«Пусть вечно иссякнет меж вами любовь,
Пусть бабушка внучкину высосет кровь!
И род твой проклятье мое да гнетет,
И места ему да не станет
Дотоль, пока замуж портрет не пойдет,
Невеста из гроба не встанет
И, череп разбивши, не ляжет в крови
Последняя жертва преступной любви!»
А.К. Толстой
Из свободных интернет-источниковНаших пьют!
Роман Ужасов:
В истории отечественных (не только советских) ужасов тоже всегда есть некая двойственность. Они то ли есть, то ли их нету вовсе. Иногда что-то вроде бы зыбкой тенью набежит на ясные очи реализма с его живописанием привычных бытовых ужасов, помститься где восставший из гроба покойник, или сельская ведьма, оседлав чорта, попытается похитить с неба луну… но лишь забрезжит рассвет, да прокричит трижды жареный петух, как видение унесётся прочь.
Подобному миражу посвящен и фильм Евгения Татарского «Пьющие кровь», изящная "склянка рококо", завернутая в цветастый платок истории о вампирах.
Из свободных интернет-источниковИтак, на дворе просвещённое девятнадцатое столетие, не испорченное ещё реформами и революциями. Прямо мечта для уважающего себя (и, ситуативно - нас, грешных) интеллигентного человека. Балы, красавицы, лакеи,.. упыри. Почему, собственно, «упыри», а не «вампиры»? Тут, уверен, изрядно пострадавший от них дворянин Василий Рыбаренко - типичный случай, когда «наших зажимают», коверкая на латинский манер исконно славянских кровопивцев. Хотя, как по мне, упырь – это выкопавшийся из могилы сельский мужичок, бесхитростно тиранящий ночами односельчан. А то, что показано в новелле и фильме, с разорванной бредовыми видениями реальностью и наведённым мороком, скорей ближе к изрядно романтизированному литературной традицией вампиру. Вот и получается – «подлое сословие» после смерти попадает в упыри, а лица высшего Света (или, в данном случае – Тьмы?) пополняют ряды вампиров.
Из свободных интернет-источниковПолучившийся результат я бы даже назвал «милым», если это, конечно, можно считать за комплимент для фильма ужасов. Эдакие «проделки в старинном духе». Правда, один из героев всё-таки помрёт (не совсем понятно от чего). Он погибает и в первоисточнике, однако более драматично, при том, что нам дают чётко понять, это та самая «последняя жертва преступной любви» из стихотворного пророчества и проклятие отныне потеряло силу. А вот в картине решили напоследок поиграть в «ужастик», отсвечивающие багровым глаза юной невесты доказывают – ничего ещё не закончилось.
Хорошо, что это кино не было просмотрено тогда, в год выхода. Ничего, кроме смеха, оно бы не вызывало.
Обратите внимание: И кровь застыла в жилах. Что посмотреть ночью в Хэллоуин?.
В 1991 году у салонных ужасов не было ни малейшего шанса потеснить «видеосалонные».Из свободных интернет-источниковAlbert Magnus:
Действительно, целевой аудитории, к которой мы с коллегой успели приобщиться за пару-тройку лет, тогда вполне хватало и зарубежных ужастиков на видео. Плюс в апреле 1990 года по телику я впервые посмотрел "Вия", а через полгодика показали двухсерийный телефильм "Филипп Траум" Игоря Масленникова... Так что планка задралась высоко и ни к чему было раньше времени знакомиться с прочими редкими попытками пока что советских кинематографистов проявить себя в этом специфическом и явно малознакомом (для них) жанре. Хотя, до кинотеатров в наших дальних краях, похоже, ни одна из них и не добиралась.
Режиссёр Евгений Гинзбург мне был в первую очередь знаком по блистательным телеприключениям принца Флоризеля и потому ожидания были несколько завышены. Что ж, если исходить исключительно из требований к костюмированной мелодраме, в "Кровопийцах" всё сделано в высшей степени достойно. Разве что аранжировка музыки, под которую танцуют пары на балу, ни к месту отдаёт синтетикой - здесь хотелось бы живого оркестра. К счастью, в дальнейшем электронный саундтрек Сергея Курёхина безупречен - особенно понравилась его стилизация под классику жанра ужасов.
К игре актёров тем более никаких вопросов - все в своей тарелке, будто всю карьеру только и мечтали изображать не современников в "Маленькой Вере", а галантных дворян, изъясняющихся сугубо "высоким штилем". Отсюда наверняка и мало что добавляющая сцена с партией в вист, да и перенос разговора с Рыбаренко в храм имеет отношение больше к пресловутой (в начале 90-х) "России, которую потеряли". Мне ж гораздо приятней было увидеть Баниониса снова в "амплуа" Председателя, а не очередным Крисом Кельвином.
В первый просмотр киноповествование показалось каким-то путанным, притом что оригинальную повесть я прочел уже после. Потому и сбила меня с толку сцена с портретом "маменьки" (у А. К. Толстого отсутствует), из-за чего ту затем легко перепутать с похожей на неё Прасковьей Андреевной, тоже ведь умершей при непонятных обстоятельствах. Ну а то, почему эпизод с ранением Руневского получился в итоге дурацким, объяснить, кроме как необдуманными вольностями экранизаторов, мне нечем.
Из свободных интернет-источниковТак что знакомство с первоисточником мало что прояснило и я лишь понял, что киноверсия от него сильно отличается: и акценты смещены, а от мороков (в которых вся прелесть книги) почти ничего не осталось. Кстати, в 1967 году поляки сняли короткометражку "Упырь" (всего 25 минут) по еще более дальним мотивам, но зато в комедийную сторону. Таким образом искусство "по-прежнему в большом долгу".
Что касается крайне наивных спецэффектов, для начала 90-х это конечно уже позорно, но если абстрагироваться и представить, что перед нами малобюджетное кино 60-х (что-то в подобном духе встречалось и у Роджера Кормана), то можно получить удовольствие и тут.
Ответственными за комбинированные съёмки (и прочие ужасы) в титрах указаны оператор Олег Плаксин и художник Юрий Боровко. Кроме того свои руки скорее всего приложили гримёр Клавдия Малыш и реквизитор Серафим Городниченко. Чем и кем они вдохновлялись история умалчивает, но возможно и этим клипом одной известной британской рок-группы. Чем чорт не шутит?
4/5 - общая оценка от kin0guru
(с) Роман Ужасов и Albert Magnus специально для kin0guru
#забытые фильмы #экранизации книг #перестроечное кино #фильмы 90-х #фильмы ужасов #фильмы ссср
Больше интересных статей здесь: Ужас.
Источник статьи: Пьющие кровь (ссср, 1991).