.

Я засмеялась.

Кто-то подхватил мой смешок.

Ещё кто-то.

Ещё.

Минут через пять весь зал (и мой знакомый тоже) ржал во весь голос.

У меня же текли слёзы от смеха. Мне уже было плевать на то, потечёт
моя ленинградская тушь или нет. Я получала удовольствие от игры актёров, от неподдельного желания французского мента во что бы то
ни стало поймать и обезвредить мужика с зелёной рожей.

Словом, сломала кайф и себе, и людям. Ведь они пришли бояться.

Вот так состоялось моё первое рандеву с Фантомасом 30 лет назад.

До сих пор улыбаюсь, когда вспоминаю этот эпизод из моей молодости.

Мой первый американский вестерн - опять же по совету сестрицы:

Как Анну Каренину обменяли на ФантомасаВестерн моего детства - оглушительно провалился в США и стал культовым фильмом в СССРБелая Орхидея4 января

В Чернигове я получила автограф человека, имя которого совсем недавно "полоскали" в передаче "Пусть говорят":

Как Анну Каренину обменяли на ФантомасаНевероятная история автографа длиной почти в полвекаБелая Орхидея4 ноября 2020

Леонид Каневский - случайная встреча с легендой кино:

Как Анну Каренину обменяли на ФантомасаЛеонид Каневский - забытая встречаБелая Орхидея5 декабря 2021

#история кино #фильмы ссср #французский кинематограф #луи де фюнес #жан маре

Всегда рада читателям, лайкам и подписке
на мой канал - это вдохновляет!

Больше интересных статей здесь: СССР.

Источник статьи: Как Анну Каренину обменяли на Фантомаса.

Система комментирования SigComments