Эгида, щит Зевса. Работа скульптора Ивана Таймера
Иджис, Aegis по-английски, или эгида - с греческим прононсом, что это такое? По одной версии это была волшебная накидка из шкуры козы Амалтеи, которая выкормила Зевса, по другой щит из той же шкуры и меди, который Зевсу изготовил Гефест. Используя защитные свойства накидки или щита, Зевс победил в войне с титанами. Потом Зевс подарил эту эгиду своей дочери Афине, а та прикрепила к ней добытую Персеем голову Медузы Горгоны, от вида которой человек превращался в камень.
А что это сегодня?
Сегодня это Боевая Информационная Управляющая Система Иджис. Это мозговые центры десятков боевых кораблей США, Японии, Кореи, Норвегии и Испании. Крейсеров, эсминцев и фрегатов с управляемым ракетным оружием. Мы взялись рассмотреть её в связи с регулярными заходами кораблей, ей оснащённых, в Русское, оно же Чёрное море.
Прямо при написании второй части статьи меня в очередной раз обвинили в некомпетентности. И даже культурно назвали «больной». И всё потому, что я не согласился с утверждением комментатора о том, что есть «Система ПРО Иджис». Ладно! Пусть считает меня некомпетентным, но я продолжу утверждать, что её нет.
- А как же…? Ну мы же со всех телеканалов слышим, во всех СМИ видим это выражение? Что же это такое?
Нет никакой «Системы ПРО Иджис». И «ЗРК Иджис» нет, хотя это утверждают тысячи экспертов и даже святая Википедия. Есть корабельная Боевая Информационная Управляющая Система – БИУС Иджис (нынче в моде термин МСУО — многофункциональная система управления оружием). Решает целую кучу задач. В том числе и ПВО и ПРО. Но только В ТОМ ЧИСЛЕ! Эта система управляет на корабле вообще всем. Вот её структурная схема. Собственно противоракетную функцию в ней выполняют только два элемента этой схемы – основной радар AN/SPY-1 и противоракета SM-3.
Схема разработана автором. При перепечатке активная ссылка на данную публикацию обязательна.Структурная схема БИУС ИДЖИС. Схема кликабельна. Рекомендую потратить пару минут на то, чтобы её разглядеть в более крупном масштабе.
А для выполнения функции ПВО добавляется ещё несколько красных «квадратиков». Но система решает и десятки других задач, нельзя называть её только по одной из них. А то по такому принципу – «система ПРО», её можно было бы назвать и противолодочной системой и навигационной, и связной, и системой РЭБ. С одной стороны универсальность даёт множество преимуществ кораблям, имеющим её, с другой стороны и создаёт множество проблем.
Есть такая тварь божия, она умеет: бегать, прыгать, летать, плавать, нырять. Но всё делает плохо. Утка называется. Плохо — это цена универсальности.
Это не завистливо-злобное обгаживание вероятного противника. Это констатация факта. В третьей части аргументирую.
Размещается система Иджис на корабле не в одном месте, она пронизывает весь корабль своими кабелями, её элементы распределены по многим помещениям, управляемые ей сенсоры и комплексы оружия, ГЭУ и другое оборудование находятся и на верхней палубе, и в надстройках, в трюме, и даже в воздухе и под водой в десятках миль от корабля. Главный пост управления системой, точнее кораблём с её помощью, у нас он бы назывался ГКП – главный командный пункт, а у вероятного противника CIC – Combat Information Center, размещён в самой защищённой внутренней части корабля. Это целый зал с автоматизированными рабочими местами (АРМ) для командира и старших офицеров – до 4-х и для операторов – до 22-х (для эсминца, на крейсере больше АРМов).
Автор фото: Service Depicted: NavyOperation / Series: SOUTHEN WATCHCamera Operator: PHAN JOSEPH STREVEL, USN - ID:DNSD0103482 / 971205N7578S005, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=1523673Внутри боевого информационного центра (CIC) на борту USS CG-49 Vincennes (Ticonderoga class)– январь 1988 года. В июле того года этот крейсер сбил самолёт А300, рейс 655 авиакомпании Iran Air над Персидским заливом, в результате чего погибли все 290 гражданских пассажиров, находившихся на борту, включая 38 неиранцев и 66 детей.
Среди множества причин называют низкий уровень подготовки офицеров боевого управления и ошибку БИУС Иджис, которая назначила самолёту трек TN4474, но за секунды до пуска изменила ему номер трека на TN4131, а старый номер TN4474 перенесла на истребитель, который был в 204 км и опасности не представлял. Коммандер Уильям Роджерс запросил информацию у группы ПВО и получив ответ, что к кораблю направляется истребитель, дал команду на обстрел.
Само собой никто не был наказан. Именно тогда Джордж Буш сказал свою знаменитую фразу: - Я никогда не буду извиняться за Америку! США согласились выплатить 131,8 млн долларов компенсаций, из которых 61,8 млн предназначались для выплат семьям погибших пассажиров. В ответ Иран отозвал все претензии.
Уильям Роджерс оставался командиром крейсера до мая 1989 года. После ухода он был награждён орденом "Легион почёта", вручаемым за исключительные достижения на службе.
На момент этого инцидента на корабле ещё не было установок вертикального пуска ракет
Фото в свободном доступе. Взято на сайте https://www.seaforces.org/Командный центр эсминца DDG-78 Портер. В центре АРМ командира корабля. Он же даёт пояснения экскурсантам.
Фото в свободном доступе. Взято на сайте https://www.seaforces.org/Индикаторы тактической обстановки. АРМ командира корабля. Эсминец DDG-56 Джон Маккейн.
Фото в свободном доступе. Взято на сайте https://www.seaforces.org/Консоль системы SQQ-89 ASWCS управления противолодочной обороной. Эсминец DDG-60 Пол Гамильтон
Фото в свободном доступе. Взято на сайте https://www.seaforces.org/Консоль управления гидроакустическими станциями. Эсминец DDG-78 Портер
Раньше нужно было учить матчасть! Тут же русские! С бесшумными Варшавянками!!!
Фото в свободном доступе. Взято на сайте https://www.seaforces.org/Консоль управления главным радаром AN/SPY-1 эсминца DDG-78 Портер
Однако, как и положено у военных, многие посты управления в CIC дублированы локальными. Это прежде всего посты управления движением – ходовая рубка с рулевым управлением
Фото в свободном доступе. Взято на сайте https://www.seaforces.org/В ходовой рубке эсминца DDG-78 Портер. Справа АРМ командира корабля. Вахтенный офицер в огнезащитном костюме, который так веселил наших уря-патриотов.
Фото в свободном доступе. Взято на сайте https://www.seaforces.org/Ходовая рубка эсминца DDG-78 Портер. Рулевое управление
Обратите внимание - машинных телеграфов два, при том, что турбин LM2500 четыре. Это потому, что турбины вращают не непосредственно гребные валы, а генераторы, а те дают электроэнергию гребным электромоторам.
Фото в свободном доступе. Взято на сайте https://www.seaforces.org/Ходовая рубка. Освещение в боевом режиме. Пост рулевого управления эсминца DDG-78 Портер.
Фото в свободном доступе. Взято на сайте https://www.seaforces.org/- Что это значит? Надо посмотреть в инструкции по эксплуатации! Локальный пост управления газотурбинными двигателями General Electric LM2500. 4 «сектора газа». Свои для каждой турбины.
Интересно, как он слышит громкоговорящую связь сквозь музыку? Обшарпанный пульт, драное кресло и над всем этим грозная табличка «Не есть и не пить на консоли».
Фото в свободном доступе. Взято на сайте https://www.seaforces.org/Локальный пост управления артустановкой Mk.45 Находится непосредственно под ней. На панели мелом написано – в случае затянутого выстрела, нажми Reset и убегай.
Продолжение разговора о БИУС Иджис невозможно без ознакомления с её собственными сенсорами, внешними источниками информации и управляемым ею оружии.
Это и будет в следующей части. Пока в работе
Смотрю и думаю: - Статья короткая по тексту, а писал три дня. Зато все фото, в т.ч. и для следующих частей, тщательно верифицированы. Рисунки готовы.
Предыдущая часть
#арли берк #эсминец #крылатые ракеты #ПВО #вмс сша #иджис #C-500 #ПВО #противоракетная оборона #C-550
Больше интересных статей здесь: США.
Источник статьи: Иджис-корабли в Чёрном море. Угроза с юго-запада 2.