Кто из нас не смотрел и не любит телесериал "Семнадцать мгновений весны"! Уж сколько смотрено-пересмотрено, сколько фраз ушло в народ,
а всё равно нет-нет да прильнёшь к экрану телевизора, сопереживая полковнику Исаеву, действовавшему в глубоком тылу врага. И каждый раз сердце учащённо бьётся, когда видишь, как радистка Кэт с двумя младенцами опускается в канализационный колодец...
Премьера этого шедевра режиссёра Татьяны Лиозновой была запланирована на 9 Мая 1973 года. Но Первого генсека СССР Леонида Ильича Брежнева за каким-то лешим понесло в эти дни в ФРГ - на сторону врагов. Поэтому советские зрители увидели "Семнадцать мгновений весны" лишь в августе.
Сам же литературный герой Юлиана Семёнова был задуман автором
в 1965-м, а главы романы напечатали в журнале "Москва" за 1969 год.
Совпадение или нет, но в 1967 году в СССР состоялась премьера фильма
о советском разведчике в тылу врага "В 26-го не стрелять". Картина стала лидером советского проката, собрав почти 33 миллиона рублей. Хорошо приняли фильм и кинокритики.
Не думаю, что режиссёр Равиль Батыров и авторы повести "Феникс",
по которой была снята картина, Эдуард Арбенов и Лев Николаев были готовы к такому триумфу. Но факт остаётся фактом - фильм об узбекском "Штирлице" пришёлся по душе зрителям, особенно подросткам.
Почему провела параллель между двумя экранизациями? Уж больно очевидны несколько совпадений. И главный герой имеет весомую роль среди фрицев, и секретарша, боясь провала, выбрасывается из окна на мощёную германскую улочку - совершенно как профессор Плейшнер.
Да и другие "мелочи" (например, постановка кадра) тоже бросаются в глаза.
Когда впервые смотрела фильм "В 26-го не стрелять", невольно улыбалась, глядя на узбекские лица в нацистской форме. Обидеть никого не хочу, но это было необычно.
А сейчас пишу статью, и у меня нет повода для улыбок.
Оказывается, нацистская Германия серьёзно подходила к вопросу народов, населяющих Центральную Азию. По распоряжению лидеров
трёх видов вооруженных сил Германии был создан Туркестанский легион.
А в планах высокопоставленным фрицам виделось создание государства "Большой Туркестан", куда вошли бы были территории Средней Азии, Башкирии, Поволжья, Кавказ и значительный кусок северо-западного Китая. Чтобы не ломать голову, всем подданным нового германского "королевства" присваивалась бы национальность "Turkestaner" ("туркестанец").
В 1942 году в местечке Легионово (символическое название для создания запланированного легиона) под Варшавой был создан учебный лагерь для ковки разведчиков из числа советских военнопленных среднеазиатских республик. Показательный пример мужества - из 3000 тысяч отобранных кандидатов лишь пятеро (!) согласились служить врагам. Остальные предпочли остаться в Честоховском концлагере, хотя соблазн был велик - остаться живым, но пойти против Родины, или умереть от голода и пыток.
Герои фильма "В 26-го не стрелять" имеют своих прототипов, поскольку авторы повести взяли за основу подлинные судьбы людей, попавших
в Туркестанский легион. Многие на свой страх и риск действовали в тылу врага и, чем могли, вредили фрицам. Или при первой же возможности уходили к партизанам и продолжали воевать с нацистами.
Повесть "Феникс", которая легла в основу военно-приключенческого фильма "В 26-го не стрелять", имеет продолжение "Берлинское кольцо". Возможно, кто-то заинтересуется темой Туркестанского легиона и прочитает. Ведь об этой стороне ВОв известно непозволительно мало.
#история ссср в деталях #великая отечественная война #военные фильмы #советское кино #героические страницы великой войны
Всегда рада читателям, лайкам и подписке
на мой канал - это вдохновляет!
Больше интересных статей здесь: СССР.
Источник статьи: Узбекский Штирлиц.