...но утратило при этом изрядную долю смысла.
Впервые песню Стаса Намина "Ностальгия по настоящему" я услышала, когда училась в старших классах. И услышала ее как любовную:
Нас с тобою никто не расколет,
Но когда тебя обнимаю -
Обнимаю с такой тоскою,
Будто кто тебя отнимает.
Несмотря на бушующую за окном перестройку, ничего в моей версии меня не смущало, и даже припев воспринимался как нежелание расставаться с любимой:
Я не знаю, как остальные,
Но я чувствую жесточайшую
Не по прошлому ностальгию -
Ностальгию по настоящему.
Ностальгия же без любви не бывает? У всех к родине, а здесь к любимому человеку. Да и о чем еще мог петь Александр Лосев с таким надрывом посреди мощных колонн Казанского собора, а потом красиво уходить в закат с другими музыкантами?
Примерно так я ответила учительнице литературы, когда она вышла из кабинета, не выдержав сотого повторения припева: мы с подружкой Катей голосили "Ностальгию" в пустом, как нам казалось, школьном коридоре.
Нине Павловне я таскала свои стихи: обычные, неуклюжие. А она в ответ подсовывала мне другие: удивительные, гениальные. И всегда спрашивала, как я поняла то или другое. Вот и тогда она пригласила нас в класс и сняла с полки книгу "Витражных дел мастер" Андрея Вознесенского.
Обложка первого издания книги Андрея Вознесенского "Витражных дел мастер"А еще рассказала, что песня эта совсем не о любви, а о состоянии человека, очутившегося в безвременье, между прошлым и будущим. Но и к настоящему у него нет доступа, потому что все, к чему тянется душа, в этом настоящем или запрещено, или возможно не напрямую, а через посредников, которые решают за других, как жить, чувствовать, что можно, а что нельзя:
Вроде счастья мне было досыта,
Но как чуда ждут настоятельно -
Так и я ожидаю доступа
Без посредников к настоящему.
Стихотворение "Ностальгия по настоящему" было написано Андреем Вознесенским в 1975 году, в годы застоя. В нем отразилось не только ощущение вакуума вокруг, но и личные переживания поэта. В 1963 году на встрече с творческой интеллигенцией в Кремле на молодого Вознесенского орал с трибуны Никита Хрущев: «Можете сказать, что теперь уже не оттепель и не заморозки — а морозы… Ишь ты, какой Пастернак нашёлся! Мы предложили Пастернаку, чтобы он уехал. Хотите завтра получить паспорт? Хотите?! Убирайтесь вон, господин Вознесенский, к своим хозяевам!»
Фото Яндекс.КартинкиВознесенскому пришлось уехать из Москвы, скрываться, он не звонил домой, чтобы не навлечь беду на головы родных.
Обратите внимание: Топ-7 интересных фактов из жизни Андрея Миронова.
Зато звонили другие: в одном из интервью поэт вспоминал, как его матери названивали журналисты и спрашивали, правда ли это, что ее сын покончил жизнь самоубийством... А еще до конца жизни поэт помнил, какими дружными аплодисментами в зале были встречены те слова Хрущева:Будто сделал я что-то чуждое,
или даже не я — другие...
Через те же испытания пришлось пройти в свое время и Стасу Намину. Он создал группу "Цветы" в 1969 году. Стиль молодых музыкантов настолько отличался от песен советской эстрады, что их творчество попало под полный запрет центральных СМИ – удавалось выпускать лишь считанные компромиссные записи. Далее следовали взлеты и падения, годы, когда группе разрешали вернуться на сцену, и годы новых ограничений. Все это нашло отражение в песне "Ностальгия по настоящему". Песня вошла в знаменитый альбом группы "Мы желаем счастья вам" (1986 год) и стала хитом:
Что прошло, то прошло. К лучшему.Обложка пластинки группы Стаса Намина "Цветы", Лучшие песни группы за 40 лет. Запись на студии Abbey Road. Фотография официального сайта группы: www.flowersrock.ru
Но прикусываю, как тайну,
Ностальгию по настающему,
Что настанет. Да не застану.
Андрей Вознесенский в интервью журналу "Юность" говорил о творчестве так: "Искусство — как капустный кочан. Со множеством листьев, оболочек, смыслов. Сначала все понимают первый слой (сюжетику, проблему); половина — следующий венец листьев; треть — более сокровенное и т. д. Суть, кочерыжку («скрымтымным»!) порой понимают лишь на расстоянии."
Вот и сейчас, сквозь время и расстояние, "Ностальгия по настоящему" для меня совсем о другом: не о любви, не о политике, а о стремлении человека жить не сиюминутным, временным, а настоящим, вечным; о желании докопаться до сути, не размениваться на искусственные заменители, "пластик":
Все из пластика — даже рубища...
Оно про настоящую дружбу:
Когда слышу тирады подленькие
оступившегося товарища,
я ищу не подобья — подлинника,
по нему грущу, настоящему.
Про настоящее искусство, которое часто подменяется ремесленничеством:
Одиночества не искупит
в сад распахнутая столярка.
Я тоскую не по искусству,
задыхаюсь по-настоящему.
Про само настоящее, которое становится вечным, если случается напрямую, без посредников:
Будто послушник хочет к Господу,
ну а доступ лишь к настоятелю —
так и я умоляю доступа
без посредников к настоящему.
А какие песни восьмидесятых годов нравятся вам? Пишите в комментариях и подписывайтесь на канал!
Другие статьи автора:
Загадка песни Людмилы Сенчиной "День рождения твой не на праздник похож"ТРЕТИЙ ОРЕШЕК20 ноябряКак я написала письмо ГорбачёвуТРЕТИЙ ОРЕШЕК16 июляДевочки смеютсяТРЕТИЙ ОРЕШЕК7 июля#стас намин #группа стаса намина цветы #андрей вознесенский #эстрада ссср #советский союз #поэзия #история одной песни #никита хрущев #назад в ссср #ностальгия по настоящему
Больше интересных статей здесь: СССР.
Источник статьи: Ностальгия по настоящему: Как стихотворение Андрея Вознесенского стало знаковой песней восьмидесятых.