Как советские суда первыми покоряли Антарктиду

Один из наших известнейших первопроходцев Антарктиды дизель-электроход «Лена» завершил свою славную историю на южной отмели Колгуева. Сначала здесь его приспособили в качестве импровизированного причала, на его палубу порой отваживались подсаживаться вертолётчики, но впоследствии время и льды окончательно «похоронили» корабль. Над водой виднелась часть его массивного корпуса, который в штормовом ненастье без труда нащупал наш чуткий локатор.

В середине пятидесятых наша отечественная наука совершила стремительный бросок на крайний юг планеты. Тогда же для послевоенных поколений дизель-электроходы «Лена» и «Обь» явились символами освоения Антарктиды Советским Союзом. Позднее, к слову, появились и другие суда подобного и даже усовершенствованного класса, но впервые советские флаги в Антарктику принесли именно эти – «Лена» и «Обь». И, кстати, названия их «по раздельности» как-то плохо воспринимаются даже сейчас, хотя со времени их совместных плаваний прошло уже более полувека. Корабли эти строились по нашему заказу в Голландии и на тот период безусловно являлись новым словом в полярном судостроении.

Дизель-электроход «Обь»

Дизель-электрические установки их развивали мощность за 7000 л.с. Вместительные трюмы, грузовые стрелы и лебёдки, рассчитанные на перемещение больших тяжестей , палубные устройства – всё это было продумано и смонтировано исключительно рационально и специально для экспедиционных целей. Но главное, конечно же, особый корпус – специальной конструкции, из прочного металла и к тому же с подкреплениями. «Лена» и «Обь» и последующие за ними суда серии относились к кораблям усиленного VII ледового класса – выше среди транспортов просто не бывает.

Обратите внимание: Почему великие советские актёры дорожили дружбой с этой актрисой эпизодов. Ирина Мурзаева на экране и в жизни.

К слову, как показала практика, иногда за неимением поблизости ледоколов дизель-электроходы использовались моряками вместо них.

Дизель-электроход «Лена»

«Голландская» серия строилась с 1954 по 1958 годы. По негласной, но чтимой традиции все эти мощные корабли решили назвать именами сибирских рек, впадающих в Северный Ледовитый океан: после «Лены» и «Оби» появились «Ангара», «Индигирка», «Енисей». Споткнулись, правда, на Колыме». Название этой реки в пятидесятых (после известных постановлений по культу личности И.В. Сталина) у многих бытовало на слуху и рождало определённые ассоциации.

Поэтому первоначально задуманную «Колыму» прямо на стапелях переименовали в «Байкал». Однако не помогло – за этим дизель-электроходом всё равно увязались неприятности: он и горел, и тонул и, в конце концов, был списан.

«Лене» и «Оби» повезло ещё и в том смысле, что с их мостиков и палуб было сделано множество научных открытий. В том числе географических. И топонимика зафиксировала это: есть залив Лена (в Море космонавтов) и залив Обь (в Море Сомова), есть в море Дэйвиса проход Лены и проход Оби, а в Индийском океане, опять-таки в приантарктической области – банка Лены и две банки Оби.

Выгрузка самолёта с палубы дизель-электрохода в Антарктиде

Меньше почему-то сказано и написано об экспедиционных походах этих кораблей в Северном Ледовитом океане, что, на мой взгляд, соверщенно несправедливо. Ведь и здесь «Лена» и «Обь» оставили свой след на географических картах: подводная долина Лены в районе хребта Гаккеля и отмель Обь у северного побережья Гренландии.

Ещё более скупо говорится о том, чем занимались эти дизель-электроходы, когда на смену им в начале шестидесятых стали приходить универсальные суда усиленного ледового класса из серии «Амгуэма» (строились в Херсоне и Комсомольске-на-Амуре).

Дизель-электроход «Михаил Сомов» принял научную эстафету у «Оби» и «Лены»Дизель-электроход "Михаил Сомов" на Северной Двине в День ВМФ

Известно, что «Лену» отдали североморцам, и она какое-то время являлась самым мощным кораблём их военно-гидрографического флота. «Обь» достаточно долго продолжала пробиваться с грузами к самым отдалённы портопунктам и полярным станциям.Данными, что «Лена» заходила в северодвинский порт, не располагаю, а вот «Обь» точно бывала и одно время даже очень часто. Однако о каждом таком появлении знаменитого ледокольного транспорта у причалов в силу известной «закрытости» города знали лишь немногие.

#история ссср #антарктида #география #флот ссср #южный полюс #история флота

Больше интересных статей здесь: СССР.

Источник статьи: Как советские суда первыми покоряли Антарктиду.

Система комментирования SigComments