Много лет на околоземной орбите безраздельно правили отечественные «Союзы», и теперь неприятно и непривычно слышать, что русских в космос повезут американцы. Что за чёрт?
Первым человеком из России, который полетит в космос на иностранном корабле, оказалась член отряда космонавтов Анна Кикина. Она готовилась к этому событию почти десять лет, что, в целом, немного для космоса и ничто с точки зрения вселенной. Когда Рогозин объявил, что полёт Кикиной в 2022 году состоится в составе экипажа Crew Dragon, в России это расценили как очередную шутку балагур-патриота. Но оказалось, что всё правда.
Ещё раз, ещё много-много раз
Обитаемый пилотируемый аппарат SpaceX совершил полёты в космос уже 6 раз, правда, первый был тренировочно-испытательным, без экипажа. Как и второй – но тогда на борту были американцы Даг Херли и Роберт Бенкен. Затем были три полноценных вылета на МКС и один полёт с туристами без стыковочных операций со станцией – сделав нужное количество витков, аппарат вернулся на землю.
Полёт с российской космонавткой в составе экипажа будет пятым полётом пассажирской версии «многопользовательского» «Дракона» на Международную космическую станцию. Запускать по планам будут в октябре-ноябре 2022 года со стартовой площадки во флоридском центре Кеннеди. По плану, кампанию Анне составят два американца из НАСА – Николь Манн в качестве командира экипажа и Джордж Касада на позиции пилота, а также японец из национального агенства по космосу этой страны Коити Васата.
Строго говоря, россияне полетят на чужом борту не впервые. Но последний раз такое случилось двадцать лет тому назад – тогда Николай Бударин полетел на станцию в составе смешанного экипажа на борту космического челнока «Индевор», а до него этим же «извозчиком» в течение десяти дет пользовались ещё два десятка российских космонавтов.
Первым в 1994 году стал Сергей Крикалёв. К слову, он пользовался услугами американского «извоза» не один, а целых три раза – в первый раз на «Дискавери», как и в последний, а 2001; промежуточный полёт состоялся на «Индеворе». Проводилось это всё в рамках программы «перекрёстных полётов» — россияне летали с янки и наоборот.
В начале 2003 случилась трагическая авария «Колумбии», и русские перестали летать челноками. А в 2011 году перестали летать и сами шаттлы, программа была закрыта досрочно.
Следующие десять лет космические аппараты типа «Союз» во всех многочисленных модификациях служили единственным связующим звеном между поверхностью и орбитой. Тогда-то Рогозин и пошутил о батуте как об альтернативе отечественному продукту. А Илон Маск на замедлил отшутиться, когда «Дракон» с двумя астронавтами на борту успешно приземлился, что батут-то, оказываться, функционирует.
Обмен любезностями ознаменовал не только конец монополии на пилотируемые полёты, но и возобновление программы перекрёстных полётов. Полтора года российское космическое агентство ожидало, когда подтвердятся возможности и безопасность американского многоразового аппарата, а в марте этого года были начаты переговоры о размене мест на кораблях. При этом речь идёт не о торговле, а о перераспределении экипажей между различными кораблями – ведь так, в случае аварийных ситуаций, на борту в любой момент времени будут и русские, и американцы.
«Космонавты не выбирают»
На самом деле, членов экипажей аппаратов никто не спрашивает: хочешь ты лететь или нет, это решается извне, на уровне руководства. Складываются условия, возникает необходимость – и ты летишь на челноке, на «Союзе», надо будет – на метле полетишь. Не сложилось – так и пробудешь до конца службы в составе отряда, ни разу не оторвавшись от земли и не испытав подлинной невесомости.
Назначение в экипаж – большая честь.
По словам Крикалёва, во время полёта на американском судне он в основном исполнял функции пассажира, взаимодействия с собственным экипажем и командой шаттла было по минимуму. Хотя функционал всё же был, пусть и незначительный: требовалось измерять лазерным дальномером расстояние до МКС во время сближения и тестировать банальные вещи, вроде пользования системами быта.
Обратите внимание: Снежок на сковородке. Почему я уехал из сша спустя 3 года и вернулся обратно в Тюмень.
К примеру, с туалетом: до завершения программы «Шаттлов» в космосе было две системы, а после – осталась лишь одна, российская.Почему «Союз» был надёжнее Shuttle
По мнению исследователей и космонавтов — как русских, так и иностранцев — шаттлы были более рисковым средством доставки, чем отечественные ракеты. Оно и закономерно – чем аппарат сложнее, тем более вероятны отказы. Шаттлы были невероятно сложны, даже при многократном дублировании систем вероятность аварии была выше, чем у отечественных аппаратов. Лучшей иллюстрацией в этом вопросе были произошедшие с ними аварии. Разумеется, садясь на борт, человек из экипажа не думает о возможных «косяках», ведь если не уверен, то и начинать не стоит. Поэтому спецам, делавшим аппарат, приходится верить.
На земле между фанатами космоса из России и США идут бесконечные споры о том, чьи аппараты круче, а амбиции больше. Между астронавтами и космонавтами на орбите, делающими общую работу в составе команды, таких вопросов не возникает.
В космосе вообще редко спорят и никогда не ругаются — это вопрос взаимоотношений между политиками и администраторами на Земле. А на орбите все амбиции уступают место суровой правде и чистому профессионализму. День среднестатистического покорителя космоса состоит из бесчисленных тренировок и работы – зачастую монотонной и скучной, иногда рисковой и непростой.
Первые призваны довести до автоматизма поведение членов экипажа при возникновении нестандартных ситуаций: когда нужно срочно покинуть судно или надеть/снять скафандр, в общем – великое множество вопросов, эффективное решение которых возможно лишь при условии действия в группе.
За время работы в тесном пространстве между представителями разных стран возникают дружеские отношения, которые сохраняются впоследствии и на земле. Появляется некая иная категория людей, своего рода новая наднациональная группа. Как в СССР были люди, считавшие себя не русскими или белорусами, татарами или евреями, а «советскими», или 8% жителей Сербии, назвавших себя во время переписи 2002 года югославами. А тут – космонавты, без деления по этническому принципу. В общем, удивительный простор и фронт работ для будущих социологов.
Почему важны полёты вместе с американцами на Crew Dragon?
Совместные миссии между представителями различных государств очень важны. Это пример совместного участия, возможность освоить новые машины и методы работы, усовершенствовать свои практики на основе полученного у «чужих» опыта.
По факту первый полёт на «Драконе» важен ещё и тем, что он первый. Анне выпадет честь и ответственная миссия «принимать» новый в техническом отношении корабль, решать, насколько он надёжен и безопасен. Опыт Кикиной позволит открыть дорогу в космос на американских «бортах» и другим космонавтам.
«Про совместные миссии на шаттлах могу сказать: да, это важно было, такое совместное участие. По поводу Crew Dragon ничего не могу сказать. Появляется новое техническое средство, которое привлекается для работы, вот и всё. Тут ведь всё определяется надёжностью и безопасностью: если обеспечена, значит, люди должны принять решение, что они разрешают участие космонавтов в таких полётах».
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал! Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на сайт
Читайте также:
✅ ТОП скандальных детей российских звезд: не в ладах с родителями, а иногда и с законом
✅ ТОП-5 реальных исторических личностей с нереальными странностями
✅ Голливудские звезды, чьи бабушки родом из СССР и России. Не забывай свои корни, помни!
#интересные факты #наука #технологии #путешествия #россия #cша #история #образование #саморазвитие #физика
Больше интересных статей здесь: США.
Источник статьи: Обмен космосом: почему россиян на орбиту будут возить корабли Маска?.