Даже если вы не эксперт в области кораблестроения, вы с лёгкостью отличите десантный корабль от крейсера. Или минный тральщик от танкера. Но увидев на фото эсминец и фрегат, далеко не всегда можно точно сказать кто есть кто, если вы не знаете конкретные классы кораблей. Давайте разбираться.
Эсминцы класса "Арли Берк" ВМС США на вооружении с 1991 года.Фрегаты и эсминцы - два самых распространенных типа боевых кораблей в военно-морских флотах всего мира. Оба предназначены для маневренных операций и могут использоваться для сопровождения и защиты более крупных судов от воздушных, надводных и подводных угроз. Сходство между фрегатами и эсминцами побудило некоторые европейские военно-морские силы использовать эти термины как синонимы.
А это - фрегат класса "Анзак". Можете с ходу назвать ключевые отличия от эсминца? Не расстраивайтесь, мало кто может.Однако, фрегаты более распространены: почти все военно-морские силы мира имеют фрегаты в своем составе. Иметь эсминцы посчастливилось 13 государствам.
Из 55 стран, имеющих на вооружении фрегаты, Китай лидирует с 52 единицами трех разных классов. За ним, что, возможно, удивительно, следует Тайвань, у которого есть 24 корабля. На третьем месте с небольшой оговоркой США, у которых 20 кораблей классов "Freedom" и "Independence" (эти корабли близки по характеристикам и задачам к фрегатам, но в США их назначили "кораблями прибрежной зоны").
Китайский эсминец класса "Тип 052"Эсминцы встречаются гораздо реже, и лишь немногие страны владеют этими типами боевых кораблей. ВМС США лидируют в этой весовой категории: 68 кораблей класса "Арли Берк" находятся на вооружении. Добавим, что класс "Арли Берк" на сегодняшний день - самый массовый корабль водоизмещением свыше 5000 тонн в мире. На втором месте Япония - 37 единиц, за ней следует Китай, 33 эсминца.
Некоторые страны, такие как Испания и Германия, официально не имеют эсминцев, хотя многие из их фрегатов почти идентичны тем, что другие страны классифицировали бы как эсминцы.
Только буква F на борту выдает, что перед нами фрегат класса "Саксония". В других странах его могли бы посчитать эсминцем.Дело в размере?
Эсминцы бывают самых разных размеров. Меньшие по размеру эсминцы, такие как "Тип 45 Daring" ВМС Великобритании и российский проект 956 «Современный», имеют длину около 150 м и ширину 17-18 м.
С другой стороны, у нас есть эсминец ВМС США типа "Zumwalt", колосс длиной 190 метров с шириной 24,6 метра. Класс "Zumwalt" имеет водоизмещение около 15000 тонн, что вдвое больше, чем у предшественника "Арли Берк" (6000 - 9000 тонн, в зависимости от модификации).
Этого монстра ни с чем не спутаешь: DDG-1000 "Zumwalt"Хотя фрегаты сильно различаются по размерам, многие из лучших фрегатов, такие как российский класс «Адмирал Горшков» и немецкий тип «Саксония», меньше эсминцев, их длина составляет около 130–150 метров. Они примерно такой же ширины, как и эсминцы.
Многоцелевой фрегат проекта 22350 "Адмирал Горшков"Несмотря на некоторую разницу в размерах, линейки и рулетки недостаточно, чтобы отличить одно от другого.
Дело в вооружении?
И те, и другие корабли имеют артиллерию и ракеты, средства ПВО и противолодочное оружие. Взглянув на силуэт, независимо от типа вы обнаружите башню с артиллерийским орудием, пусковые установки противокорабельный ракет, зенитные автоматы и ракеты.
Обратите внимание: Как американцы прозвали между собой нас, русских. Рассказываю.
Другими словами, и фрегат, и эсминец может противостоять любым целям в море. Зачастую эти типы кораблей могут быть вооружены одними и теми же образцами. Например, 127-мм артиллерийская установка Mark 45 устанавливается и на эсминцы ("Арли Берк", японские "Атаго" и другие), и на фрегаты (австралийские класса "Анзак", датские "Абсалон"). То же можно сказать и о противокорабельных ракетах: RGM-84 "Гарпун" встречается и на эсминцах, и на фрегатах.Артиллерийская установка Mark 45Разница в скорости?
Фрегаты в среднем медленнее эсминцев, хотя в настоящее время существенной разницы нет. Один из самых быстрых фрегатов - это фрегат ВМС Индии класса "Shivalik", который может развивать скорость до 32 узлов (59 км/ч). Средний показатель для фрегатов 26-30 узлов (48-55 км/ч).
Современный индийский корабль класса "Shivalik"Несмотря на внушительные размеры, эсминец класса "Zumwalt" может развивать скорость до 30 узлов, что немного медленнее, чем меньшие по размеру классы «Современный» и «Дерзкий», которые ходят до 32 узлов. Современные эсминцы развивают скорость около 33 узлов (61 км/ч), а самым быстрым из когда-либо зарегистрированных эсминцев был «Le Terrible» ВМС Франции, который во время ходовых испытаний в 1935 году достиг 45,1 узла (83,5 км/ч).
Небольшая разница есть, но по величине водяных бурунов за кормой вряд ли получится уверенно отличить фрегат от эсминца.
Не томи уже. Рассказывай всё как есть.
На самом деле ключевым отличием двух типов кораблей является их назначение.
Фрегат предназначен для охраны морских коммуникаций и эскорта других судов. Он может использоваться как вспомогательная единица в составе соединений или ударных групп, обеспечивая противолодочную оборону и ПВО в ближней зоне.
А главная задача эсминца - это противовоздушная и противоракетная оборона по территориальному принципу. Имея на борту противоракеты, эсминец способен закрывать целые районы от воздушного удара, а не только лишь оборонять отдельные морские суда.
Пуск противоракеты "Standard missile - 6" с борта эсминца "Джон Пол Джонс"Отсюда и разница в размерах: эсминцы крупнее, потому что оснащаются более мощными силовыми установками, способными обеспечить энергией РЛС ПРО высокого разрешения (например, AN/SPY-1). Кроме того, им требуется дополнительное пространство для ячеек вертикального пуска.
ФАР РЛС AN/SPY-1: этой штуке нужно много электроэнергииТаким образом, эсминцы могут обеспечивать противовоздушную и противоракетную оборону на всем театре военных действий для таких сил, как авианосная ударная группа или десантное соединение.
Черты, больше характерные для эсминца: установки вертикального пуска (фрегат "Гамбург" класса "124/Саксония")Назначение определяет состав вооружения и бортовой электроники
Неудивительно, что и фрегаты, и эсминцы имеют новейшее вооружение и системы защиты, которые жизненно важны для выполнения их функций.
Некоторые фрегаты, такие как класс "Duke" Королевского флота Великобритании, имеют специальные возможности для борьбы с подводными лодками и оснащены улучшенным гидроакустическим и торпедным вооружением.
Вооружение фрегата класса "Duke"Усовершенствованные противолодочные фрегаты оснащены посадочными площадками и ангарами, в которых размещены вертолеты ПЛО, способные обнаруживать и атаковать подводные лодки с помощью торпед и глубинных бомб. Класс "Duke" оснащен двумя сдвоенными торпедными аппаратами "Sting Ray" и может вместить вертолет Westland Lynx, вооруженный двумя торпедами, или Westland Merlin с четырьмя торпедами.
Фрегаты, как правило, используются в первую очередь для противолодочной борьбы, а также для обеспечения ПВО ближнего действия в составе более крупной надводной группы.
Некоторые эсминцы были специально модифицированы для запуска противокорабельных и зенитных управляемых ракет. Этой способностью обладают классы "Zumwalt" и "Arleigh Burke" ВМС США, а также класс "Daring" Королевского флота и российский класс «Современный».
Эсминец ВМФ России "Окрыленный" класса "Современный"Комплексная система защиты "Sea Viper" класса "Daring" позволяет ВМС Великобритании отслеживать цели на расстоянии до 400 км, используя активную систему электронного сканирования "Sampson" и 48-элементную систему вертикального пуска с ракетами "земля-воздух" Aster 15 и Aster 30.
Класс "Zumwalt" оснащен 20 модулями Mk57 с 80 пусковыми ячейками и может стрелять ракетами "Evolved Sea Sparrow" и дозвуковыми тактическими крылатыми ракетами "Tomahawk".
Как насчет денег?
Очень сложно определить цену за единицу для определенных классов, и уж тем более для типов кораблей. Однако вот некоторые оценки самых дорогих кораблей.
Самый дорогой эсминец в мире - это корабль ВМС США класса "Zumwalt". По данным портала USNI News, головной корабль эсминцев с управляемыми ракетами, USS Zumwalt (DDG 1000), стоил около 4,2 миллиарда долларов, из которых 3,8 миллиарда долларов приходились на проектирование и строительство и еще 400 миллионов долларов на последующие расходы и дополнительное оборудование. Второй (DDG-1001) и третий (DDG-1002), по оценкам, дешевле, на 2,8 миллиарда и 2,4 миллиарда соответственно. Это дорого по сравнению с эсминцами класса "Daring" Королевского флота Великобритании, стоимость которых составляет чуть более 1 миллиарда фунтов стерлингов (1,36 миллиарда долларов).
В свою очередь, фрегаты намного дешевле. Согласно информационному бюллетеню правительства Великобритании, фрегат класса "Duke" Королевского флота оценивался примерно в 130 миллионов фунтов стерлингов за единицу, в то время как фрегат Type 31 оценивался примерно в 250 миллионов фунтов стерлингов.
Класс "Sachsen" ВМС Германии - один из самых дорогих классов фрегатов, стоимость всех трех кораблей составляет примерно 2,1 миллиарда евро (2,4 миллиарда долларов).
Спасибо за внимание! Буду благодарен за критику, пожелания и обсуждение в комментариях.
Материал подготовлен на основе статьи на сайте galaxiamilitar.es.
Больше новостей в нашем ТЛГ;
Больше аналитики о военно-политической обстановке.
Будь человеком, поставь лойс и выскажи свое мнение!
#вмс сша #военно-морские силы #флот #корабли #нато #вооружение #военная техника #оружие
Больше интересных статей здесь: США.
Источник статьи: В чем разница между фрегатом и эсминцем?.