Я не думал, что немое кино может быть настолько интересным.
В этом году вампиры отмечают столетний юбилей в кино. К сожалению, кинолента «Смерть Дракулы», снятая в 1921 году, только частично сохранилась до наших дней. Поэтому за канон был взят хоррор «Носферату, симфония ужаса», который вышел в прокат в 1922 году. Этот немой фильм без спецэффектов и алой краски в кадре смог напугать зрителя. По оценке критиков «Носферату, симфония ужаса» - самый пугающий вампирский хоррор за всю столетнюю историю жанра. Я решил вернутся к истокам, чтобы не только испугаться, но понять: почему эта кинолента стала культовой.
Повторить успех «Носферату, симфония ужаса» пока не удалось.Музыка – главный герой и злодей фильма
«Носферату, симфония ужаса» - не оценят любители слащавых «Сумерек». Да простят меня юноши и девушки пубертатного возраста, но эта сага очень клюквенная с кринжем в кадре. В общем, ценител "Сумерек" обходите классику жанра стороной, чтобы не разочароваться. Она явно не для вас.
Для тех, кто хочет понять и испугаться – «Носферату, симфония ужаса» рекомендуется к просмотру. Этот хоррор лучше смотреть в лицензионной отреставрированной версии с русскими субтитрами. Так как это немое кино, то вам придется много читать. Не думаю, что многие из вас в совершенстве знают немецкий или французский языки, поэтому этот хоррор лучше смотреть в лицензии. Ссылка на лицензионную версию фильма будет в конце небольшого обзора.
А теперь к главным достоинствам самого пугающего вампирского хоррора. Первое, что впечатлило меня – музыка. В немом фильме она играет далеко не последнюю роль. С первых секунд музыкальная тема задает нужный настрой. Духовые инструменты - главный разказчик мрачной история любви.
Обложка к фильму «Носферату, симфония ужаса». Фото из открытых источниковМне хотелось сказать огромное спасибо 17 композиторам, которые потрудились на славу. Музыка в хорроре напоминает индуса, который, играя на пунги, гипнотизирует змей. Саундтреки также погружают зрителя в пугающий транс. Иногда складывается ощущение, что ты по ту сторону экрана в местах, пропитанных ужасом.
Изучая историю создания фильма, я был удивлен, что режиссёр «Носферату, симфония ужаса» не получил права на экранизацию романа «Дракула» Брэма Стокера. Поэтому авторам хоррора пришлось импровизировать, менять сюжетные арки. Теперь главный злодей не Дракула, а чума, от которой загадочным образом погибают европейцы.
Граф Орлок (он же Дракула) – причина её возникновения. В фильме нам показали, как распространялось опасное заболевание, как преодолело море-океан, попав на уютные улочки европейских городов. Получается, граф Орлок - не просто повелитель ночи, вампир, а существо способное уничтожить человечество.
Кадр из фильма «Носферату, симфония ужаса». Фото из открытых источниковДумаю, для 1922 года этот антагонист был очень пугающим. Зрители увидели вампира, который виновен во всех бедах реальных людей. Поэтому во что бы то ни стало нужно уничтожить сущность с проклятой земли.
Свет и тень
В фильме происходит четкое разделение добра и зла. Светлое приходит с дневным светом, темное – с сумерками. Но как показать разное время суток в черно-белом кино? Операторы решили это сделать с помощью синих и желтых фильтров. Нужного эффекта достичь удалось.
Кадр из фильма «Носферату, симфония ужаса».Обратите внимание: Россию в Лиге чемпионов, как великого поэта, хоронят заживо. Почему мы уже проиграли?.
Фото из открытых источниковВо время просмотра фильма через жёлтый фильтр создавалось ощущение, что улицы залиты ярким солнечным светом, вокруг беззаботно течет жизнь, ничего не предвещает беды. Как только желтый фильтр менялся на синий, сразу становилось жутковато. Появлялись тени, от которых бежали мурашки по коже. Пугающий эффект усиливала музыка. В эти минуты невозможно было оторваться от экрана.
Фильм пугает ещё тем, что в нём нет голливудской хорошо вылизанной картинки. В кадре потрепанные дома, актеры – не модели, в их выражении лица есть что-то нездоровое, отталкивающе. В общем, перед нами типичный немного артхаусный европейский хоррор начала XX века. И это здорово!
Тот самый Дракула
Больше всего в «Носферату, симфония ужаса» мне понравились Элен Хуттер - аналог книжной Мины Харкер, граф Орлок – он же Дракула и Кнок – у Брэма Стокера - Рэнфилд.
На мой взгляд, актриса Грета Шрёдер прожила жизнь невинной Элен, чьё предназначение очень печально: она должна не только победить чудовище, но и остановить распространение чумы. Шрёдер передала все смятения невинной души. Если в начале фильма перед нами беззаботная любящая жена, которая просит не дарить ей цветов, чтобы «не губить прекрасные растения», то в конце фильма – это немного лишившаяся рассудка девушка, которая принимает свою трагическую судьбу.
Кадр из фильма «Носферату, симфония ужаса». Фото из открытых источниковКнока сыграл Александр Гранах. Мне кажется, это лучший злодей второго плана во всем мировом кинематографе. Герой Гранаха немного комичный и жуткий одновременно. Поскольку в немом кино акцент сделан на крупных планах, то зрителю удается детально разглядеть каждую эмоцию на лице Кнока. Я не думал, что палитра безумия может быть столь разнообразной. Наверное, поэтому этот герой получился максимально отталкивающим.
Кадр из фильма «Носферату, симфония ужаса». Фото из открытых источниковБезусловно, находкой фильма стал Граф Орлок, которого сыграл Макс Шрек. Это нетипичный граф Дракула, а глубоко проработанный персонаж. Шрек жестами, мимикой гипнотизирует зрителя. Поэтому этот Носферату способен напугать своим одним появлением в кадре.
В фильме не показано как вампир расправляется с жертвами, почти отсутствуют спецэффекты. При этом «Носферату, симфония ужаса» удается держать в оцепенении зрителя. В этом заслуга актеров, оператора и музыканта. Самая пугающая сцена, когда Орлок пробирается в дом к Элен. Игра света и тени поражает воображение.
В «Носферату» был впервые использован сюжетный мотив смерти вампира от солнечного света. Прежде об этом нигде не говорилось, а в романе Брэма Стокера есть сцена, в которой Дракула появляется днём на улице Лондона (в зоопарке у клетки с волками). После выхода фильма на экраны эта идея стала одной из устоявшихся легенд, связанных с вампирами, и много раз использовалась в фильмах и произведениях про вампиров.
Кадр из фильма «Носферату, симфония ужаса». Фото из открытых источниковНеудивительно, что режиссёры пытались повторить успех "Носферату". В 1978 году режиссёр Вернер Херцог снял ремейк под названием «Носферату — призрак ночи». В 1988 году выходит продолжение, которое называется «Носферату в Венеции». В 2000 году выходит фильм «Тень вампира», который рассказывает о съёмках «Носферату» в 1921 году. В фильме говорится, что Фридрих Мурнау (Джон Малкович) пригласил настоящего вампира (Уиллем Дефо) на съёмки своего фильма для достижения небывалого реализма и за съёмки пообещал ему актрису Грету Шрёдер, то есть, по фильму, никакого Макса Шрека не существовало. Фильм занял 21 место в списке журнала Empire «100 лучших фильмов мирового кинематографа», составленном в 2010 году.
В общем, «Носферату, симфония ужаса» - это культовый фильм ужасов, который обязательно стоит посмотреть всем ценителям пугающего жанра. Кликайте по этой ссылке и смотрите фильм. Приятного просмотра!
Спасибо, что дочитали до конца! До встречи на "Киноамнезия", где Вас ждёт много всего интересного из мира кино, музыки, литературы, игр, телевидения и культуры в целом!
Для чтива:
История повелителей ночи: тест на знание фильмов о вампирах
Почему оборотни проиграли вампирам и зомби в борьбе за зрителя?
#vampire #носферату #фильмы ужасов #хорроры #вампиры #классика кино #киноиндустрия
Больше интересных статей здесь: Ужас.
Источник статьи: «Носферату»: почему этот хоррор стал самым пугающим фильмом о вампирах.