КиноСловарь. Большая история жанра "Ужасы". Часть 1

В преддверии Хэллоуина представляем вам большую и пугающую статью, которая расскажет о происхождение кошмарного жанра в кинематографе, заставляющего дрожать ваши коленки и не спать по ночам.

Фильмом ужасов является тот, который стремится вызвать страх или отвращение у своей аудитории в развлекательных целях. Фильмы ужасов также призваны вызвать у зрителей кошмары, отвращение и ужас перед неизвестным или мрачным. Первоначально они вдохновлялись литературой таких авторов, как Эдгар Аллан По, Брэм Стокер и Мэри Шелли и существуют уже более века. Ужасы также могут пересекаться с жанрами фэнтези, сверхъестественной фантастикой и триллером.

Эдгар Аллан По

Сюжеты в жанре ужасов часто связаны с вторжением злой силы, появлением призраков, вампиров, оборотней, злых ведьм, культов, а также черной магии, демонов и одержимость ими, сатанизм, нападение монстров , мумий, инопланетян, зомби и подборку антиутопических или апокалиптических миров, кровь и пытки, каннибализм, злых клоунов, психопатов и серийных убийц.

Фильм Экзорцист, как пример сюжета с одержимостью демонами.

1890–1910-е гг.

Первые изображения сверхъестественного на экране появились в нескольких короткометражных немых фильмах, созданных французским режиссером-пионером Жоржем Мельесом в конце 1890-х годов. Самым известным из этих ранних произведений, основанных на сверхъестественном, является двух с половиной минутный короткометражный фильм Le Manoir du Diable (1896 г.), известный на английском языке как The Haunted Castle или The House of the Devil (Замок Дьявола).

Постер фильма Замок Дьявола

Этот фильм иногда называют первым в истории фильмом ужасов. В «Замке Дьявола» озорной Дьявол появляется внутри средневекового замка, где он изводит посетителей.

Другой популярный фильм ужасов Мельеса - La Caverne maudite.(1898), что дословно переводится как «проклятая пещера». Фильм также известный под английским названием «Пещера демонов», рассказывает историю человека, попавшего в пещеру, населенную духами и скелетами людей, которые там умерли.

В 1897 году американский фотограф, ставший режиссером, Джордж Альберт Смит создал The X-Ray Fiend (1897) (Рентгеновский бес), комедийный фильм ужасов, который вышел всего через два года после изобретения рентгеновских лучей.

Постер фильма Рентгеновский бес

В фильме изображена пара скелетов, ухаживающих друг за другом. Аудитория людей, не привыкших видеть движущиеся скелеты на экране, сочла это пугающим и потусторонним. В следующем году Смит создал короткометражный фильм «Фото призрака» (1898), который считается предшественником поджанра паранормальных явлений. В фильме изображены трое мужчин, пытающихся сфотографировать привидение, но снова и снова терпят неудачу, поскольку призрак ускользает от мужчин и бросает в них стулья.

Испанский кинорежиссер Сегундо де Хомон также является одним из самых значительных режиссеров немого кино в раннем кинопроизводстве. Он был популярен своими частыми трюками с камерой и оптическими иллюзиями, нововведением, которое в значительной степени способствовало популярности трюковых фильмов в тот период. Его известные работы включают Satán se divierte (1907), что переводится как «Сатана развлекается» или «Сатана в игре».

Компания Selig Polyscope в США произвела одну из первых экранизаций романа, основанного на ужасах. В 1908 году компания выпустила фильм «Доктор Джекилл и мистер Хайд» режиссера Отиса Тернера с Хобартом Босвортом в главной роли. Однако сейчас фильм считается потерянным. История основана на классической готической новелле Роберта Луи Стивенсона « Странный случай доктора Джекила и мистера Хайда», о человеке, который трансформирует свою личность между двумя противоположными персонажами. (В книге рассказывается классическая история о человеке с непредсказуемо двойственной природой: обычно очень хорошим, но иногда и шокирующе злым.)

Доктор Джекилл и мистер Хайд

Жоржу Мельесу также нравилось использовать легенду о Фаусте в своих фильмах. Фактически, французский режиссер снял как минимум шесть вариаций немецкой легенды о человеке, заключившем договор с дьяволом. Среди его известных фильмов о Фаусте - «Faust aux enfers» (1903), известный прежде всего своим английским названием «Проклятие Фауста» или «Фауст в аду». Это третья экранизация легенды Фауста, созданная режиссером. В нем Мельес черпал вдохновение из оперы Гектора Берлиоза «Фауст», но в нем меньше внимания уделяется сюжету и больше - спецэффектам, которые представляют собой тур по аду. Фильм использует технику сценического оборудования и включает специальные эффекты, такие как пиротехника, наложение на черный фон и растворение. Затем Мельес снял сиквел к этому фильму под названием «Проклятие доктора Фауста» (1904), выпущенный в США под названием «Фауст и Маргарита». На этот раз фильм был основан на опере Шарля Гуно. Другие фильмы Мельеса, вдохновленные дьяволом в этот период, включают «Les quat'cents farces du diable» (1906), известные на английском языке как «400 уловок дьявола». Это рассказ об инженере, который обменивается с дьяволом на сверхчеловеческие силы и вынужден столкнуться с последствиями этих сил. Мельес также будет снимать другие короткометражные фильмы ужасов, не вдохновленные Фаустом, в первую очередь фантастический и тревожный «Le papillon fantastique» (1909), где фокусник превращает женщину-бабочку в зверя-паука.

Постер фильма Проклятие Фауста

В 1910 году студия Edison Studios в США выпустила первую экранизацию классического готического романа Мэри Шелли 1818 года «Франкенштейн» - популярной истории об ученом, создавшем ужасное разумное существо в ходе научного эксперимента. Картина впервые адаптированная для экрана режиссером Дж. Сирлом Доули, была специально разработана, чтобы не акцентировать внимание на ужасающих аспектах истории и сосредоточить внимание на ее мистических и психологических элементах. Тем не менее, мрачная природа исходного материала сделала фильм синонимом жанра фильмов ужасов.

Псотер фильма Франкенштейн

В марте 1911 года в Театре Меркаданте в Неаполе был показан часовой итальянский немой фильм-эпопея «Инферно». Фильм был основан на первой части «Божественной комедии» Данте Алигьери. Он считается лучшей адаптацией «Ада» и многими учеными считается лучшей экранизацией любой из работ Данте на сегодняшний день. Фильм имел международный успех и, возможно, стал первым настоящим блокбастером во всем кино. Режиссерами «Инферно» стали три художника: Франческо Бертолини, Адольфо Падован и Джузеппе де Лигуоро. Их фильм хорошо запомнился потрясающей визуализацией девяти кругов ада и спецэффектами, передающими навязчивые визуальные эффекты. В фильме изображен массивный Люцифер с распростертыми за ним крыльями перед черной пустотой. Он изображен пожирающим римлян Брута и Кассия на демонстрации двойной экспозиции и манипуляций с масштабом. По мнению критиков «L'Inferno» запечатлила некоторые маниакальные, извилистые, причудливые образы и темы сложных шедевров Данте.

В 1912 году французский режиссер Абель Ганс выпустил свой короткометражный фильм «Le Masque d'horreur» (Маска ужаса). В фильме рассказывается история безумного скульптора, который ищет идеальную реализацию «маски ужаса». Он становится перед зеркалом после того, как размазал себя кровью стеклом масляной лампы. Затем он глотает ядовитый яд, чтобы наблюдать за болевыми эффектами.

С ноября 1915 года по июнь 1916 года французский писатель и режиссер Луи Фейяд выпускал еженедельный сериал под названием «Les Vampires», в котором он с большим эффектом использовал силу образов ужасов. Сериал рассказывает историю преступной группировки Вампиры, которые используют свое сверхъестественное имя и стиль, чтобы внушить страх публике и полиции, отчаянно желающей их остановить. Отмеченный как легендарный опус Фейяда, «Вампиры» считается предшественником триллеров. Сериал также является близким родственником сюрреалистического движения.

Постер сериала Вампиры

Пол Вегенер адаптировал историю, вдохновленную древней еврейской легендой о големе, антропоморфном существе, волшебным образом созданном полностью из глины или грязи. Вегенер объединился с Хенриком Галином, чтобы создать «Der Golem» (1915). Фильм, который до сих пор частично утерян, рассказывает историю торговца антиквариатом, который находит голема, глиняную статую, ожившую столетия назад. Торговец воскрешает голема как слугу, но голем влюбляется в жену торговца антиквариатом. Поскольку она не отвечает на его любовь, голем совершает серию убийств. Два года спустя Вегенер снял продолжение фильма, на этот раз вместе с сорежиссером Рохусом Глизе и создал «Der Golem und die Tänzerin» (1917), или «Голем и танцующую девушку». Через три года Вегенер снимет третий фильм о големах, который завершит свою трилогию.

Кадр из фильм Голем.

В 1919 году австрийский режиссер Ричард Освальд выпустил немецкий немой фильм ужасов-антологию под названием «Unheimliche Geschichten», также известный как «Жуткие сказки». В фильме книжный магазин закрывается, а портреты Проститутки, Смерти и Дьявола оживают и развлекаются чтением рассказов - о самих себе, конечно, в разных обличьях и эпохах. Фильм разделен на истории: «Явление», «Рука», «Черная кошка» (по мотивам рассказа Эдгара Аллана По ), «Клуб самоубийц» (по мотивам повести Эдгара Аллана По ).

Постер к фильму Жуткие сказки

1920-е годы. Немецкий экспрессионизм.

Постер фильма Кабинет доктора Калигари

«Кабинет доктора Калигари» Роберта Виена приобрел всемирный успех и оказал длительное влияние на мир кино, особенно в области фильмов ужасов. Это была не столько история, сколько стиль, который отличал его от других фильмов: некоторые декорации просто нарисованные на холсте, странно искажены, с карикатурами на узкие улочки, деформированные стены, странные ромбовидные окна, и наклонные дверные коробки. Эффекты света и тени были созданы путем рисования черных линий и узоров непосредственно на полу и стенах декораций » Критик Роджер Эберт назвал его, возможно, «первым настоящим фильмом ужасов», а рецензент Дэнни Пири назвал его предшественником артхаусных фильмов. Считающийся классикой, фильм помог привлечь внимание всего мира к художественным достоинствам немецкого кино и оказал большое влияние на американские фильмы, особенно в жанрах ужасов и нуар, представив такие техники, как финал с неожиданным поворотом. Сочиняя для книги «1001 фильм, который вы должны увидеть перед смертью», критик Ким Ньюман назвал «Кабинет доктора Калигари» одним из первых в жанре ужасов, представив образы, темы, персонажей и выражения, которые стали фундаментальными для подобных фильмов.

Ф. В. Мурнау, возможно, снял первый фильм на вампирскую тематику, «Носферату» (1922). Это была несанкционированная адаптация готического романа ужасов Брэма Стокера «Дракула». В «Носферату» Мурнау создал одни из самых стойких и запоминающихся образов, которые, как известно, включают тени ползучего графа Орлока. Это способствовало популяризации стиля экспрессионизм в кинопроизводстве. Многие экспрессионистские работы этой эпохи подчеркивают искаженную реальность, стимулируют человеческую психику и оказали влияние на жанр фильмов ужасов.

Макс Шрек в образе графа Дракулы

На протяжении большей части 1920-х годов немецкие режиссеры, такие как Вегенер, Мурнау и Вине, оказали значительное влияние на более поздние постановки не только в фильмах ужасов, но и в кинопроизводстве в целом. Они станут ведущими новаторами немецкого экспрессионистского движения. Сюжеты и истории немецких экспрессионистских фильмов часто посвящены безумию.

Хотя слово ужас для описания жанра фильма не использовалось до 1930-х годов (когда Universal Pictures начали выпускать свои первые фильмы о монстрах), в более ранних американских постановках часто использовались темы ужасов и готики. Многие из этих ранних фильмов считались мрачными мелодрамами из-за их стандартных персонажей и эмоционально насыщенных сюжетов, в которых основное внимание уделялось романтике, насилию, напряженности и сентиментальности. В 1923 году Universal Pictures начала производить фильмы по мотивам литературы готических ужасов таких авторов, как Виктор Гюго и Эдгар Аллан По. Эта серия изображений от Universal Pictures задним стала первой фазой серии Universal Classic Monsters , которая продлится еще три десятилетия. В классических монстрах 1920-х годов Universal Pictures были ужасно деформированные персонажи, такие как Квазимодо , Фантом и др.

Классические монстры 1920-х годов Universal Pictures

Первым фильмом этой серии стал «Горбун из Нотр-Дама» (1923) с Лоном Чейни в роли горбуна Квазимодо в главной роли. Фильм был заимствован из классического французского готического романа с таким же названием, написанным Виктором Гюго в 1833 году, про чудовищно деформированного звонаря в соборе Нотр-Дам. Фильм поднял Чейни, уже известного характерного актера, до статуса полноценной звезды в Голливуде, а также помог установить стандарты для многих более поздних фильмов ужасов.

Постер фильма Горбун из Нотр-Дама

Два года спустя Чейни играет Призрака, который бродит по Парижской Опере в немом фильме ужасов 1925 года «Призрак Оперы» , основанном на детективном романе Гастона Леру, опубликованном 15 годами ранее. Роджер Эберт сказал, что фильм «создает под оперой одно из самых гротескных мест в кинотеатре. Адриан Уоррен из PopMatters назвал фильм «потрясающим, тревожным, красиво снятым и проникнутым плотной и призрачной готической атмосферой». Фильм включен в книгу «1001 фильм, который вы должны посмотреть, прежде чем умереть» , 1925 год». Невероятный дизайн декораций Universal Pictures и многочисленные мастерские моменты, включая разоблачение изуродованного лица черепа трагического злодея, настолько шокирующего, что даже камера ужасается, ненадолго теряя фокус.

Лон Чейни в образе Призрака оперы

1930-е годы

Классические монстры 1930-х годов Universal Pictures.

Universal не только выдвинула на первый план поджанр «существ», но и подарила им их золотые годы, которые теперь называются «Золотой эрой монстров». В 20-х годах прошлого века студия выпустила всего пять полнометражных фильмов, а в 1930-х - около 21.

14 февраля 1931 года Universal Pictures представила свою первую экранизацию Дракулы, популярной истории о древнем вампире, который прибывает в Англию, где охотится на добродетельную молодую девушку. Фильм был основан на пьесе 1924 года Гамильтона Дина и Джона Л. Балдерстона, которая, в свою очередь, была основана на классическом романе Брэма Стокера 1897 года. «Дракула» - англоязычный вампирский фильм ужасов режиссера Тода Браунинга, в котором Бэла Лугоши играет графа Дракулу. Эта роль самая знаковая в жизни актера. Фильм был в целом хорошо принят критиками. Редакция похвалила фильм за «замечательный эффектный фон в жуткой атмосфере». Film Daily назвал его «прекрасной мелодрамой», а также похвалил игру Лугоши, назвав ее «великолепной» и отметил, что он создал «одну из самых уникальных и сильных ролей на экране». Ким Ньюман, писавший для книги «1001 фильм, который вы должны увидеть, прежде чем умрете», сказал, что Дракула положил начало «фильмам ужасов, как отдельного жанра и фильмам о вампирах, как его самого популярного поджанра».

Бела Лугоши в образе Дракулы.

21 ноября 1931 года Universal Pictures выпустила очередной хит-фильм с Франкенштейном. История об ученом и его помощнике, которые выкапывают трупы в надежде реанимировать их электричеством. Эксперимент идет наперекосяк, когда помощник доктора Франкенштейна случайно передает существу ненормальный мозг убийцы. «Франкенштейн» 1931 года был основан на пьесе Пегги Веблинг 1927 года, которая, в свою очередь, была основана на классическом готическом романе Мэри Шелли 1818 года. Франкенштейна сыграл Борис Карлофф и образ стал его звездной ролью.

Обратите внимание: Страшная история. Кто стучит за стеной?.

Этот фильм стал хитом как у зрителей, так и у критиков, за ним последовало несколько сиквелов, и вместе с Дракулой того же года он стал одним из самых известных фильмов ужасов в истории.

Борис Карлофф в образе Франкенштейна.

В конце 1931 года «Paramount» выпустила фильм с «доктором Джекиллом и мистером Хайдом» с Фредриком Маршем в главной роли, который разделил премию «Оскар» за лучшую мужскую роль с Уоллесом Бири за «Чемпиона». Марш - первый актер, получивший премию Оскар за лучшую мужскую роль в хорроре.

В декабре 1932 года студия выпустила фильм «Мумия» с Борисом Карлоффом в роли египетского монстра. Фильм, основанный на оригинальном сценарии, рассказывает о древнеегипетской мумии по имени Имхотеп, которая была обнаружена группой археологов и случайно возвращена к жизни с помощью волшебного свитка. Веб-сайт-агрегатор обзоров Rotten Tomatoes сообщает о 93% -ной оценке на основе 27 обзоров со средней оценкой 7,9 / 10. Согласно единодушному мнению сайта: «Полагаясь больше на настроение и атмосферу, чем на острые ощущения, типичные для современных ужастиков,« Мумия »от Universal устанавливает мастерский шаблон для подражания фильмам на тему мумий». Картина была настолько популярна, что в последующие десятилетия породила сиквелы и римейки.

Постер фильма Мумия

За внешний вид мумии отвечал художние Джек Пирс. Изучив фотографии древних мумий, Пирс придумал вид, напоминающий мумию Рамсеса III . Пирс начал преобразовывать Карлоффа в 11 часов утра, нанося на его лицо вату, коллодий и спиртовую жевательную резинку, закутывал его в льняные бинты, пропитанные кислотой и обожженные в печи, завершив работу в 7 часов вечера. Карлофф закончил свои сцены к 2 часам ночи, и еще два часа ушло на снятие макияжа. Борис Карлофф счел удаление жевательной резинки с лица болезненным и в целом находил те дни «самым тяжелым испытанием, которое я когда-либо переживал».

В 1933 году в ноябре на студии состоялась премьера еще одного культового персонажа - доктора Джека Гриффина , известного также как Человек-невидимка из классического научно-фантастического фильма ужасов «Человек-невидимка». Фильм режиссера Джеймса Уэйла с Клодом Рейнсом в роли Невидимки. Фильм был основан на научно - фантастическом романе Герберта Уэллса, опубликованном в 1897. Фильм был описан как «почти идеальным перевод духа книги».

Постер фильма Человек- невидимка

«Человек-невидимка» известен своими умными и новаторскими визуальными эффектами, созданными Джоном П. Фултоном , Джоном Дж. Месколлом и Фрэнком Д. Уильямсом, чьи работы часто приписывают успех фильму. Когда на Человеке-невидимке не было одежды, эффект был достигнут за счет использования проводов, но когда он снимал одежду, эффект был достигнут путем съемки Клода Рейнса в полностью черном бархатном костюме на фоне черного бархатного фона, а затем объединение этого снимка с другим снимком, где происходила сцена, с использованием матовой обработки. Клод Рейнс страдал клаустрофобией и через костюм ему было трудно дышать. Следовательно, работа была для него особенно сложной и иногда использовался дублер, который был немного короче Рейнса.

В апреле 1935 года состоялась премьера фильма «Невеста Франкенштейна» . Научно-фантастический фильм ужасов стал первым продолжением хита 1931 года «Франкенштейн». Этот фильм считается одним из величайших сиквелов в истории кинематографа, а многие фанаты и критики считают его улучшением оригинального фильма. Как и в оригинале, «Невеста Франкенштейна» была снята Джеймсом Уэйлом, а в главной роли - Борис Карлофф. В фильме доктор Франкенштейн, подстрекаемый еще более безумным ученым, строит своего монстра-помощника, которого часто называют Невестой чудовища. Актриса Эльза Ланчестер изобразила Невесту. Каноническая прическа невесты с белыми прожилками со следами молний по бокам стала культовым символом как персонажа, так и фильма.

Франкенштейн и его Невеста

Через месяц после выхода « Невесты Франкенштейна» на Universal Pictures состоялась премьера влиятельного лондонского фильма «Оборотень» - первого популярного голливудского фильма с участием оборотня, фольклорного существа, которое превращается из человека в волка. Главный герой фильма - Генри Халл. В фильме он ботаник, на которого нападает странное животное. Укус заставляет его превращаться в кровожадного монстра. Сценарист и журналист Фрэнк Ньюджент, писавший для The New York Times , считал, что фильм «создан исключительно для того, чтобы удивлять и наводить ужас». Он продолжил, написав: «Лондонский оборотень» выполняет свою задачу с похвальной тщательностью, не жалея ужасных деталей и перескакивая от сцены к сцене с еще большей легкостью, чем та, которую часто приписывают смелому молодому воздушному артисту. Учитывая, что центральная идея использовалась раньше, картина по-прежнему привлекает внимание энтузиастов ужасов ». Шесть лет спустя Universal Pictures выпустит вторую картину про оборотня, «Человек-волк» , которая получит больше внимания и влияние на голливудское изображение легенды об оборотне.

1937–1939: закат Золотого века студии.

В 1938 году Universal Pictures не выпускала никаких фильмов, связанных с ужастиками, триллерами или научной фантастикой. Вместо этого они сделали переиздания своих предыдущих фильмов о Дракуле и Франкенштейне. Только в январе 1939 года студия продолжила выпускать оригинальные фильмы ужасов. 7 января 1939 года на киностудии Universal Pictures состоялась премьера сериала «Призрачные крипы» . В нем Бэла Лугоши играет безумного ученого, который пытается править миром, создавая различные сложные изобретения. В драматической манере иностранные агенты и правительственные чиновники пытаются забрать изобретения себе.

13 января 1939 года Universal Pictures выпустила «Сын Франкенштейна», третью запись в сериале « Франкенштейн» и последнюю, в которой Борис Карлофф был изображен в роли монстра. Это также первый фильм, в котором Бела Лугоши сыграл Егора. Фильм является продолжением «Невесты Франкенштейна» Джеймса Вейла, в нем снимаются известные Бэзил Рэтбоун, Карлофф, Лугоши и Лайонел Этвилл. Фильм стал реакцией на популярные переиздания Дракулы и Франкенштейна.

Постер фильма Сын Франкенштейна

В ноябре 1939 года Universal Pictures выпустила свой последний фильм ужасов 1930-х годс «Лондонский Тауэр». В главных ролях Бэзил Рэтбоун - будущий король Англии Ричард III, а Борис Карлофф - его вымышленный косолапый палач Морд. Фильм основан на традиционном изображении Ричарда, который восстал и стал королем Англии в 1483 году, устранив всех, кто был впереди него. Каждый раз, когда Ричард совершает убийство, он вынимает одну фигурку из кукольного домика, напоминающего тронный зал.

Другие студии последовали примеру Universal. Скандальный фильм MGM «Freaks» (1932) пугал публику, показывая персонажей, которых играли люди с реальными уродствами. Студия даже отказалась от фильма, и он оставался запрещенным в Великобритании в течение 30 лет. «Доктор Джекилл и мистер Хайд» от Paramount Pictures запомнился новаторским использованием фотографических фильтров для создания трансформации Джекила перед камерой.

1940-е годы

Картины ужасов 1940-х годов пересеклись с другими популярными жанрами фильмов десятилетия, включая нуар, мелодраму и детектив . Некоторые из этих фильмов: «Винтовая лестница» (1946), в которой рассказывается история серийного убийцы, нацеливавшегося на женщин, страдающих недугами. «Седьмая жертва» (1943), фильм ужасов / нуар о женщине, наткнувшейся на сатанинский культ во время поисков ее пропавшей сестры и фильм Джона Брахма «Жилец» (1944), где домовладелица подозревает, что ее новым квартирантом был Джек Потрошитель. Финский фильм «Зеленая палата» (1945) режиссера Валентина Ваала представляет романтику и ужас в эскапистской манере.

Самый известный фильм ужасов десятилетия от MGM - это экзистенциальный хоррор Альберта Левина «Портрет Дориана Грея» (1945), который стал популярным благодаря использованию цветных вставок для показа преследующего искаженного портрета Дориана.

Дориан Грей и его портрет

1950-е годы

С развитием технологий тон фильмов ужасов сместился с готических тонов на современный. Стал появляться популярный поджанр ужасов: Судный день. В низкобюджетных постановках было показано, как человечество преодолевает такие угрозы, как вторжения инопланетян и смертельные мутации для людей, растений и насекомых. Популярные фильмы этого жанра: «Существо из черной лагуны» (1954) и «Клякса» (1958).

Существо из черной лагуны

Научно-фантастический фильм ужасов «Вторжение похитителей тел» (1956) рассказывает о вторжении инопланетян, которые способны воспроизводить копии каждого человека. Считается самым популярным и самым параноидальным фильмом золотого века американского научно-фантастического кино.

Постер фильма Вторжение похитителей тел

Появление 3D

В 1950-х годах появилось телевидение и рынок кинотеатров начал меняться. Продюсеры и нашли новые, захватывающие и заманчивые способы удерживать публику в кинотеатрах. Так голливудские режиссеры и продюсеры нашли широкие возможности удержать аудиторию с помощью уловок. Годы 1952 по 1954 считаются «золотой эрой» трехмерного кино. В трехмерном стереоскопическом фильме мозг зрителей обманывают, заставляя поверить, что изображения, проецируемые на плоский экран кинотеатра, оживают в полном трехмерном великолепии. Таким образом усиливается фактор испуга публики. Тем, кто пришел посмотреть 3-D фильм в кинотеатре, выдавали знакомый одноразовый картонный анаглиф - 3D очки для ношения, которые позволят им увидеть, как изображения оживают.

Зрители смотрят 3D фильм

В апреле 1953 года компания Warner Bros. представила триллер-ужастик «Дом восковых фигур» - первую трехмерную картину со стереофоническим звуком. В фильме с участием Винсента Прайса рассказывается история изуродованного скульптора, который заново заселяет свой разрушенный музей восковых фигур, убивая людей и используя их покрытые воском трупы в качестве экспонатов. «Дом восковых фигур» был фильмом, в котором Прайс был изображен как икона ужасов. Годом позже он сыграл знаменитую роль иллюзиониста, стремящегося к мести, в 3D-фильме нуаре «Безумный маг» (1954). После выхода этого фильма Прайс будет назван «Королем трехмерности», а позже станет актером, который будет сниматься в большинстве трехмерных фильмов. Успех этих двух фильмов доказал, что теперь у крупных студий есть способ вернуть зрителей в кинотеатры и подальше от телевизоров.

Кадр из фильма Дом восковых фигур

Уильям Кастл и рекламные уловки в кинотеатрах

Помимо трехмерных технологий, использовались различные формы рекламных уловок, чтобы побудить кинозрителей посмотреть фильмы в кинотеатрах. Один из примеров - во время показа научно-фантастического фильма «Потерянная ракета» (1958), в котором ученые пытаются помешать загадочной ракете уничтожить Землю, зрителям, которые смотрели фильм в кинотеатрах, давали «шоковые жетоны», чтобы следить за своими жизненно важными показателями во время просмотра. Им пообещали, что любой, кто попадет в коматозное состояние из-за фильма, получит бесплатную поездку домой на лимузине.

Гигантские монстры

1950-е годы также хорошо известны благодаря фильмам о существах и гигантских монстрах. Обычно это фильмы-катастрофы, в которых рассказывается о группе людей, изо всех сил пытающихся пережить атаки одного или нескольких монстров, часто аномально больших. Чудовище часто создается в результате безумств - неудачного эксперимента, воздействия радиации или разрушения среды обитания. Иногда монстр прилетает из космоса, долгое время находится на Земле и никто его никогда не видел или выпущен из какой-то тюрьмы, где он содержался. В этих фильмах монстр обычно является злодеем, но может быть метафорой непрерывного уничтожения человечества.

«Чудовище с глубины 20000 морских саженей» (1953) считается фильмом, положившим начало волне фильмов о монстрах 1950-х годов и концепции объединения ядерной паранойи с жанром. В фильме зверь был разбужен из состояния гибернации в замерзшем льду за Полярным кругом в результате испытания атомной бомбы. Затем он начинает прокладывать путь разрушения, путешествуя на юг, в конечном итоге достигая своих древних нерестилищ, включая Нью-Йорк. Фильм был первым в истории, в котором было показано пробудившееся гигантское чудовище, опередившим «Годзиллу» (1954) на 16 месяцев. Фильм также запомнился своей влиятельной анимационной моделью остановки движения, созданной знаменитым мастером визуальных эффектов Рэйем Харрихаузеном .

Кадр из фильма Чудовище с глубины 20000 морских саженей

Рэй Харрихаузен создал свою собственную форму анимации покадровой модели под названием Dynamation. Это включало фотографирование миниатюры на фоне экрана обратной проекции через частично замаскированное стекло. Эффект заключался в том, чтобы существо казалось движущимся посреди живого действия. Теперь его можно было увидеть идущим за живым деревом или смотреть на среднем расстоянии через плечо живого актера - эффекты, которых раньше было трудно достичь. Первым фильмом, получившим лейбл Dynamation, был приключенческий фантастический фильм «Седьмое путешествие Синдбада».(1958). В фильме принцесса уменьшена злым волшебником и Синдбад должен отправиться на остров монстров, чтобы вылечить ее и предотвратить войну. На создание полноцветной широкоэкранной покадровой анимации для фильма Харрихаузену понадобилось 11 месяцев. В фильме есть несколько существ, в том числе циклоп , женщина-кобра, дракон и боевой скелет. Сцена боя на мечах между Синдбадом и скелетом оказалась настолько популярной среди зрителей, что Харрихаузен воссоздал и расширил сцену пятью годами позже, на этот раз с группой из семи вооруженных скелетов, сражающихся с греческим героем Ясоном и его людьми в фильме 1963 года «Ясон и аргонавты».

рей Харрихаузен за роботой

Новаторский стиль спецэффектов Харрихаузена вдохновил многих режиссеров, включая будущих режиссеров Питера Джексона, Тима Бертона и Гильермо дель Торо.

Япония положила начало тенденции токусацу, известной как фильмы кайдзю, жанру японских фильмов, в котором изображены гигантские монстры, обычно нападающие на крупные города и вступающие в бой с военными и другими монстрами. Среди самых известных и популярных «Годзилла» (1954).

Годзилла 1954 года

Спасибо за внимание.

Друзья! Большая просьба - подписывайтесь и ставьте Нравится! Как вы могли заметить данный сайт новый и ваша поддержка будет самой лучшей наградой, которая даст еще больше сил для того, чтобы радовать Вас новыми статьями!

#фильмы

#кино

#подборки фильмов

#ужасы

#фильмы ужасов

#полезные факты

#знаменитые фильмы

#интересное

#топ

#кинематограф

Больше интересных статей здесь: Ужас.

Источник статьи: КиноСловарь. Большая история жанра "Ужасы". Часть 1.

Система комментирования SigComments