Битва Титанов. Игорь Тальков vs Коммунисты

Битва Титанов - это рубрика, в которой я сравниваю друг с другом разных исполнителей (и не только) и выясняю, кто же из них круче. Ну или на чьей стороне правда.

Белогвардейский поп против устаревших коммунистических догм? Звучит очень интересно, поэтому сегодня рассмотрим главную, возможно, культурную битву времён Перестройки.

Кто Есть Кто?

Игорь Тальков - талантливый поэт и композитор, диссидент, большой любитель толсто троллить Софью Власовну, герой-любовник, яростный правдоруб, страстный патриот России, актёр.
Далеко неглупый человек, погибший, тем не менее, очень глупо.
Иисус Перестройки, умерший за то, чтобы мы могли позволить себе в любое время покупать жвачку, джинсы и колбасу.

Коммунисты - люди, придерживающиеся левых взглядов, последователи дела Маркса, Энгельса и Ленина, борцы с гидрой мирового империализма, врагами народа, безродными космополитами и прочей нечистью, большие любители партсобраний, застоя и дефицита.
Главные виновники (как ни странно) развала СССР. Безбожники.

В Чём Суть Конфликта?

Тальков с недоверием глядит на коммунистов. Они отвечают ему тем же.

Начнём, пожалуй, с того, что Игорь Тальков в детстве свято верил в коммунизм, и один раз даже сильно поругался с собственной матерью из-за того, что она сказала что-то не особо хорошее в адрес Брежнева.
Но шло время, Игорь взрослел и понимал, что то, о чём говорят по ящику, и то, что он видит на улицах, как-то очень уж плохо сочетается. Какая победа коммунизма, если повсюду очереди и дефицит?
В 1975-ом Тальков выступил на площади в Туле с критикой в адрес дорогого Леонида Ильича. Науке неизвестно, был ли Игорь Владимирович подшофе, однако же до суда дело не дошло - будущего борца с режимом отмазали и строгое наказание заменили службой в инженерных войсках в подмосковном Нахабино.
После службы носило Талькова туда-сюда по всей стране: и басистом у Александра Барыкина он был, и в Сочи в ресторане он выступал (недолго, ибо в итоге решил играть то, что душе угодно, а не то, что требуют пьяные армяне), и на заказ музыку писал (но предложение секретаря Союза писателей Чепурова писать песни на его прославляющие Ленина и партию стихи отклонил - не хотел "идти на компромисс с совестью"), и даже с Людмилой Сенчиной работал.
В 1986-ом судьба привела его в Электроклуб - проект маститого композитора Давида Тухманова, который к тому моменту уже несколько устал кататься по волнам своей памяти и захотел, как сегодня говорят, быть в тренде - для чего и собрал, собственно говоря, эту группу.
В Электроклубе всё было хорошо - Тальков скакал с Ириной Аллегровой на сцене, изображая перестроечного мачо, они на пару исполняли полушутливые романтические песенки и вообще всё было довольно невинно и забавно. Продолжи Игорь в том же духе - был бы жив до сих пор и выступал на различных ностальгических концертах. Увы, но всё получилось иначе.
В том же 1986-ом песня "Чистые Пруды" заставила всю страну говорить о Талькове как о новом романтике (не в том смысле, что он косил под Duran Duran или Spandau Ballet, а в том, что он был крайне сентиментален и так убедительно тосковал по детству, что не поверить ему просто было нельзя) - но ему этот образ был не особо по душе, поэтому в 1987-ом он из Электроклуба ушёл, собрал группу Спасательный Круг и отправился в затяжное турне по СССР.
И вот тут начинается самое интересное. Концерты Талькова делились строго на два отделения: в первом исполнялись песни гражданской тематики, а во второй - лирические композиции. Но внимание публики, конечно же, было приковано к первому отделению - начитавшийся диссидентской литературы Тальков без всякого зазрения совести клеймил родную партию и Ленина. Почему? Зачем? Как так вышло, что этот примерный мальчик, ругавшийся с мамой по поводу Брежнева, вдруг занял активную антисоветскую позицию и начал усердно кусать кормящую его руку?
Сам Тальков утверждал, что прочитал много исторической литературы и не один день провел разбирая архивы (вопрос, кто его в эти архивы допустил - из разряда риторических). В какой-то момент (по его же собственным словам) Игоря Владимировича осенило - и он решил, что со сцены надо петь правду и только правду. И тогда, прям как из рога изобилия, на невинную советскую публику полились все эти истории про старую тетрадь расстрелянного генерала, бывшего подъесаула, метаморфозы и кремлёвскую стену.
Метаморфозы и впрямь были впечатляющими: поп-певец вдруг заделался адвокатом дореволюционной России и начал активно толкать в массы оправдательные приговоры белогвардейцам и не менее активно клеймить позором большевиков и дедушку Ленина лично.
Это выглядело так же странно, как если бы Иосиф Кобзон отрастил длинные волосы, одел варёную джинсовую куртку и начал травить про Брежнева анекдоты прямо со сцены.
Коммунисты же Талькова не запрещали, а как будто бы вообще не замечали. Я не нашел ни единого свидетельства тому, что его концерты были запрещены. Да, по телевизору его первое время не крутили, но уже в 1989-ом году, в программе "До И После Полуночи" показали клип на песню "Россия" - и всё завертелось с немыслимой доселе скоростью.

Чем Всё Закончилось?

Тальков молится о каре небесной коммунистам.

Девяностые Игорь Тальков встретил на коне - популярность росла не по дням, а по часам, публика толпами валила на концерты послушать правду (или же "правду"), коммунисты почти никак не реагировали на его гневные эпитеты в свой адрес и лишь стыдливо иногда через прессу высказывали своё уже никому не интересное мнение.
Сам же Тальков снимался в фильмах, колесил по всей стране с программой "Суд", в которой вовсю издевался над доживающей последние деньки советской властью, частенько ходил налево от жены (злые языки утверждают, что мутил и с Азизой, и с Аллой Борисовной (а кто с ней, блин, только не мутил!!!), и со многими другими интересными женщинами), мечтал победить коммунизм и по сути своей напоминал то ли обрусевшего Боно, то ли обозленного на коммунистов Леннона.
Но вот прошел августовский путч, коммунисты стали достоянием истории - живи себе и радуйся!
Но нет, не таким был Тальков Игорь Владимирович!! Не мог он жить спокойно и без борьбы! Он бы начал охоту на ведьм среди тех, кто коммунистические лозунги променял на демократические, однако же глупые разборки из-за очередности выступлений с менеджером Азизы, Игорем Малаховым, привели к тому, что Тальков преждевременно отправился к праотцам.

Кто Победил?

Любите коммунизм? Тогда мы идём к вам!

Кто победил? Да никто не победил, ибо проиграли все. Абсолютно все.
Тальков хоть и копал усиленно под номенклатуру, однако же был далеко не единственным представителем творческой интеллигенции, протестующей против коммунистов, которые в начале девяностых были уже не коммунистами, а по большей части разрозненной шайкой, пытающейся еще хоть как-то выехать на гребне Перестройки и сохранить нажитое непосильным (наверное) трудом.
И вообще, в конце восьмидесятых только ленивый (или тупой) не ругал власть и не жаждал перемен - таким был дух того смутного и очень жесткого времени. Народу десятилетиями зажимали гайки и перекрывали кислород, а тут вдруг дали микрофон и попросили поругать тех, кто закручивал гайки - не стесняясь при этом в выражениях. Понятное дело, что в таких условиях Талькова восприняли как мессию, как пророка который хочет донести до простого люда то, что годами скрывалось в архивах КГБ.
Но теории о том, что Талькова убили советские спецслужбы - это бред. Зачем и без того слабеющей с каждым днём власти палить по воробьям из ядерного оружия - и лишать тем самым пусть надоедливого, но довольно таки безобидного воробья жизни?
Сам же Игорь Владимирович, к сожалению, клеймил совсем не тех, кого надо было бы клеймить. Ему бы спеть пару песен про отмороженную братву, которая вот-вот начнёт одеваться в малиновые пиджаки и растопыривать пальцы, ему бы обратить внимание на промышляющих рэкетом молодчиков из бывших спортсменов - глядишь и был бы толк какой-то. Но нет, он с ними якшался и назначал их к себе в менеджеры - Валерий Шляфман, тот самый, который выпустил в Талькова роковую пулю, был человеком с крайне сомнительной репутацией и он, кстати, до сих пор на свободе и вполне неплохо чувствует себя в Израиле, в то время как умственно отсталые люди до сих пор верят в то, что превратившаяся из красавицы в алкоголичку Азиза как-то причастна к убийству в "Юбилейном".
Ну а что же коммунисты? Ну, те из них, кто был попроворнее и пошустрее, быстро встали у руля, объявили себя демократами до мозга костей и вплоть до конца десятилетия воровали награбленное, плясали с Женей Осиным и дирижировали оркестром в Германии в совершенно уматном состоянии.
Те же, кому не удалось приспособиться, превратились в анахронизм и посмешище. Ныне коммунисты выглядят очень забавно - они пытаются объяснить всё слабостью Мишки Меченого и солидными финансовыми вливаниями со стороны западных партнёров. Хотя на самом деле суть в том, что меньше надо было воровать - и больше развивать и развиваться в то же время самим.
Увы, про жадность большевиков Тальков тоже не особо пел - всё как-то больше про шароголового дедушку Ленина и про хруст французской булки в руках белых офицеров. Поэтому я и утверждаю, что никто по итогу так и не стал победителем: Тальков пал жертвой тех, с кем вообще не надо было связываться, а коммунисты профукали все полимеры и остались по итогу у разбитого корыта.
А на народ всем было что тогда плевать, что сейчас. O tempora, o mores! Если кто не знает латынь, то перевожу - "О времена! О нравы!".

Мораль?

Спуск флага СССР в декабре 1991-го.

В этом году, 6-го октября, исполнилось ровно 30 лет с того момента, как Игорь Тальков был убит в питерском спорткомплексе "Юбилейный". В этом же году, 26-го декабря, исполнится ровно 30 лет с момента распада СССР. Какой вывод можно сделать?
Ну выводы делать необязательно, ибо всё уже давным-давно придумано до нас. Кто там сказал, что в гражданской войне не бывает победителей? Это уже и не особо важно, кто сказал такую мудрую вещь, ибо из века в век люди совершают всё те же ошибки и наступают на всё те же старые-добрые грабли.
Тальков - великолепный музыкант и лирик. Я каждый раз грущу, когда слышу "Летний Дождь", "Праздник", "Моя Любовь" или "Маленький Город" - и каждый раз скупая мужская слеза предательски течёт по щекам от этих проникновенных текстов и изящных аранжировок.
Но когда начинаются прямолинейные белогвардейские поп-агитки наподобие песен "Совки", "Кремлёвская Стена", "КПСС" и "Россия" - мне становится неловко и немного не по себе, ибо создается впечатление, что я как будто бы слушаю Маяковского. Только не с красным окрасом, а с белым.
Да, агитпроп-поп в исполнении Талькова был излишне плакатным, грубым и неотёсанным - и, как показывает история, совершенно лишенным смысла. Ибо решили всё в кулуарах те самые господа демократы, поспешно открещивающиеся от красного цвета и серпа с молотом.
Игорю Владимировичу плюнуть бы на политику, да окунуться с головой в сочинение романтических песен - но нет, душа рвалась на сцену резать правду-матку. Поплатился ли он за это? Скорее всего нет, ибо беда пришла оттуда, откуда он её совсем не ждал - со стороны новых людей, которые уже вовсю примеряли золотые цепи под малиновые пиджаки.
Так что нет и не может быть победителей в гражданской войне. Даже если она и словесная.

#игорь тальков #коммунизм #ссср #эстрада ссср #тайны кгб #советский союз #пропаганда #ленин #россия #перестройка


Больше интересных статей здесь: СССР.

Источник статьи: Битва Титанов. Игорь Тальков vs Коммунисты.

Система комментирования SigComments