Главные соперники Америки не являются союзниками в традиционном смысле этого слова, но, работая вместе, они могут вытянуть сверхдержаву далеко за пределы ее военных возможностей.
Представьте себе сценарий, при котором через год-два-три мир сотрясает война от Европы до Тихого океана. Эта идея не так абсурдна, как может показаться. Никогда еще за последние десятилетия Соединенные Штаты не сталкивались с такой возможностью прямой военной конфронтации на нескольких театрах военных действий.
Вторжение российского президента Владимира Путина в Украину разжег крупнейший конфликт в Европе за последние несколько поколений и спровоцировал борьбу за власть между великими державами. В Восточной Азии перспектива войны растет, как показала напряженность, вызванная поездкой спикера Палаты представителей Нэнси Пелоси на Тайвань в августе. На Ближнем Востоке США, возможно, придется выбирать между борьбой с Ираном и признанием его в качестве порогового ядерного государства.
Когда эти кризисы объединяются, создаются условия для евразийского пожара.
Конечно, кошмарные сценарии обычно не сбываются. Возможно, что ни один из этих сценариев не приведет США к войне, а наиболее вероятные сроки конфликта будут зависеть от региона. Однако эти соображения показывают, насколько серьезным стал риск большой войны. Он также напоминает нам о том, что сегодняшние кризисы более взаимосвязаны, чем кажется.
Противники Америки могут не быть формальными союзниками, но они объединены в важнейшем регионе - сердце Евразии - и на важнейших направлениях. Перенапряженные Соединенные Штаты не могут реагировать на одну проблему без учета ее влияния на способность справиться с другими. Вызовы для политики США серьезны, поскольку Вашингтон сталкивается с рядом проблем, от которых ему нелегко избавиться, и уж точно он не может позволить себе усугублять их все сразу.
В некоторых отношениях затруднительное положение Америки напоминает период перед Второй мировой войной. Давайте забудем о том, что ни один из соперников США не совершал агрессии или злодеяний в масштабах держав Оси - даже если репрессии Китая против уйгуров и убийственная война Путина в Украине являются отголосками того прошлого. Давайте также забудем, что жестокая неуклюжесть Путина в Украине сейчас больше похожа на подражание Бенито Муссолини, чем Адольфу Гитлеру. Основные закономерности геополитики выглядят до боли знакомыми.
Тогда, как и сейчас, международная система подвергалась атакам со многих сторон. Япония стремилась к доминированию на Дальнем Востоке. Гитлеровская Германия претендовала на господство в Европе и за ее пределами. Италия Муссолини стремилась к кровавому господству в Средиземноморье и Африке. Советский Союз в конечном итоге должен был сражаться с Гитлером - но только после того, как он поможет ему расчленить Восточную Европу.
Между этими ревизионистскими государствами не было особой близости. Различные расистские идеологии нацистской Германии и императорской Японии были принципиально несовместимы. Хотя Берлин, Рим и Токио подписали Тройственный пакт в 1940 году, их различное недоверие гарантировало, что это было лишь туманное соглашение о разрушении существующего порядка и создании отдельных империй на его руинах.
Однако если державы Оси были циничными партнерами, то в радикальных экспансионистских программах, которые они осуществляли, была глубокая и разрушительная синергия.
Диктаторы поддерживали друг друга в критические моменты: поддержка Муссолини помогла Гитлеру бескровно завоевать Австрию и Судетскую область в 1938 году. Поражение Германии в Западной Европе в 1940 году помогло Японии продвинуться в Юго-Восточную Азию и Тихий океан за счет побежденной Франции, обескураженной Великобритании и растерянной Америки.
Тогда, как и сейчас, демократическая сверхдержава, сталкивающаяся с проблемами повсюду, старалась действовать решительно везде. В конце 1930-х годов Великобритания колебалась, не решаясь занять твердую линию в отношении Германии, когда ей угрожали Италия и Япония. Соединенные Штаты столкнулись с аналогичными проблемами на фоне растущих кризисов в Европе и Азии. "У меня просто нет достаточной военно-морской мощи", - сказал президент Франклин Д. Рузвельт в 1941 году.
Даже мобилизация в военное время не решила проблему полностью. Борьба от начала до конца против многочисленных противников вынудила союзников пойти на болезненные компромиссы. Не понадобился полностью интегрированный альянс тоталитарных противников, чтобы вывести демократии из равновесия - и создать самый серьезный и масштабный кризис глобальной безопасности, который когда-либо видел мир.
В 1930-х годах западные лидеры не смогли предугадать, как быстро региональные кризисы могут привести к глобальному коллапсу. Точно так же большинство политиков после холодной войны не представляли себе, что однополярный момент Америки закончится именно так. Нет ничего нового в том, что автократические державы наращивали свои вооруженные силы и принуждали своих соседей. Новым является то, что все эти вызовы грозят обостриться.
Восточная Европа пылает в связи с вторжением Путина в Украину, которое стало кульминацией длившейся несколько поколений кампании по восстановлению российского господства от Центральной Азии до Балтики. Успешный февральский блицкриг может обеспечить России доминирующее положение в Восточной Европе и вызвать новые принудительные меры против стран Организации Североатлантического договора. Ошибки России и сопротивление Украины предотвратили этот сценарий. Но даже уменьшившаяся Россия имеет большой потенциал для создания проблем, а конфликт в Украине далек от завершения.
И Украина, и Россия ставят перед собой амбициозные цели. Киев стремится освободить все оккупированные территории, включая Крым, а Москва стремится превратить Украину в обнищавшее, вивизированное вассальное государство. Война также привела к ожесточенной конкуренции за вытеснение сверхдержав. Вашингтон и его союзники дают Украине оружие, деньги и разведданные, чтобы обескровить армию Путина, и бьют по российской экономике санкциями. Москва использует энергетические санкции, чтобы сделать войну более болезненной для Европы; она угрожает ядерной эскалацией в надежде ограничить свои потери на поле боя за счет ограничения поддержки Украины Западом.
Путин, похоже, считает, что может заставить своего врага отступить до того, как потерпит крупное поражение, а США ведут себя так, будто могут предотвратить эскалацию Путина достаточно долго для победы Украины. Результатом всего этого является насильственное и неустойчивое равновесие, которое не может продолжаться вечно, поскольку действующие лица преследуют непримиримые цели.
Тем временем в Тайваньском проливе, возможно, начался обратный отсчет до конфликта. Пекин использовал визит Пелоси на Тайвань как предлог для агрессивных военных учений, которые предвещают эскалацию региональной напряженности. Китайские чиновники, несомненно, хотят достичь своей цели - контроля над Тайванем и вытеснения США из западной части Тихого океана - без большой войны. Возможно, кровавый беспредел Путина в Украине заставил председателя КНР Си Цзиньпина более осторожно относиться к применению силы. Однако наращивание военного потенциала в течение трех десятилетий дает Си гораздо больше шансов подчинить себе Тайвань, если он того пожелает.
На самом деле, Си, возможно, придется применить силу, чтобы получить желаемое: шансы Тайбэя мирно подчинить себе неототалитарный Китай уменьшаются с каждым годом, а Соединенные Штаты и их союзники, похоже, все более решительно настроены помешать стремлению Пекина к региональному господству. Советник президента Джо Байдена по национальной безопасности Джейк Салливан недавно заявил, что США находятся в "начале решающего десятилетия" в своем соперничестве с Пекином.
В Вашингтоне ведутся жаркие споры о том, когда угроза китайского вторжения станет наиболее острой; даже самые обеспокоенные наблюдатели считают, что до конфронтации осталось не менее двух-трех лет. Но риск войны растет по мере того, как решимость Китая дестабилизировать Восточную Азию наталкивается на решимость его соперников сохранить ее.
Кроме того, существует постоянно пылающий Ближний Восток - регион, который американцы предпочли бы игнорировать. Продолжающаяся, порой ожесточенная, конфронтация между Вашингтоном и Тегераном практически взорвалась в 2019 и начале 2020 года после ряда событий, начавшихся с выхода США из ядерной сделки 2015 года и завершившихся убийством генерала Касема Солеймана в результате удара беспилотника.
Как сообщается, прогресс Ирана в обогащении урана позволил создать ядерное оружие в короткие сроки. Поэтому США и Израиль должны рассмотреть вопрос о необходимости дальнейших принудительных мер, чтобы не позволить Ирану пересечь эту красную черту. Кризис может разразиться быстро - в течение нескольких месяцев - если переговоры о продлении ядерной сделки в конечном итоге провалятся.
Он также может развиваться медленнее, если переговоры затянутся на неопределенное время. Даже если соглашение будет достигнуто, США могут столкнуться с Ираном с более развитой ядерной инфраструктурой, чем в 2015 году, с Ираном, у которого есть дополнительные деньги благодаря хотя бы частичному снятию санкций, и с Ираном, который может более агрессивно добиваться преимущества от Персидского залива до Леванта.
Война между США и их соперниками не является неизбежной ни на одном из этих театров. Но во всех этих театрах это вполне возможно.
Здоровые региональные системы поддерживают здоровые глобальные системы. Когда несколько регионов рушатся одновременно, они могут обрушить мировой порядок. Европа, Персидский залив и Восточная Азия вместе образуют стратегическое ядро более широкого региона - Евразии, который сегодня является центром мировой политики. Сея смуту в своих регионах, ревизионисты подрывают многие столпы системы.
Более того, преследуя только свои цели, они создают возможности для использования их другими.
Обратите внимание: Юрий селиванов: стратегический цуцванг америки.
Лихорадочная напряженность в отношениях с Китаем и Россией вынуждает Вашингтон применять осторожный подход к Ирану. Администрация Байдена должна быть осторожна и не провоцировать Си, когда он спорит с Путиным.Путин, со своей стороны, проиграл свою игру, поскольку считает, что сосредоточенность США на Китае обеспечит слабый ответ, когда он нападет на Украину. Но опасность того, что соперничество между США и Китаем очень скоро может стать очень страшным, все еще дает Путину надежду на то, что он может победить, если только будет упорствовать.
Соперники Америки - это, конечно, неоднозначные друзья. Си не вызволил Путина из украинской трясины; если Китай, Россия и Иран вытеснят Соединенные Штаты из Евразии, они могут поссориться друг с другом. Но ни одна из них не сможет достичь своих целей без успешного противостояния сверхдержаве, что дает им непреодолимый стимул к объединению.
Американцы могут не считать китайско-российские отношения альянсом, но это в основном потому, что в них отсутствуют четкие гарантии взаимной обороны, которые были характерны для альянсов США со времен Второй мировой войны. Тем не менее, отношения демонстрируют многие признаки союзничества: торговля оружием и военные учения, растущие связи в области оборонных технологий и сотрудничество в поддержании автократической стабильности в Центральной Азии. Они включают негласный пакт о ненападении, который позволяет Пекину и Москве сосредоточиться на Соединенных Штатах, а не друг на друге. Главная причина возросшего риска войны по обе стороны Евразии заключается в том, что два великих противника Америки теперь могут воевать друг с другом.
Иран не находится в одной лиге с Россией и Китаем, но он является частью этой свободной ревизионистской оси. Россия и Иран вместе боролись за спасение режима Башара Асада в Сирии, а Китай помогал вмешиваться в дела Совета Безопасности ООН. Китай и Россия временами защищали Тегеран от давления США, приостанавливая или ослабляя санкции и продавая Ирану оружие.
Сотрудничество становится все более целенаправленным. Тегеран организовал трехсторонние военно-морские учения с Москвой и Пекином после эскалации напряженности в отношениях с Вашингтоном в 2019 году, подписал 25-летнее стратегическое партнерство с Китаем в 2021 году и поставил России сотни военных самолетов для использования в Украине.
Помощь Тегерана России подчеркивает важную вещь: если один из ревизионистов потерпит решительное поражение, остальные столкнутся с ободренной сверхдержавой, которая сможет более агрессивно атаковать своих оставшихся противников. Китай, возможно, не захочет вмешиваться в дела Украины. Однако, если Си опасается, что Россия близка к военному краху, который может привести к политическому краху в Москве, он может почувствовать давление, чтобы предоставить финансовую помощь и военные поставки, несмотря на угрозу гнева США.
Не ожидайте, что Россия, Иран и Китай совершат самоубийство ради друг друга, но и не ожидайте, что они будут равнодушны к беде друг друга.
Правительство США часто не в состоянии справиться более чем с одним кризисом одновременно из-за ограниченного внимания высокопоставленных чиновников. Более того, Америка сейчас менее хорошо оснащена для решения широкого спектра военных проблем, чем когда-либо со времен холодной войны. Значительное сокращение реальных расходов на оборону в начале 2010-х годов в сочетании с ухудшением картины угроз привело к тому, что США приняли оборонную стратегию "одной войны" вместо двух войн 1990-х и 2000-х годов.
Этот сдвиг отражает запоздалое осознание того, что крупная война с мощным конкурентом - особенно с Китаем - создаст наибольшую нагрузку на вооруженные силы США. Но это означает, что у Пентагона нет достаточных средств для борьбы с насилием на двух, не говоря уже о трех театрах, если оно происходит в непосредственной близости друг от друга.
В учебниках по стратегии обычно говорится, что страна, у которой обязательств больше, чем возможностей, должна сократить обязательства или увеличить возможности. Это разумный совет в долгосрочной перспективе, но сейчас он бесполезен.
Сторонники так называемой "первой Азии" утверждают, что США должны уменьшить конфронтацию и даже отказаться от обязательств на Ближнем Востоке и в Европе, чтобы сосредоточиться на Китае. Они могут черпать поддержку в том, что недавнее решение Саудовской Аравии о сокращении добычи нефти вызвало двухпартийное возмущение в Вашингтоне.
Но переход к такой ориентированной на Китай внешней политике был бы неразумным. Немедленная деэскалация в Украине может позволить Путину спасти грязную победу и дать понять, что за обычное нападение, подкрепленное ядерной силой, придется заплатить. Значительный уход с Ближнего Востока при наличии Тегерана на пороге ядерной державы - это рецепт либо иранской гегемонии, либо региональной анархии. Уверенность трудно обеспечить в идеальных обстоятельствах, не говоря уже о том, когда соперники ведут наступление.
К сожалению, другой традиционный ответ - больше денег - тоже может не сработать. Как показала война в Украине и многие беспристрастные анализы, Соединенные Штаты отчаянно нуждаются в увеличении расходов на оборону для наращивания потенциала, увеличения запасов боеприпасов и укрепления промышленной базы, необходимой для победы в одной войне, не говоря уже о двух или трех. Вашингтон не может допустить, чтобы непосредственная проблема - нехватка ресурсов для достижения целей - стала хронической и геополитически изнурительной. Но если потребуется масштабное наращивание военной мощи, то на это уйдут годы - слишком много времени, чтобы изменить ситуацию, если проблемы неизбежны.
Остается только стратегия последовательности действий, позволяющая справиться с несколькими изменчивыми проблемами без внезапного отступления или быстрой эскалации. Стратегия последовательности использует тот факт, что у Вашингтона может быть больше времени в одной области, чем в другой: решающий момент в Украине может наступить через несколько недель или месяцев, в то время как момент наибольшей опасности в отношениях с Китаем может наступить через несколько лет.
Последовательность заключается в том, чтобы максимально использовать эти пробелы, быстро решать определенные вопросы и откладывать конфронтацию в других областях. Однако, поскольку эта стратегия является убежищем для тех, у кого нет лучших вариантов, нет никакой гарантии, что она сработает.
Согласованность Первая требует прекращения войны, в которой США уже участвуют, хотя и косвенно. Вторжение России в Украину, возможно, помогло Соединенным Штатам в глобальном плане, расширив НАТО и сократив вооруженные силы Москвы. Но затяжная борьба может в конечном итоге навредить Вашингтону, отвлекая его внимание от более серьезной угрозы со стороны Китая и растрачивая скудные доллары и оружие, необходимые Пентагону для предотвращения - и, в случае необходимости, разрешения - других конфликтов.
Как закончить войну в Украине, вряд ли можно считать предрешенным. Путин не продемонстрировал готовности вести переговоры об условиях, которые Украина могла бы или должна принять. Сдерживание Украины сейчас, даже если она имеет военное преимущество, создаст ужасный прецедент, фактически узаконив российскую агрессию, и может позволить Москве возобновить военные действия позже.
Однако, если все это говорит в пользу нажатия на педаль газа, существует неоспоримая опасность того, что попытка вытеснить Россию со всей территории Украины - включая Крым - может заставить Путина выполнить свои ядерные угрозы. Война в Украине может стать одним из тех парадоксальных конфликтов, как Корея в 1950 году, когда приближение победы фактически приближает нас к катастрофе.
Легкого выхода из этой дилеммы не существует, и те, кто утверждает, что Путин просто блефует и что его ядерный блеф должен быть назван, демонстрируют удивительную аналитическую уверенность. Но тот факт, что Путин до сих пор довольствовался риторическими угрозами об увеличении ядерного оружия, а не более пугающими сигналами, такими как видимое движение его ядерных сил, говорит о том, что он, возможно, пытается извлечь выгоду из ядерного сдерживания, не платя за ядерную войну. Таким образом, возможно, стоит пойти на несколько больший риск эскалации конфликта в краткосрочной перспективе, чтобы снизить риск затяжной войны.
Это означает, что в ближайшие месяцы США значительно увеличат объем вооружений и другой поддержки Киеву, чтобы позволить Украине освободить как можно больше территории, прежде чем Россия сможет мобилизовать новые войска - и, возможно, заставить Путина или его преемника вести более серьезные переговоры.
Но это также может означать оказание давления на Украину с целью заставить ее сократить некоторые из ее более амбициозных, хотя и законных, военных целей (таких как проведение судебных процессов над российскими приспешниками за военные преступления), сохранение гибкости в вопросе передачи Крыма и серьезная дипломатическая инициатива после завершения текущих агрессивных действий.
Последняя политика может даже принести пользу первой: европейские союзники, такие как Франция и Германия, могут быть готовы направить больше денег и оружия в Украину, если почувствуют, что Киев с пониманием относится к их опасениям по поводу эскалации.
Такой подход потребует парных заверений и сдерживания - Путину нужно будет четко дать понять, что США не хотят более широкой войны с Россией, но что Россия получит более широкую войну, если применит ядерное оружие. Эта угроза является необходимой частью любой стратегии по обеспечению победы на Украине, хотя неясно, будет ли президент США на самом деле выполнять ее, если ему будет предоставлен выбор.
Считайте это американским вариантом печально известной российской стратегии "эскалация ради деэскалации" - это может помочь Украине достичь жизнеспособного мира, не вступая в конфликт с ядерной державой. Но не обольщайтесь: такой подход все еще рискован, и даже если он увенчается успехом, Украина получит меньше, чем заслуживает.
У Украины еще есть время действовать по стратегии "от эскалации к деэскалации", если Пентагон прав в том, что Китай не нападет на Тайвань по крайней мере в течение двух или трех лет. В Восточной Азии правильную политику можно было бы назвать "тихой срочностью" - откладывание конфронтации и укрепление оборонного потенциала США.
С минимальной помпой США должны ускорить оснащение вооруженных сил Тайваня так называемыми средствами сдерживания и оказать давление на Тайбэй, чтобы он принял асимметричную защиту всего общества, которая хорошо зарекомендовала себя в Украине.
Вашингтон должен активизировать планирование с Австралией, Японией и Сингапуром, чтобы определить, на какую военную помощь он может рассчитывать в случае кризиса, а также с более демократическими странами, чтобы заранее спланировать всеобъемлющие санкции на случай применения Китаем силы. США также должны направить в регион больше кораблей и самолетов и ускорить массовое производство оборудования, способного сдержать китайскую атаку - включая морские мины, беспилотные летательные и подводные аппараты, противокорабельные ракеты и другое высокоточное оружие дальнего действия. Главное - использовать чувство тревоги, вызванное одной войной, войной в Украине, для серьезной подготовки к другой.
Однако, вопреки преобладающим в Вашингтоне настроениям, такой подход требует отказа от символических мер, которые не помогают Тайваню, но дают Пекину повод для агрессии. Визиты лидеров Конгресса с целью продемонстрировать добродетель и провокационные изменения в названии неофициальной миссии Тайваня в Вашингтоне - плохие идеи. Признание Тайваня независимой страной, как предлагал бывший госсекретарь Майк Помпео, было бы еще хуже. Пока США не готовы защищать Тайвань, им следует молчать и делать палку шире.
Остается Ближний Восток, где - как всегда - варианты паршивые, и ограничение ущерба может быть лучшим решением. Переговорная позиция США слаба, потому что иранцы считают, что Вашингтон отчаянно пытается избежать серьезного кризиса. Однако большинство вариантов усиления влияния США, таких как убедительная угроза нападения на ядерные объекты Ирана, представляются неоправданно рискованными, учитывая напряженность в отношениях между двумя сверхдержавами, обладающими ядерным оружием.
Поэтому стратегия согласованности предполагает игру со временем, откладывая выбор между конфронтацией и капитуляцией. Даже глубоко ошибочное дипломатическое соглашение по иранскому ядерному проекту, по крайней мере, отложит военно-политические разборки, возможно, до тех пор, пока иранский режим, сталкивающийся со все более острыми внутренними проблемами, не уйдет в историю.
В действительности, однако, неуступчивость Ирана и политические потрясения в Вашингтоне, вызванные слабой сделкой, могут сделать этот вариант невозможным. В этом случае США и Израиль могут прибегнуть к творческому принуждению: более тайным действиям, кибератакам, ужесточению экономических санкций и, возможно, продаже Израилю современных бункеров, которые позволят ему убедительно угрожать односторонним нападением.
"Успехом" на Ближнем Востоке стало бы продолжение напряженности в отношениях с Ираном, обладающим значительной ядерной инфраструктурой. Но также легко может случиться и неудача. Даже если США будут играть на время, терпение Израиля может не совпасть с терпением Вашингтона. Принуждение без войны может спровоцировать военный ответ со стороны Ирана. В качестве альтернативы, Иран может воспринять чрезмерное вмешательство США и стремиться к более решительным действиям.
США могут оказаться просто не в состоянии контролировать, когда и где возникают кризисы в системе, которая постепенно теряет свою стабильность. Конкурентам из США не обязательно следовать американскому сценарию. Китай может решить, что лучше напасть на Тайвань до того, как разрешится война в Украине. Сильно потрепанная Россия может не согласиться и надеяться, что китайская агрессия отвлечет внимание от Москвы.
США могут прожить следующие несколько лет без одной войны, не говоря уже о двух или трех. Даже решительные автократы не будут легкомысленно относиться к риску конфликта со сверхдержавой. Но для этого потребуется хорошая стратегия и, возможно, удача.
Больше интересных статей здесь: США.
Главные соперники Америки не являются союзниками в традиционном смысле этого слова, но, работая вместе, они могут вытянуть сверхдержаву далеко за пределы ее военных возможностей.
Представьте себе сценарий, при котором через год-два-три мир сотрясает война от Европы до Тихого океана. Эта идея не так абсурдна, как может показаться. Никогда еще за последние десятилетия Соединенные Штаты не сталкивались с такой возможностью прямой военной конфронтации на нескольких театрах военных действий.
Вторжение российского президента Владимира Путина в Украину разжег крупнейший конфликт в Европе за последние несколько поколений и спровоцировал борьбу за власть между великими державами. В Восточной Азии перспектива войны растет, как показала напряженность, вызванная поездкой спикера Палаты представителей Нэнси Пелоси на Тайвань в августе. На Ближнем Востоке США, возможно, придется выбирать между борьбой с Ираном и признанием его в качестве порогового ядерного государства.
Когда эти кризисы объединяются, создаются условия для евразийского пожара.
Конечно, кошмарные сценарии обычно не сбываются. Возможно, что ни один из этих сценариев не приведет США к войне, а наиболее вероятные сроки конфликта будут зависеть от региона. Однако эти соображения показывают, насколько серьезным стал риск большой войны. Он также напоминает нам о том, что сегодняшние кризисы более взаимосвязаны, чем кажется.
Противники Америки могут не быть формальными союзниками, но они объединены в важнейшем регионе - сердце Евразии - и на важнейших направлениях. Перенапряженные Соединенные Штаты не могут реагировать на одну проблему без учета ее влияния на способность справиться с другими. Вызовы для политики США серьезны, поскольку Вашингтон сталкивается с рядом проблем, от которых ему нелегко избавиться, и уж точно он не может позволить себе усугублять их все сразу.
В некоторых отношениях затруднительное положение Америки напоминает период перед Второй мировой войной. Давайте забудем о том, что ни один из соперников США не совершал агрессии или злодеяний в масштабах держав Оси - даже если репрессии Китая против уйгуров и убийственная война Путина в Украине являются отголосками того прошлого. Давайте также забудем, что жестокая неуклюжесть Путина в Украине сейчас больше похожа на подражание Бенито Муссолини, чем Адольфу Гитлеру. Основные закономерности геополитики выглядят до боли знакомыми.
Тогда, как и сейчас, международная система подвергалась атакам со многих сторон. Япония стремилась к доминированию на Дальнем Востоке. Гитлеровская Германия претендовала на господство в Европе и за ее пределами. Италия Муссолини стремилась к кровавому господству в Средиземноморье и Африке. Советский Союз в конечном итоге должен был сражаться с Гитлером - но только после того, как он поможет ему расчленить Восточную Европу.
Между этими ревизионистскими государствами не было особой близости. Различные расистские идеологии нацистской Германии и императорской Японии были принципиально несовместимы. Хотя Берлин, Рим и Токио подписали Тройственный пакт в 1940 году, их различное недоверие гарантировало, что это было лишь туманное соглашение о разрушении существующего порядка и создании отдельных империй на его руинах.
Однако если державы Оси были циничными партнерами, то в радикальных экспансионистских программах, которые они осуществляли, была глубокая и разрушительная синергия.
Диктаторы поддерживали друг друга в критические моменты: поддержка Муссолини помогла Гитлеру бескровно завоевать Австрию и Судетскую область в 1938 году. Поражение Германии в Западной Европе в 1940 году помогло Японии продвинуться в Юго-Восточную Азию и Тихий океан за счет побежденной Франции, обескураженной Великобритании и растерянной Америки.
Тогда, как и сейчас, демократическая сверхдержава, сталкивающаяся с проблемами повсюду, старалась действовать решительно везде. В конце 1930-х годов Великобритания колебалась, не решаясь занять твердую линию в отношении Германии, когда ей угрожали Италия и Япония. Соединенные Штаты столкнулись с аналогичными проблемами на фоне растущих кризисов в Европе и Азии. "У меня просто нет достаточной военно-морской мощи", - сказал президент Франклин Д. Рузвельт в 1941 году.
Даже мобилизация в военное время не решила проблему полностью. Борьба от начала до конца против многочисленных противников вынудила союзников пойти на болезненные компромиссы. Не понадобился полностью интегрированный альянс тоталитарных противников, чтобы вывести демократии из равновесия - и создать самый серьезный и масштабный кризис глобальной безопасности, который когда-либо видел мир.
В 1930-х годах западные лидеры не смогли предугадать, как быстро региональные кризисы могут привести к глобальному коллапсу. Точно так же большинство политиков после холодной войны не представляли себе, что однополярный момент Америки закончится именно так. Нет ничего нового в том, что автократические державы наращивали свои вооруженные силы и принуждали своих соседей. Новым является то, что все эти вызовы грозят обостриться.
Восточная Европа пылает в связи с вторжением Путина в Украину, которое стало кульминацией длившейся несколько поколений кампании по восстановлению российского господства от Центральной Азии до Балтики. Успешный февральский блицкриг может обеспечить России доминирующее положение в Восточной Европе и вызвать новые принудительные меры против стран Организации Североатлантического договора. Ошибки России и сопротивление Украины предотвратили этот сценарий. Но даже уменьшившаяся Россия имеет большой потенциал для создания проблем, а конфликт в Украине далек от завершения.
И Украина, и Россия ставят перед собой амбициозные цели. Киев стремится освободить все оккупированные территории, включая Крым, а Москва стремится превратить Украину в обнищавшее, вивизированное вассальное государство. Война также привела к ожесточенной конкуренции за вытеснение сверхдержав. Вашингтон и его союзники дают Украине оружие, деньги и разведданные, чтобы обескровить армию Путина, и бьют по российской экономике санкциями. Москва использует энергетические санкции, чтобы сделать войну более болезненной для Европы; она угрожает ядерной эскалацией в надежде ограничить свои потери на поле боя за счет ограничения поддержки Украины Западом.
Путин, похоже, считает, что может заставить своего врага отступить до того, как потерпит крупное поражение, а США ведут себя так, будто могут предотвратить эскалацию Путина достаточно долго для победы Украины. Результатом всего этого является насильственное и неустойчивое равновесие, которое не может продолжаться вечно, поскольку действующие лица преследуют непримиримые цели.
Тем временем в Тайваньском проливе, возможно, начался обратный отсчет до конфликта. Пекин использовал визит Пелоси на Тайвань как предлог для агрессивных военных учений, которые предвещают эскалацию региональной напряженности. Китайские чиновники, несомненно, хотят достичь своей цели - контроля над Тайванем и вытеснения США из западной части Тихого океана - без большой войны. Возможно, кровавый беспредел Путина в Украине заставил председателя КНР Си Цзиньпина более осторожно относиться к применению силы. Однако наращивание военного потенциала в течение трех десятилетий дает Си гораздо больше шансов подчинить себе Тайвань, если он того пожелает.
На самом деле, Си, возможно, придется применить силу, чтобы получить желаемое: шансы Тайбэя мирно подчинить себе неототалитарный Китай уменьшаются с каждым годом, а Соединенные Штаты и их союзники, похоже, все более решительно настроены помешать стремлению Пекина к региональному господству. Советник президента Джо Байдена по национальной безопасности Джейк Салливан недавно заявил, что США находятся в "начале решающего десятилетия" в своем соперничестве с Пекином.
В Вашингтоне ведутся жаркие споры о том, когда угроза китайского вторжения станет наиболее острой; даже самые обеспокоенные наблюдатели считают, что до конфронтации осталось не менее двух-трех лет. Но риск войны растет по мере того, как решимость Китая дестабилизировать Восточную Азию наталкивается на решимость его соперников сохранить ее.
Кроме того, существует постоянно пылающий Ближний Восток - регион, который американцы предпочли бы игнорировать. Продолжающаяся, порой ожесточенная, конфронтация между Вашингтоном и Тегераном практически взорвалась в 2019 и начале 2020 года после ряда событий, начавшихся с выхода США из ядерной сделки 2015 года и завершившихся убийством генерала Касема Солеймана в результате удара беспилотника.
Как сообщается, прогресс Ирана в обогащении урана позволил создать ядерное оружие в короткие сроки. Поэтому США и Израиль должны рассмотреть вопрос о необходимости дальнейших принудительных мер, чтобы не позволить Ирану пересечь эту красную черту. Кризис может разразиться быстро - в течение нескольких месяцев - если переговоры о продлении ядерной сделки в конечном итоге провалятся.
Он также может развиваться медленнее, если переговоры затянутся на неопределенное время. Даже если соглашение будет достигнуто, США могут столкнуться с Ираном с более развитой ядерной инфраструктурой, чем в 2015 году, с Ираном, у которого есть дополнительные деньги благодаря хотя бы частичному снятию санкций, и с Ираном, который может более агрессивно добиваться преимущества от Персидского залива до Леванта.
Война между США и их соперниками не является неизбежной ни на одном из этих театров. Но во всех этих театрах это вполне возможно.
Здоровые региональные системы поддерживают здоровые глобальные системы. Когда несколько регионов рушатся одновременно, они могут обрушить мировой порядок. Европа, Персидский залив и Восточная Азия вместе образуют стратегическое ядро более широкого региона - Евразии, который сегодня является центром мировой политики. Сея смуту в своих регионах, ревизионисты подрывают многие столпы системы.
Более того, преследуя только свои цели, они создают возможности для использования их другими.
Обратите внимание: Юрий селиванов: стратегический цуцванг америки.
Лихорадочная напряженность в отношениях с Китаем и Россией вынуждает Вашингтон применять осторожный подход к Ирану. Администрация Байдена должна быть осторожна и не провоцировать Си, когда он спорит с Путиным.Путин, со своей стороны, проиграл свою игру, поскольку считает, что сосредоточенность США на Китае обеспечит слабый ответ, когда он нападет на Украину. Но опасность того, что соперничество между США и Китаем очень скоро может стать очень страшным, все еще дает Путину надежду на то, что он может победить, если только будет упорствовать.
Соперники Америки - это, конечно, неоднозначные друзья. Си не вызволил Путина из украинской трясины; если Китай, Россия и Иран вытеснят Соединенные Штаты из Евразии, они могут поссориться друг с другом. Но ни одна из них не сможет достичь своих целей без успешного противостояния сверхдержаве, что дает им непреодолимый стимул к объединению.
Американцы могут не считать китайско-российские отношения альянсом, но это в основном потому, что в них отсутствуют четкие гарантии взаимной обороны, которые были характерны для альянсов США со времен Второй мировой войны. Тем не менее, отношения демонстрируют многие признаки союзничества: торговля оружием и военные учения, растущие связи в области оборонных технологий и сотрудничество в поддержании автократической стабильности в Центральной Азии. Они включают негласный пакт о ненападении, который позволяет Пекину и Москве сосредоточиться на Соединенных Штатах, а не друг на друге. Главная причина возросшего риска войны по обе стороны Евразии заключается в том, что два великих противника Америки теперь могут воевать друг с другом.
Иран не находится в одной лиге с Россией и Китаем, но он является частью этой свободной ревизионистской оси. Россия и Иран вместе боролись за спасение режима Башара Асада в Сирии, а Китай помогал вмешиваться в дела Совета Безопасности ООН. Китай и Россия временами защищали Тегеран от давления США, приостанавливая или ослабляя санкции и продавая Ирану оружие.
Сотрудничество становится все более целенаправленным. Тегеран организовал трехсторонние военно-морские учения с Москвой и Пекином после эскалации напряженности в отношениях с Вашингтоном в 2019 году, подписал 25-летнее стратегическое партнерство с Китаем в 2021 году и поставил России сотни военных самолетов для использования в Украине.
Помощь Тегерана России подчеркивает важную вещь: если один из ревизионистов потерпит решительное поражение, остальные столкнутся с ободренной сверхдержавой, которая сможет более агрессивно атаковать своих оставшихся противников. Китай, возможно, не захочет вмешиваться в дела Украины. Однако, если Си опасается, что Россия близка к военному краху, который может привести к политическому краху в Москве, он может почувствовать давление, чтобы предоставить финансовую помощь и военные поставки, несмотря на угрозу гнева США.
Не ожидайте, что Россия, Иран и Китай совершат самоубийство ради друг друга, но и не ожидайте, что они будут равнодушны к беде друг друга.
Правительство США часто не в состоянии справиться более чем с одним кризисом одновременно из-за ограниченного внимания высокопоставленных чиновников. Более того, Америка сейчас менее хорошо оснащена для решения широкого спектра военных проблем, чем когда-либо со времен холодной войны. Значительное сокращение реальных расходов на оборону в начале 2010-х годов в сочетании с ухудшением картины угроз привело к тому, что США приняли оборонную стратегию "одной войны" вместо двух войн 1990-х и 2000-х годов.
Этот сдвиг отражает запоздалое осознание того, что крупная война с мощным конкурентом - особенно с Китаем - создаст наибольшую нагрузку на вооруженные силы США. Но это означает, что у Пентагона нет достаточных средств для борьбы с насилием на двух, не говоря уже о трех театрах, если оно происходит в непосредственной близости друг от друга.
В учебниках по стратегии обычно говорится, что страна, у которой обязательств больше, чем возможностей, должна сократить обязательства или увеличить возможности. Это разумный совет в долгосрочной перспективе, но сейчас он бесполезен.
Сторонники так называемой "первой Азии" утверждают, что США должны уменьшить конфронтацию и даже отказаться от обязательств на Ближнем Востоке и в Европе, чтобы сосредоточиться на Китае. Они могут черпать поддержку в том, что недавнее решение Саудовской Аравии о сокращении добычи нефти вызвало двухпартийное возмущение в Вашингтоне.
Но переход к такой ориентированной на Китай внешней политике был бы неразумным. Немедленная деэскалация в Украине может позволить Путину спасти грязную победу и дать понять, что за обычное нападение, подкрепленное ядерной силой, придется заплатить. Значительный уход с Ближнего Востока при наличии Тегерана на пороге ядерной державы - это рецепт либо иранской гегемонии, либо региональной анархии. Уверенность трудно обеспечить в идеальных обстоятельствах, не говоря уже о том, когда соперники ведут наступление.
К сожалению, другой традиционный ответ - больше денег - тоже может не сработать. Как показала война в Украине и многие беспристрастные анализы, Соединенные Штаты отчаянно нуждаются в увеличении расходов на оборону для наращивания потенциала, увеличения запасов боеприпасов и укрепления промышленной базы, необходимой для победы в одной войне, не говоря уже о двух или трех. Вашингтон не может допустить, чтобы непосредственная проблема - нехватка ресурсов для достижения целей - стала хронической и геополитически изнурительной. Но если потребуется масштабное наращивание военной мощи, то на это уйдут годы - слишком много времени, чтобы изменить ситуацию, если проблемы неизбежны.
Остается только стратегия последовательности действий, позволяющая справиться с несколькими изменчивыми проблемами без внезапного отступления или быстрой эскалации. Стратегия последовательности использует тот факт, что у Вашингтона может быть больше времени в одной области, чем в другой: решающий момент в Украине может наступить через несколько недель или месяцев, в то время как момент наибольшей опасности в отношениях с Китаем может наступить через несколько лет.
Последовательность заключается в том, чтобы максимально использовать эти пробелы, быстро решать определенные вопросы и откладывать конфронтацию в других областях. Однако, поскольку эта стратегия является убежищем для тех, у кого нет лучших вариантов, нет никакой гарантии, что она сработает.
Согласованность Первая требует прекращения войны, в которой США уже участвуют, хотя и косвенно. Вторжение России в Украину, возможно, помогло Соединенным Штатам в глобальном плане, расширив НАТО и сократив вооруженные силы Москвы. Но затяжная борьба может в конечном итоге навредить Вашингтону, отвлекая его внимание от более серьезной угрозы со стороны Китая и растрачивая скудные доллары и оружие, необходимые Пентагону для предотвращения - и, в случае необходимости, разрешения - других конфликтов.
Как закончить войну в Украине, вряд ли можно считать предрешенным. Путин не продемонстрировал готовности вести переговоры об условиях, которые Украина могла бы или должна принять. Сдерживание Украины сейчас, даже если она имеет военное преимущество, создаст ужасный прецедент, фактически узаконив российскую агрессию, и может позволить Москве возобновить военные действия позже.
Однако, если все это говорит в пользу нажатия на педаль газа, существует неоспоримая опасность того, что попытка вытеснить Россию со всей территории Украины - включая Крым - может заставить Путина выполнить свои ядерные угрозы. Война в Украине может стать одним из тех парадоксальных конфликтов, как Корея в 1950 году, когда приближение победы фактически приближает нас к катастрофе.
Легкого выхода из этой дилеммы не существует, и те, кто утверждает, что Путин просто блефует и что его ядерный блеф должен быть назван, демонстрируют удивительную аналитическую уверенность. Но тот факт, что Путин до сих пор довольствовался риторическими угрозами об увеличении ядерного оружия, а не более пугающими сигналами, такими как видимое движение его ядерных сил, говорит о том, что он, возможно, пытается извлечь выгоду из ядерного сдерживания, не платя за ядерную войну. Таким образом, возможно, стоит пойти на несколько больший риск эскалации конфликта в краткосрочной перспективе, чтобы снизить риск затяжной войны.
Это означает, что в ближайшие месяцы США значительно увеличат объем вооружений и другой поддержки Киеву, чтобы позволить Украине освободить как можно больше территории, прежде чем Россия сможет мобилизовать новые войска - и, возможно, заставить Путина или его преемника вести более серьезные переговоры.
Но это также может означать оказание давления на Украину с целью заставить ее сократить некоторые из ее более амбициозных, хотя и законных, военных целей (таких как проведение судебных процессов над российскими приспешниками за военные преступления), сохранение гибкости в вопросе передачи Крыма и серьезная дипломатическая инициатива после завершения текущих агрессивных действий.
Последняя политика может даже принести пользу первой: европейские союзники, такие как Франция и Германия, могут быть готовы направить больше денег и оружия в Украину, если почувствуют, что Киев с пониманием относится к их опасениям по поводу эскалации.
Такой подход потребует парных заверений и сдерживания - Путину нужно будет четко дать понять, что США не хотят более широкой войны с Россией, но что Россия получит более широкую войну, если применит ядерное оружие. Эта угроза является необходимой частью любой стратегии по обеспечению победы на Украине, хотя неясно, будет ли президент США на самом деле выполнять ее, если ему будет предоставлен выбор.
Считайте это американским вариантом печально известной российской стратегии "эскалация ради деэскалации" - это может помочь Украине достичь жизнеспособного мира, не вступая в конфликт с ядерной державой. Но не обольщайтесь: такой подход все еще рискован, и даже если он увенчается успехом, Украина получит меньше, чем заслуживает.
У Украины еще есть время действовать по стратегии "от эскалации к деэскалации", если Пентагон прав в том, что Китай не нападет на Тайвань по крайней мере в течение двух или трех лет. В Восточной Азии правильную политику можно было бы назвать "тихой срочностью" - откладывание конфронтации и укрепление оборонного потенциала США.
С минимальной помпой США должны ускорить оснащение вооруженных сил Тайваня так называемыми средствами сдерживания и оказать давление на Тайбэй, чтобы он принял асимметричную защиту всего общества, которая хорошо зарекомендовала себя в Украине.
Вашингтон должен активизировать планирование с Австралией, Японией и Сингапуром, чтобы определить, на какую военную помощь он может рассчитывать в случае кризиса, а также с более демократическими странами, чтобы заранее спланировать всеобъемлющие санкции на случай применения Китаем силы. США также должны направить в регион больше кораблей и самолетов и ускорить массовое производство оборудования, способного сдержать китайскую атаку - включая морские мины, беспилотные летательные и подводные аппараты, противокорабельные ракеты и другое высокоточное оружие дальнего действия. Главное - использовать чувство тревоги, вызванное одной войной, войной в Украине, для серьезной подготовки к другой.
Однако, вопреки преобладающим в Вашингтоне настроениям, такой подход требует отказа от символических мер, которые не помогают Тайваню, но дают Пекину повод для агрессии. Визиты лидеров Конгресса с целью продемонстрировать добродетель и провокационные изменения в названии неофициальной миссии Тайваня в Вашингтоне - плохие идеи. Признание Тайваня независимой страной, как предлагал бывший госсекретарь Майк Помпео, было бы еще хуже. Пока США не готовы защищать Тайвань, им следует молчать и делать палку шире.
Остается Ближний Восток, где - как всегда - варианты паршивые, и ограничение ущерба может быть лучшим решением. Переговорная позиция США слаба, потому что иранцы считают, что Вашингтон отчаянно пытается избежать серьезного кризиса. Однако большинство вариантов усиления влияния США, таких как убедительная угроза нападения на ядерные объекты Ирана, представляются неоправданно рискованными, учитывая напряженность в отношениях между двумя сверхдержавами, обладающими ядерным оружием.
Поэтому стратегия согласованности предполагает игру со временем, откладывая выбор между конфронтацией и капитуляцией. Даже глубоко ошибочное дипломатическое соглашение по иранскому ядерному проекту, по крайней мере, отложит военно-политические разборки, возможно, до тех пор, пока иранский режим, сталкивающийся со все более острыми внутренними проблемами, не уйдет в историю.
В действительности, однако, неуступчивость Ирана и политические потрясения в Вашингтоне, вызванные слабой сделкой, могут сделать этот вариант невозможным. В этом случае США и Израиль могут прибегнуть к творческому принуждению: более тайным действиям, кибератакам, ужесточению экономических санкций и, возможно, продаже Израилю современных бункеров, которые позволят ему убедительно угрожать односторонним нападением.
"Успехом" на Ближнем Востоке стало бы продолжение напряженности в отношениях с Ираном, обладающим значительной ядерной инфраструктурой. Но также легко может случиться и неудача. Даже если США будут играть на время, терпение Израиля может не совпасть с терпением Вашингтона. Принуждение без войны может спровоцировать военный ответ со стороны Ирана. В качестве альтернативы, Иран может воспринять чрезмерное вмешательство США и стремиться к более решительным действиям.
США могут оказаться просто не в состоянии контролировать, когда и где возникают кризисы в системе, которая постепенно теряет свою стабильность. Конкурентам из США не обязательно следовать американскому сценарию. Китай может решить, что лучше напасть на Тайвань до того, как разрешится война в Украине. Сильно потрепанная Россия может не согласиться и надеяться, что китайская агрессия отвлечет внимание от Москвы.
США могут прожить следующие несколько лет без одной войны, не говоря уже о двух или трех. Даже решительные автократы не будут легкомысленно относиться к риску конфликта со сверхдержавой. Но для этого потребуется хорошая стратегия и, возможно, удача.
Больше интересных статей здесь: США.