Пожалуй, самая яркая «биография» среди подлодок Северного флота из серии «Д», у Д-3 «Красногвардейца». Хотя бы потому, что она первой во всём советском флоте стала и гвардейской, и Краснознамённой. Высокие звания «Красногвардеец» получил уже в ходе Великой Отечественной войны. Но и в довоенной службе подлодки имелись героические моменты.
Подлодка Д-2 «Красногвардеец» прибыла на Север уже со второй экспедицией особого назначения (ЭОН-2) – в том же 1933 году и проделала это через Беломорско-Балтийский канал. Однако есть важная деталь – её путь занял всего 28 суток, тогда как корабли ЭОН-1 шли на Север два с половиной месяца - сайт был еще не оборудован.
Подводная лодка ВМФ СССР Д-3 "Красногвардеец" зимой 1941 годаПервым командиром подлодки Д-2 был К.Н. Грибоедов. Вскоре по прибытию на Северный флот его сменил М.Н. Попов. В составе отдельного дивизиона «Красногвардеец» дважды ходил к Новой Земле, а потом и к северной оконечности Европу - Нордкапу. Правда, в 1936-м из-за технических неполадок третье плавание подлодки из Белого моря к Маточкину Шару не состоялось.
Экипаж подлодки впервые встретился с реальной навигационной опасностью осенью 1937 года. Произошло это недалеко от мурманских берегов. Д-3 шла в базу, и штурманы увидели прямо по курсу скопление множества рыболовных судов. Тогда и решили обойти промысловиков в подводном положении.
Уже будучи на глубине в отсеках лодки почувствовали резкий толчок, а штурманы через секунды доложили командиру – машины работают, а хода нет. Около часа экипаж предпринимал различные маневры, пытаясь вырваться из таинственной ловушки. Удалось это с трудом, а когда уже через несколько часов подлодка всплыла, моряки увидели, что её корпус, рубка и антенны буквально «обвешаны» ржавыми противолодочными сетями времён первой мировой войны.
Участники экспедиции СП-1Участвовал «Красногвардеец» и в спасении советской экспедиции на дрейфующей льдине СП-1 под руководством И.Д. Папанина. 1 февраля 1938-го радист экспедиции Э.Т. Кренкель передал в Москву - «Находимся на обломке поля длиной 300 метров, шириной 200 метров. В случае обрыва связи просим не беспокоиться». К лагерю «папанинцев» вскоре направились ледокольный пароход «Таймыр», бот «Мурманец», гидрографическое судно «Мурман».
Для срочной эвакуации людей со льдины даже послали и дирижабль В-6 (он вскоре потерпел катастрофу близ Кандалакши), а чтобы обеспечить надёжную связь и давать ориентиры в Баренцево море вышли североморские эсминец «Карл Либкнехт», подлодки Щ-402, Щ-404 и Д-3 «Красногвардеец».
Экипаж последнего готовился к учебным стрельбам, когда пришёл приказ срочно готовиться к походу. Первоначально предполагали, что именно на «Красногвардейце» к кромке арктических льдов отправится О.Ю. Шмидт, но затем приняли иное решение.
«Красногвардеец» отправился в море 5 февраля.
Обратите внимание: Арабский подвиг советского эсминца в конфликте с Израилем.
Командовал лодкой В.Н. Котельников. На борту Д-3 находились также флагманский штурман бригады Ф.В. Константинов и её командир К.Н. Грибоедов.Плавание проходило в сложнейших условиях: шторм достигал 9 баллов, корпус подлодки обледенел до 10 сантиметров, ветром и волнами сорвало сходни, спасательные круги, вахтенные моряки вынуждены были привязываться бросательными концами. 12 февраля «Красногвардеец» пересёк гринвичский меридиан, а шторм всё не утихал. Крены составляли 60 градусов.
Вскоре появился не только мелкобитый лёд, но и отдельные мощные перемычки. В.Н. Котельников решил миновать встречи с ними и «Красногвардеец» погрузился. Так впервые в истории Арктики было совершено подлёдное плавание – хотя всего на расстояние 5 кабельтовых, но первое.
Командир Д-3 "Красногвардеец" В. КотельниковПодлодка не дошла всего 100 миль до лагеря СП-1, когда экспедицию полярников со льдины снял «Мурман». Обратный путь «Красногвардейца» оказался ещё более сложным. 15 февраля крены корабля достигли небывалых отметок – из группы аккумуляторов вылился электролит, сломался гирокомпас, из-за качки, снежных зарядов и тьмы штурманы не могли определить местонахождение астрономическим способом. Однако ни до, ни после лодка не теряла ход. Шторм сорвал дверцу ограждения рубки, «свернул» металлический трап в спираль, волны унесли корабельную шлюпку. Но «Красногвардеец» продолжал упрямо «выгребать» против волны.
18 февраля 1938 года Д-3 вернулась на базу. «Папанинцы» в ранге национальных героев уже находились на борту ледокола «Ермак», на большой земле уже готовились указы о награждении и полярников, и их спасателей, а вот подвиг моряков «Красногвардейца» почему-то обошли вниманием.
Как сложились судьбы главных участников того ледового похода?
Командир Виктор Николаевич Котельников во время войны командовал дивизионом и погиб на борту другой лодки - К-22 в 1943-м.
Один из вахтенных штурманов «Красногвардейца» – Фёдор Васильевич Видяев – стал знаменитым на Севере подводником, командовал лодками-«щуками», погиб в 1943-м. Один из полярных посёлков мурманского побережья сейчас носит его имя – Видяево.
Штурман подлодки Д-3 "Красногвардеец" Фёдор ВидяевВ первый боевой поход Великой Отечественной подлодку Д-3 вывел новый командир – Ф.В. Константинов. Особенно результативным для подводников оказался первый осенний поход. 26 сентября подлодка торпедировала транспорт противника водоизмещением 2 000 тонн, на следующий день ещё один, а спустя три дня третий.
В ноябре 1941 года командование «Красногвардейцем» принял капитан-лейтенант М.А. Бибеев. В первом же походе 22 ноября в районе Порсангерфьорда экипаж потопил транспорт водоизмещением 6 000 тонн, через шесть дней ещё один – 10 000 тонн, а 5 декабря у Лаксельфьорда его торпеда его торпеда настигла вражеский танкер «Абрахам Линкольн» (9 760 тонн). Весной 1942 года подводники Д-3 потопили ещё два крупных транспорта (9 000 и 11 000 тонн), а также повредили немецкий сторожевик.
В июне Д-3 «Красногвардеец» в девятом своём походе ушёл прикрывать транспорты конвоя PQ-17. Поход оказался последним. 9 июля 1942 года гвардейская и краснознамённая подводная лодка Д-3 «Красногвардеец» и её экипаж (53 человека) по истечении срока автономности штабом Северного флота был объявлены погибшими.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные истории, а так же оставляйте свои впечатления в комментариях.
#освоение арктики #севморпуть #арктика #арктические экспедиции #подводный флот #флот ссср #корабли #флот #вмф ссср
Больше интересных статей здесь: СССР.
Источник статьи: Забытый довоенный подвиг подлодки д-3 "Красногвардеец".