Ностальгия по настоящему: Как стихотворение Андрея Вознесенского стало знаковой песней восьмидесятых

...но утратило при этом изрядную долю смысла.

Впервые песню Стаса Намина "Ностальгия по настоящему" я услышала, когда училась в старших классах. И услышала ее как любовную:

Нас с тобою никто не расколет,
Но когда тебя обнимаю -
Обнимаю с такой тоскою,
Будто кто тебя отнимает.

Несмотря на бушующую за окном перестройку, ничего в моей версии меня не смущало, и даже припев воспринимался как нежелание расставаться с любимой:

Я не знаю, как остальные,
Но я чувствую жесточайшую
Не по прошлому ностальгию -
Ностальгию по настоящему.

Ностальгия же без любви не бывает? У всех к родине, а здесь к любимому человеку. Да и о чем еще мог петь Александр Лосев с таким надрывом посреди мощных колонн Казанского собора, а потом красиво уходить в закат с другими музыкантами?

Примерно так я ответила учительнице литературы, когда она вышла из кабинета, не выдержав сотого повторения припева: мы с подружкой Катей голосили "Ностальгию" в пустом, как нам казалось, школьном коридоре.

Нине Павловне я таскала свои стихи: обычные, неуклюжие. А она в ответ подсовывала мне другие: удивительные, гениальные. И всегда спрашивала, как я поняла то или другое. Вот и тогда она пригласила нас в класс и сняла с полки книгу "Витражных дел мастер" Андрея Вознесенского.

Обложка первого издания книги Андрея Вознесенского "Витражных дел мастер"

А еще рассказала, что песня эта совсем не о любви, а о состоянии человека, очутившегося в безвременье, между прошлым и будущим. Но и к настоящему у него нет доступа, потому что все, к чему тянется душа, в этом настоящем или запрещено, или возможно не напрямую, а через посредников, которые решают за других, как жить, чувствовать, что можно, а что нельзя:

Вроде счастья мне было досыта,
Но как чуда ждут настоятельно -
Так и я ожидаю доступа
Без посредников к настоящему.

Стихотворение "Ностальгия по настоящему" было написано Андреем Вознесенским в 1975 году, в годы застоя. В нем отразилось не только ощущение вакуума вокруг, но и личные переживания поэта. В 1963 году на встрече с творческой интеллигенцией в Кремле на молодого Вознесенского орал с трибуны Никита Хрущев: «Можете сказать, что теперь уже не оттепель и не заморозки — а морозы… Ишь ты, какой Пастернак нашёлся! Мы предложили Пастернаку, чтобы он уехал. Хотите завтра получить паспорт? Хотите?! Убирайтесь вон, господин Вознесенский, к своим хозяевам!»

Фото Яндекс.Картинки

Вознесенскому пришлось уехать из Москвы, скрываться, он не звонил домой, чтобы не навлечь беду на головы родных.

Обратите внимание: Топ-7 интересных фактов из жизни Андрея Миронова.

Зато звонили другие: в одном из интервью поэт вспоминал, как его матери названивали журналисты и спрашивали, правда ли это, что ее сын покончил жизнь самоубийством... А еще до конца жизни поэт помнил, какими дружными аплодисментами в зале были встречены те слова Хрущева:

Будто сделал я что-то чуждое,
или даже не я — другие...

Через те же испытания пришлось пройти в свое время и Стасу Намину. Он создал группу "Цветы" в 1969 году. Стиль молодых музыкантов настолько отличался от песен советской эстрады, что их творчество попало под полный запрет центральных СМИ – удавалось выпускать лишь считанные компромиссные записи. Далее следовали взлеты и падения, годы, когда группе разрешали вернуться на сцену, и годы новых ограничений. Все это нашло отражение в песне "Ностальгия по настоящему". Песня вошла в знаменитый альбом группы "Мы желаем счастья вам" (1986 год) и стала хитом:

Что прошло, то прошло. К лучшему.
Но прикусываю, как тайну,
Ностальгию по настающему,
Что настанет. Да не застану.
Обложка пластинки группы Стаса Намина "Цветы", Лучшие песни группы за 40 лет. Запись на студии Abbey Road. Фотография официального сайта группы: www.flowersrock.ru

Андрей Вознесенский в интервью журналу "Юность" говорил о творчестве так: "Искусство — как капустный кочан. Со множеством листьев, оболочек, смыслов. Сначала все понимают первый слой (сюжетику, проблему); половина — следующий венец листьев; треть — более сокровенное и т. д. Суть, кочерыжку («скрымтымным»!) порой понимают лишь на расстоянии."

Вот и сейчас, сквозь время и расстояние, "Ностальгия по настоящему" для меня совсем о другом: не о любви, не о политике, а о стремлении человека жить не сиюминутным, временным, а настоящим, вечным; о желании докопаться до сути, не размениваться на искусственные заменители, "пластик":

Все из пластика — даже рубища...

Оно про настоящую дружбу:

Когда слышу тирады подленькие
оступившегося товарища,
я ищу не подобья — подлинника,
по нему грущу, настоящему.

Про настоящее искусство, которое часто подменяется ремесленничеством:

Одиночества не искупит
в сад распахнутая столярка.
Я тоскую не по искусству,
задыхаюсь по-настоящему.

Про само настоящее, которое становится вечным, если случается напрямую, без посредников:

Будто послушник хочет к Господу,
ну а доступ лишь к настоятелю —
так и я умоляю доступа
без посредников к настоящему.

А какие песни восьмидесятых годов нравятся вам? Пишите в комментариях и подписывайтесь на канал!

Другие статьи автора:

Ностальгия по настоящему: Как стихотворение Андрея Вознесенского стало знаковой песней восьмидесятыхЗагадка песни Людмилы Сенчиной "День рождения твой не на праздник похож"ТРЕТИЙ ОРЕШЕК20 ноябряНостальгия по настоящему: Как стихотворение Андрея Вознесенского стало знаковой песней восьмидесятыхКак я написала письмо ГорбачёвуТРЕТИЙ ОРЕШЕК16 июляНостальгия по настоящему: Как стихотворение Андрея Вознесенского стало знаковой песней восьмидесятыхДевочки смеютсяТРЕТИЙ ОРЕШЕК7 июля

#стас намин #группа стаса намина цветы #андрей вознесенский #эстрада ссср #советский союз #поэзия #история одной песни #никита хрущев #назад в ссср #ностальгия по настоящему

Больше интересных статей здесь: СССР.

Источник статьи: Ностальгия по настоящему: Как стихотворение Андрея Вознесенского стало знаковой песней восьмидесятых.