Привет! Сегодня в подборке три весьма добротных хоррора, которые способны порадовать - один - красками и динамикой, другой - глубиной и размеренностью уровня притчи, третий - всем сразу (порядок не соответствует порядку расположения фильмов в статье, сами догадается, о чем речь).
Цензор
poster to "Censor"/2021/Prano Bailey-Bond/cinemaxmovies.netЕсть фильмы, которых очень ждёшь, и это порой играет злую шутку - завышенные ожидания делают своё дело. Порой появляются картины, которых совершенно не ждал, и они без бурного маркетинга и громких заявлений производят неизгладимое впечатление. "Цензор" нельзя отнести ни к тем ни к другим, однако, для большинства аудитории эта картина, ставшая режиссерским дебютом Прано Бэйли-Бонд скорее всего станет сюрпризом, и я очень надеюсь, что приятным.
Примерно полгода назад прочитав краткое описание фильма, который изредка фигурировал в списках ожидаемых хорроров 2021 года, я был заинтригован - фильм обещал стать весьма интересным, однако, было понятно, что очень многое зависит от реализации. Описание было примерно таким: "чопорная девушка Инед работает кино-цензором в Британии 80-х, нещадно вырезая из фильмов жанра "хоррор" кровавые и жестокие сцены, и однажды в одном из фильмов категории Б она видит девушку как две капли воды похожую на свою давно пропавшую сестру".
shot from "Censor"/2021/Prano Bailey-Bond/kinopoisk.ruИтак, мы знакомимся с миром Инед - она одинока, и она работает цензором, просматривая фильмы ужасов до выхода на экран в небольшом штатном кинозале, после чего обсуждает с коллегами и принимает решения, от каких именно сцен следует избавить широкую аудиторию. Решения, принятые в этом тесном сообществе, имеют сильное влияние на происходящее в обществе - по крайней мере, так считают в Британии 80-х. Это время, ознаменованное бурным потоком слешеров и Б-муви хорроров всех сортов и уровней жестокости, стало очень непростым испытанием для цензоров, которые попали под перекрестный огонь - киноманы требовали от них смягчения контроля, в то время как СМИ трубили о влиянии подобного рода фильмов на широкие умы. В "Цензоре" эта тенденция раскрывается рекурсивной темой о жутком убийстве, которое, по словам убийцы, было совершено под влиянием фильма ужасов, за ценз которого как раз отвечала Инед. Девушке начинают поступать анонимные звонки, её отчитывает босс, но... Инед занята совсем другим.
Ей выпадает задание просмотреть один из фильмов скандального андерграундного режиссера Фредерика Норта, который готовит к премьере свою новую картину. Инед просматривает фильм "Не ходи в церковь", который производит на нее неизгладимое впечатление, но не из-за прекрасного сюжета, а из-за исполнительницы главной роли, которая похожа на младшую сестру Инед, пропавшую много лет назад. Кроме сходства актрисы совпадают и детали - в фильме старшая сестра отпускает младшую, и именно так произошло с Инед, которую терзает ужасная вина из-за потери сестры. Инед отправляется в видеосалон, продавец которого продаёт ей из-под прилавка другую картину Норта, и Инед убеждается в своих подозрениях. Несмотря на то, что родители отрицают сходство, Инед уверена - актриса Элис Ли и есть её сестра Нина, пропавшая в возрасте семи лет, похищенная ужасным режиссером и рекрутированная в актерскую труппу.
Инед встречается с продюсером, работающим с Нортом, и узнает, что Фредерик заканчивает съемки новой картины - сиквела "Не ходи в церковь", и этот фильм должен стать последним в карьере Элис Ли. Затянутая в кольцо кошмара, который сужается до невероятной тесноты шума в голове, Инед отыскивает съемочную площадку в лесу, понимая, что невольно она заняла место второй актрисы, и пути назад уже нет...
shot from "Censor"/2021/Prano Bailey-Bond/kinopoisk.ru/moyls.comФильм обыгрывает тему травмы, приправляя её темой потери идентичности, вышибая четвертые стены и выводя героиню на прямую результирующую для вынесения последнего вердикта - этакий Астер в линчевском пространстве. Тема ПТСР отыграна в фильме удивительно четко - Инед живет в мире своей вины, и это чувство становится фильтром, через который она смотрит на мир, наполняя что-либо смыслом или побуждая к действиям. Её выбор профессии неслучаен, она будто переживает некоторое искупление за счет просмотра бесчисленных жутких сцен - но заметьте, дело не в гуманном желании спасти зрительские глаза и нервы, а именно в её жажде самоискупления. Последний раунд наглядно демонстрирует это - Инед буквально проживает свою травму, желая получить освобождение, и она требует этого во что бы то ни стало. Для неё это последний шанс, один дубль должен решить всё, а второго просто не будет. Жуткая искаженная картинка обложки приторного фильма, засевшей в голове, как в голове героя Круза в "Ванильном небе" становится заключительным штрихом в этой отличной мета-истории о вине, ПТСР и фильмах категории Б. Вдобавок - крепкий визуальный ряд, историческая справка о борьбе цензоров с запрещенным контентом и отличная игра актрисы.
Весьма обидно видеть зрительские оценки - если навязанная притча Астера об отыгрыше травмы в шведском поселении староверов, где героиня пришлась в кон жуткого праздника, прожив свое горе с короной на голове, прожужжала каждое ухо, то здесь весьма похожая механика с весьма достоверной подачей но без одуванчиков в ушах и ритуальных плясок в треугольных домах - почему-то уже не то(
Порочное удовольствие
shot from "Vicious Fun"/2021/Cody Calahan/eventive.orgЭтот фильм тоже подкупал своим предрелизным описанием - "молодой критик фильмов ужасов из заштатного журнала случайно оказывается на сеансе групповой терапии для серийных убийц" - воображение рисовало картинки где-то на стыке историй о сборе материала Чаком Палаником, который посещал всевозможные общества анонимных кого-либо и группы самопомощи и напряженных сцен с витиеватыми диалогами а-ля Тарантино. Но всё вышло иначе.
Итак, наш герой Джоэл очень похож на Инед из предыдущего фильма - их связывает временной континуум - оба живут в восьмидесятые, правда Джоэл проживает в Миннесоте - и оба они по той или иной причине тесно вовлечены в мир фильмов ужасов. Джоэл, в отличии от Инед, не цензор, а критик, он пишет для небольшого журнала и берёт интервью у весьма сомнительных (но не столь мрачных и одиозных, как Фредерик Норт из "Цензора") режиссеров фильмов класса Б. Жизнь Джоэля нельзя назвать сказкой - к нему не относятся с должной серьезностью - гики тогда ещё не были в таком почёте - соседка по квартире, к которой герой исполнен симпатии, в упор его не замечает. Зато замечает какого-то напыщенного Боба, который немало смахивает на молодого Мэттью МакКонахи, и этого самого Боба решает выследить Джоэл после возвращения соседки со свидания. Следы приводят в бар, где Джоэл пытается набраться смелости чтобы высказать всё Бобу, но набирается только промилле, сначала с Бобом, а затем - в одиночестве, и, в итоге, засыпает в подсобке.
shot from "Vicious Fun"/2021/Cody Calahan/ihorror.comПробуждение выходит неприятным не только по понятным причинам - Джоэл понимает, что выход наружу заперт, а основное помещение, которое ещё недавно служило барной комнатой, превратилось в конференц-зал для какой-то странной группы самопомощи или клуба анонимных алкоголиков. Джоэл вынужден присоединиться и подыграть участникам, которые ждали некоего Фила.
Обратите внимание: Первые минуты сумасшедшего хоррора Scorn.
Только вот его внутренняя настройка под незнакомого ему Фила становится всё более жуткой после того, как Джоэл слышит истории остальных собравшихся и осознаёт, что он попал на групповой тренинг для серийных убийц - психопатов.Джоэл под видом Фила теряется, но затем сочиняет вполне сносную историю, создаёт себе интересный образ, который присутствующие поначалу даже расхваливают. Но затем появляется старый знакомый Боб, который и сам оказывается с приветом, и подвергает Фила в лице Джоэля мощному прессингу. Тут кажется, что сейчас начнется самая жара, и она начинается, но совсем не та. Джоэл очень быстро выдает себя - с одной стороны, это вполне логично и правдоподобно (вряд ли такой увалень, как Джоэл смог бы выдержать психологический натиск нескольких психопатов), с другой - фильм превращается в совсем другое зрелище. Впрочем, это можно было понять изначально - по шутливым настроениям, выбранной цветовой палитре и прочему - настраиваться стоило на черную комедию/слешер.
Так вот Джоэл успевает запереться в небольшой комнате, окруженный кучей лиц с явными отклонениями, при чем, к печали Джоэля, он знает жуткие истории о каждом из них их первых уст, так что парню несложно представить себе варианты своей дальнейшей судьбы. Но сюжетный твист подгоняет парню шанс, так что ему удастся и выбраться из этой комнаты, и попасть в полицейские участок с чересчур гротескными копами с усами из 80-х, и узнать о существовании тайного отряда и столкнуться в финальной битве, подвергнув проверке своё мужество. В общем - ждите крепкого, местами излишне кровавого, с хорошей картинкой и глуповатой экшен-частью инди-слешера, и я не считаю это спойлером, это скорее более точная информация о фильме, ведь лично для меня тот фильм, который я ждал судя по описанию, закончился на двадцатой минуте, и это испортило впечатление от всего остального.
shot from "Vicious Fun"/2021/Cody Calahan/imdb.comА получить удовольствие есть от чего - кроме интересной завязки в фильме есть неплохая картинка, местами путевые шутки, одиозные персонажи, чересчур гротескные, но для комедийного хоррора самое то - жуткий громила с сварочной маске, психопат-бухгалтер, японский недосамурай с комплексом перфекционизма и так далее. В ролях этих удалых ребят знакомые всё по канадскому кинопрому лица - Джулиан Ричингс из "Всё ради Джексона", Эри Миллен из "Бар. Дубовая комната", и, конечно, Дэвид Кокнер из "Дешевого трепета". В общем, при правильном настрое, фильм вполне способен порадовать, только помните - кровавый контент, буффонада из кишок и истории психопатов здесь в избытке.
Переплетенные
shot from "Entwined"/2019/Minos Nikolakakis/kinopoisk.ruПосле насыщенной картинки предыдущих двух фильмов хочется дать глазам отдохнуть, и греческий фильм ужасов "Переплетенные" отлично с этим справляется - заявленный как фолк-хоррор, он обладает всеми плюшками визуальной стороны этого жанра - много зелени, лесов, травы и других радостей дикой природы, при чем в самом спокойном цветовом решении зеленого спектра.
Что касается сюжета - всё начинается с прибытия молодого мужчины по имени Панос в небольшой посёлок, где он планирует выступать в роли врача. Не сказать, что от посетителей нет отбоя - местные с осторожностью относятся к городскому лекарю, который, как выясняется стал первым официальным врачом поселения. Панос гуляет по лесам и набредает на небольшой домик, в котором встречает прекрасную юную девушку Данаю. Из общения с ней Панос узнает, что Даная страдает редким заболеванием кожи, но отвергая любые блага цивилизации и новшества, девушка отказывается ехать в больницу. Кроме того, выясняется, что Даная живет с отцом, который вскоре появляется на авансцене и Паносу приходится спасаться бегством от седого старика, который совсем не рад гостю.
shot from "Entwined"/2019/Minos Nikolakakis/kinopoisk.ruПаноса неизбывно тянет к Данае, так что он вновь отправляется в лесную хижину, и застаёт Данаю с седовласым стариком, которого она называла отцом за весьма недвусмысленным занятием. Панос схватывается со старцем, сбивает его с ног, и ему приходится доставлять старика в больницу. Ошарашенные горожане принимают нового пациента с опаской - все в городе говорили Паносу, что к лесной избушке лучше не ходить. Панос оставляет старца на попечении медсестер и возвращается к Данае, полный решимости втолкнуть её в объятия цивилизованного мира через этот инцидент - Панос надеется, что девушка даст показания в суде о драке и её причинах, а также согласится на лечение. Однако, Даная предлагает Паносу обед, напиток и ночлег, а проснувшись Панос узнает, что проспал три дня. И в этот день Паносу вновь не удается выбраться из леса - тот будто становится гуще, и молодой врач не находит оставленного на дороге авто и вновь возвращается к Данае.
А притяжение к девушке все растет, и Панос уже не может противиться ему, тем более, что Даная иначе как спасителем Паноса не называет. Она отвечает Паносу взаимностью и просит лишь о том, чтобы он не расспрашивал о таинственной дверце, ключи от которой она носит на шее, и помогал ей следить за очагом, который не должен никогда угаснуть. Очаг не гаснет, а вот Панос чувствует себя всё слабее. Он замечает, что в доме нет зеркал, и каждая попытка выбраться из леса заканчивается провалом. Даная же отказывается сопровождать героя, говоря, что лес защищает его от зла.
shot from "Entwined"/2019/Minos Nikolakakis/kinopoisk.ruФильм построен на весьма глубоких (и грустных) аллегориях, схожих с темами недавнего "Вивариума", но подан как фолк-хоррор, основанный на греческой мифологии. Конечно, мифологические корни здесь есть, и это не только имена главных героев - построение сюжета ощутимо сказочное (и в третий раз пошёл Панос искать выходу из леса, а ветви в этот раз склонились ещё ниже, а заросли стали ещё гуще, и вернулся молодой врач ни с чем). Несмотря на предсказуемость основной линии - концовка вполне легко читается ещё в первой четверти фильма - скучным и заурядным фильм не назовёшь. Это самобытный фолк-хоррор - кому как не грекам громче всего кричать в этом жанре - который отлично увязан с боди-хоррором, при чем не столько в тему кожной болезни героини, сколько в жуткой трансформации Паноса - и это очень интересно вплетенная нить, которая, если захочется за нее потянуть, с готовностью осыплет инсайтами и раздумьями о том, то есть вещи и создания, живущие оп своим законам, и вмешательство в ход таких вещей может
стать губительным для обеих сторон. В исполнении есть некоторая простота, где-то немного не достаёт деталей и более изящных решений, плюс есть претензии к самой концовке, но фильм отлично смотрится и легко может составить конкуренцию современным фолк-хоррорам.
Ещё в Телеужин:
Фильмы ужасов, от которых в восторге критики, но не зрители
Ужасные игры - хорроры, построенные на механике известных игр
Ещё кино - три крепких триллера 2010х в новом "Три пропущенных"
Провал, ещё провал - список ужасных кассовых провалов в истории кино
Десктоп хорроры - что это за фильмы, и чего они хотят
Больше интересных статей здесь: Ужас.
Источник статьи: Свежевыжатые#10. Три отличных свежих хоррора 2020-2021.