И так, 8 декабря вступили в силу санкции США против «Беларуськалия». Это событие ознаменовало собой целое литовское театрализованное представление со своими страстями, героями и злодеями. Динамике развития сюжета позавидовал бы даже Шекспир: позиция литовских властей менялась стремительнее, чем поведение хорошо смазанного флюгера на сильном ветру.
Изначально, в Литве готовились к полному прекращению транзита белорусских калийных удобрений – во главу угла была поставлена привычная слепая преданность и желание порадовать заморского хозяина.
Однако за день до вступления санкций в полную силу, в марионеточных кругах литовских недополитиков зазвучали тревожные нотки сомнения в правильности выбранного пути.
Железнодорожный состав с удобрениями "Беларуськалий"По всей видимости, в минутном озарении некто из лиц, «творящих политику и принимающих решения», все-таки осознал, что американские санкции не накладывают на Литву юридических обязательств к их исполнению. Говоря простым языком: «Зачем стонущему в условиях пандемии и энергетического кризиса литовскому бюджету терять миллионы транзитных долларов?».
Дело оставалось только в морали, а выбор был вполне себе незамысловатый: либо продемонстрировать готовность жертвовать своими экономическими интересами ради демонстрации полной и истинной преданности Вашингтону (кстати говоря, привычная позиция всех прибалтийских лимитрофов), либо, забыв про нормы морали и союзнической лояльности, действовать в угоду своим личным интересам.
В результате, вместо полного прекращения белорусского транзита, приносящего шестизначные суммы в горячо любимой Вильнюсом американской валюте, литовские управленцы решили ту самую Америку кинуть, и разговор пошел уже о «юридических нюансах».
В частности, глава правительства (если конечно так можно назвать орган, неспособный править и предназначенный для выполнения присылаемых из Брюсселя и Белого Дома инструкций) заявляла о «затруднительной специфике ситуации» и рассуждала о «целесообразности исполнения Литвой несогласованных со всеми странами-членами ЕС американских санкций».
Опять же, говоря простым языком - премьер-министр Шимоните наконец-то вспомнила, что Литва является частью Евросоюза, а не американским штатом. В итоге получился конфликт интересов.
Премьер-министр Литвы Ингрида ШимонитеРазобрав «предварительные политические ласки», которые являлись прелюдией к кульминации главного сюжета, убьем интригу и перейдем к сути – ситуация с американскими санкциями против «Беларуськалия» разродилась огромным политическим скандалом, который чуть было не перерос в глубочайший политической кризис в современной литовской истории.
Дело в том, что в Вашингтоне, разумеется, даже не сомневались, что все их подопечные, в том числе и Литва, безоговорочно и в унисон исполнят все санкционные решения.
Какого же было американское удивление, когда выяснилось, что все это время литовское руководство, забывшее свое место, не только продолжало осуществлять транзит белорусских удобрений через свою территорию, но и взяло денежный аванс за продолжение этого транзита в будущем. Пытаясь обхитрить всех и вся, Вильнюс ввязался в игру не по своим способностям, а жажда «и рыбку съесть, и на мель сесть» привела к череде нелицеприятных последствий.
Грандиозная финансовая афера, с точки зрения литовского руководства, она же шитая белыми нитками абсолютно неумелая и смехотворная неудавшаяся авантюра, с точки зрения всех остальных, естественно выплыла наружу и стала достоянием мировой общественности. Далее последовал скандал, начались разборки и естественно поиски виноватых.
Пытаясь избежать громких и длительных разбирательств, а впоследствии и позора, глава литовского МИДа, непримиримый борец против Беларуси и России, Габриэлюс Ландсбергис трусливо подал в отставку. Его поддержал не менее трусливый министр транспорта Марюс Скуодис.
Министр коммуникаций и транспорта Литвы Марюс СкуодисДля справки. Страсть к борьбе с Россией в крови у молодого литовского министра иностранных дел. Известно, что его предки имеют в этом деле богатый опыт: Так, Витаутас Ландсбергис-Жямкальнис занимал должность министра коммунального хозяйства во временном литовском правительстве, созданном немецко-фашистскими оккупантами в годы Великой Отечественной войны. Именно он является отцом Витаутаса Ландсбергиса, влиятельного в 90-х годах литовского политика, бывшего председателя литовского Сейма и депутата Европарламента от Литвы. Габриэлюс является его внуком и славным продолжателям русофобских семейных традиций.
Литовский политический и общественный деятель Витаутас ЛандсбергисИными словами, литовские министры попытались покинуть тонущий корабль и спастись бегством, оставив со всем разбираться главу правительства Шимоните и, собственно, президента Науседу.
Обратите внимание: Брат за два года жизни в Америке так и не привык к дорогим продуктам. Рассказываю, сколько стоит еда в супермаркетах.
Свое подлое предательство американских хозяев министры попытались перекрыть новым предательством уже своих соотечественников и коллег.Официальная причина была обернута в любезную для США и лишенную чувства собственного достоинства формулировку с простым смыслом «Балтийская республика опозорилась на весь мир, поскольку не смогла выполнить американские санкции».
Однако литовский политический флюгер-вектор вчера вечером вновь изменил свое направление: стало известно, что после скандала с продолжающимся транзитом белорусских удобрений свою должность не покинет ни один министр. Об этом заявила премьер-министр Шимоните, добавив, что она «уговорила» Ландсбергиса и Скуодиса забрать свои прошения об отставке – это если официально. А если по факту – принятие отставки министров означало бы признание главой этого правительства своей собственной некомпетентности и некомпетентности руководителя государства.
Подобного развития ситуации литовская элита допустить никак не могла. И дело здесь совсем не в сохранении имиджа «верного союзника»: под угрозой оказалось самое незыблемое и священное, основа новой литовской политической религии, а именно – деньги, финансовые дотации и спонсорская помощь по линии США-ЕС.
Именно в защиту своего главного идола (миллионов долларов и евро) литовским руководством в строжайшей секретности был разработан и успешно осуществлен план по купированию скандала и показательной казни виновных.
В ситуации, когда трогать своих министров – значит признать и свою причастность к скандалу, литовским управителям пришлось искать достойного кандидата, на которого можно повесить всю вину за произошедшей казус с неисполненными американскими санкциями.
И этого виновного быстро нашли. Вчера вечером стало известно, что свой пост покинет глава государственной компании Литовские железные дороги Мантас Бартушка (вот он, враг всего сущего и главный виновник столь неприятного торжества). Данную информацию подтвердил во вторник вечером председатель правления предприятия Кястутис Шлюжас.
Глава государственной компании "Литовские железные дороги" Мантас БартушкаПрокомментировал эту новость и глава МИДа Ландсбергис – тот самый, который сам планировал уйти в отставку, а потом решил все-таки сохранить свое место у кормушки и сохранил свое министерское кресло. Габриэлюс решил поддержать казнь главы литовских железных дорог и заявил, что «уход главы предприятия с должности - правильное решение».
Отметим, что Литва – страна, безусловно, очень гордая, но небольшая.
А это значит, что железнодорожная отрасль и собственно компания «Литовские железные дороги», естественно, четко управляется государством, и, опять же естественно, не совершает никаких крупных сделок без согласования и одобрения правительства. Иными словами, нет никаких сомнений, что о продолжающемся транзите белорусских удобрений, также как и о взятом на перспективу авансе за будущие перевозки, литовскому правительству было хорошо известно.
Литовские железные дороги — национальная государственная железнодорожная компания Литвы, акционерное общество. Компания обслуживает всю железнодорожную сеть страныПока не ясно, как будет развиваться ситуация: показательно казнили только Бартушку, чтобы успокоить западных хозяев и уйти от общей ответственности на уровне государства. Эта жертва, по замыслу литовского руководства, должна снизить уровень накала ситуации и минимизировать репутационные риски.
В конечном счете, есть легкое ощущение, что подобными недостаточными движениями литовских правящих конечностей эта ситуация не разрешится. Литовские политические элиты ощущают неприятный привкус внезапно возникшей недосказанности между Белым Домом и Вильнюсом. Вполне ожидаемо, что злопамятный и не прощающий неповиновения Вашингтон еще скажет в будущем свое слово.
А во что это выльется – уже совсем другая история.
#прибалтика #полит_пешки #санкции сша #беларуськалий #транзит
#литва
Больше интересных статей здесь: США.
Источник статьи: Нашли крайнего: за грехи правительства ответит глава Литовских железных дорог. Министры останутся на своих местах.