Как Астер остановил солнце. 9 фильмов, повлиявших на хоррор "Солнцестояние"

Примерно два года назад режиссер Ари Астер выпустил фильм, о котором говорили буквально все. Конечно, не в малой степени причиной тому стала предыдущая картина режиссера "Реинкарнация" - этот психологический хоррор многие называли лучшим хоррором года, некоторые престижные издания сочли его лучшим фильмом ужасов десятилетия, а слово "слоубернер" стало звучать в каждом третьем анонсе очередного хоррора.

poster to "Midsommar"/2019/Ari Aster/kinopoisk.ru

На ситуацию повлиял и выбранный сеттинг - фильмы ужасов на открытом воздухе, а особенно снятые в лесах и степях получают авансом симпатию от зрителей, утомленных просмотром сцен с беготней по большому дому или урбанистическому пейзажу. "Солнцестояние" пестрило постерами с листвой, цветочными венками и традиционными нарядами - так зритель понял, что его ждёт новый фолк-хоррор, а это событие достаточно редкое. Про этот феномен как раз накануне напомнил Эггерс со своей захваленной критиками "Ведьмой", но то была другая сказка - а тут благодаря мелькнувшим фразам про общину староверцев зритель навострился на нового "Плетеного человека".

Но история опять же другая. И мы посмотрим на нее сквозь призму влияний - Астер делился в ходе разных интервью о картинах-инфлюенсерах, о фильмах, которые вдохновляли и вертелись в голове во время работы над проектом. И, как ни странно, тут нет ни "Плетеного человека" ни "Американского оборотня".

shot from "Midsommar"/2019/Ari Aster/kinopoisk.ru
Соль фолк-хоррора в том, что зритель всегда знает к чему всё идёт. И я не планировал вступать с этим в борьбу. Смысл не в том, чтобы обмануть ожидания, а в том, чтобы соответствовать им путём одновременно неизбежным и в то же время удивляющим.

Что ж, поехали, далее - список картин, непосредственно или косвенно повлиявших на "Солнцестояние".

Современный роман

shot from "Modern Romance"/1981/Albert Brooks/kinopoisk.ru

"Современный роман" - это очень ламповый и уютный фильм начала 80-х, который написал, снял и исполнил главную роль Альберт Брукс, которого вы, вероятно, знаете по ролям в фильмах "Таксист" и "Драйв". История отношений запутавшегося в жизни киномонтажера, который вроде бы и хочет поменять что-то в жизни, и даже объявляет своей пассии о разрыве, но скоро понимает, что не находит себе места, и начинает атаковать девушку предложениями встретиться и всё обсудить. И в этом фильме нет ни венков, ни ритуальных самоубийств, ни поджигания сараев.

Астер рассказал, что идея "Солнцестояния" пришла к нему, когда он хотел делать нечто "свое" - в этот период режиссер переживал разрыв отношений, и поэтому он хотел сделать фильм о разрыве.

Фильмы о разрыве отношений были особенно интересной для меня темой. И я действительно хотел взять за основу модель молодежного ром-кома. Я всегда любил такие фильмы, как "Бестолковые", хотя "Солнцестояние" никак не связано с этим фильмом. Но королем фильмов о прекращении отношений для меня всегда оставался "Современный роман" Брукса.
shot from "Midsommar"/2019/Ari Aster/kinopoisk.ru

Взять конструкцию расставания и поместить её в "поле" фолк-хоррора - вот было основной задачей.

Но вернемся к ром-комам. В таких фильмах всегда есть героиня, которая застряла в отношениях "не с тем парнем", и всегда есть "верный" парень, которого героиня в упор не видит. В случае с "Солнцестоянием" "правильный" парень это Джош. В финале таких фильмов героиня осознает ситуацию, и сжигает обувную коробку, полную воспоминаний в бочке на заднем дворе (аллюзия ясна?).

Догвилль

shot from "Dogville"/2003/Lars von Trier/kinopoisk.ru

Ну вы знаете "Догвилль". Надеюсь. В ином случае, пролистайте этот абзац, потому что здесь будет спойлер. В этот фильме Ларс Фон Триер не просто изрядно изголился с манерой подачи - фильм напоминает театральную постановку с единственным местом действия, представляющим собой павильон с расчерченными границами домов, так что мы постоянно видим, что происходит в каждом доме - "Догвилль" получился одной из самых душещипательных картин о мести, которые видели свет.

Героиня Николь Кидман в "Догвилле" не похожа на главную героиню "Солнцестояния" Дани - она не приезжает в городок Догвилль сломленной, она лишь прячется от гангстеров, и будучи дочерью богатого отца, снисходит до простой жизни, ища в людях затерянного в горах городишки доброту, душевный покой и убежище. Однако, за убежище приходится дорого платить, и пока героиня Кидман берётся за работу, местные хотят всё больше, пока не доходят до прямого распоряжения и обладания несчастной девушкой. Для них всё заканчивается плохо, как впрочем и для протагонистки - её поиски добрых и светлых людей заканчиваются полным ожесточением. В случае с Дани всё иначе, однако, её разочарование в бойфренде, друзьях и современном обществе, где никто не разделил её боль утраты, также зреет на протяжении всей картины, чтобы закончиться грандиозным празднеством, на котором она становится королевой.

shot from "Dogville"/2003/Lars von Trier/kinopoisk.ru

Астер признался, что не думал о "Догвилле" и не пересматривал картину во время работы над своим фолк-хоррором, однако позже нашёл очевидную связь.

Я не видел связи до недавнего времени, когда стал писать заметку о "Догвилле". В своё время фильм буквально поразил меня.

Обратите внимание: Призраки дома на холме — качественный "недохоррор"!.

Это трёхчасовой фильм, который на протяжении 2 часов 45 минут объясняет и оправдывает жутчайшую сцену расправы над населением целого городка. И то, что Триер делает здесь с катарсисом - именно такого эффекта я пытался достичь в "Солнцестоянии".
shot from "Dogville"/2003/Lars von Trier/kinopoisk.ru

Сцены из супружеской жизни

shot from "Scener ur ett äktenskap"/1973/Ingmar Bergman/kinopoisk.ru

Ари Астер ни раз признавался, что Бергман является для него одной из самых важных персон в мировом кинематографе. Фильмография Ингмара Бергмана разнообразна, и в ней присутствуют картины практически на любые темы, что позволяет заподозрить некоторые отсылки к "Седьмой печати", например. Однако, тут Астер тоже удивляет выбранным фильмом.

Честно сказать, я больше думал о Бергмане, когда работал над "Реинкарнацией", чем в период работы над "Солнцестоянием". Но "Сцены из супружеской жизни" - Бергмановский мини-сериал о медленном разложении отношений - точно были у меня на уме. Тут нечего добавить - это мощнейший фильм о прекращении длительных отношений, и диалоги здесь, пожалуй, самые лучшие, какие можно увидеть в кино.

Мини-сериал 1973 года с Лив Ульман и Эрландом Юзефсоном, которые исполнили роли взрослых уже супругов, пришедших на грань разрыва, действительно выжимает из темы разрыва всё и даже чуть больше.

shot from "Midsommar"/2019/Ari Aster/kinopoisk.ru

Цвет граната/Тени забытых предков

кадр из х/ф "Цвет граната"/1968/Сергей Параджанов/armmuseum.ru

Несмотря на совершенно непохожую тематику, советские фильмы 60-х от маэстро Параджанова сыграли очень большую роль при создании нашумевшего фолк-хоррора. Астер попросил художника по декорациям Хенрика Свенссона посмотреть две названные выше картины Параджанова прямо перед началом двухмесячного строительства декораций отдаленной шведской деревушки. Астер поставил задачу создать нечто целостное и простое, но при этом "легковоспламеняющееся".

Черный нарцисс/Сказки Гофмана

shot from "Black Narcissus"/1947/Michael Powell, Emeric Pressburger/kinopoisk.ru

Но для визуальной части картины ленты Параджанова не стали единственным источником вдохновения - когда речь зашла о цветовой палитре, Ари Астер обратился к другим классикам - Майклу Пауэллу и Эмерику Прессбургеру. А если учесть, что эти картины были выпущены в цвете по технологии "Техниколор", то стоит упомянуть и ещё две фамилии - Калмус и Комсток были людьми, впервые предложившими тонировать пленки, что давало на выходе совершенно незабываемый и порой триповый эффект.

shot from "Midsommar"/2019/Ari Aster/kinopoisk.ru
Мы действительно пытались добиться того самого трёхплёночного эффекта, сделать картинку похожей на фильмы, выходившие в техниколоре. Вместе с оператором Павлом Погоржельским мы пересмотрели "Черный нарцисс" и "Сказки Гофмана" и вновь удивлись возможностям, открывшимся благодаря технологии "техниколор". Идея была не в том, чтобы сделать картинку точь-в-точь, как в фильмах с этой технологией, а в том, чтобы цвета в фильме были похожи на просмотр фильма в техниколоре с чуть прикрытыми глазами.

Песни со второго этажа

shot from "Sånger från andra våningen"/2000/Roy Andersson/kinopoisk.ru

Ингмар Бергман оказался не единственным шведским режиссером в списке инфлюенсеров "Солнцестояния". Рой Андерсон - уникальный режиссер, редко выпускающий фильмы, каждый из которых является событием, равно как и каждый из которых является мозаикой будто отдельно снятых на заказ сцен, которые работают вкупе. Андерсон работает без сценария и без графика, у него своя студия, свой павильон и свои подмостки. И Андерсон тратит на каждую сцену, на выстраивание каждой сцены огромное количество времени. В этом Астер пытается подражать автору знаменитой абсурдистской картины "Песни со второго этажа".

shot from "Midsommar"/2019/Ari Aster/film.ru
Рой Андерсон действительно важная для меня фигура. Я посмотрел его "Песни со второго этажа", когда фильм вышел в 2001 году, в кинотеатре, и картина изменила мою жизнь. Когда-то я снимал короткометражку, в которой пытался "делать, как Рой Андерсон", но ты не можешь делать так, как делает он. Я думаю, он тратит месяцы на построение декораций для каждой сцены.

Спасти зеленую планету

shot from "Save the Green Planet"/2003/Jang Joon-hwan/kinopoisk.ru

Если говорить о многослойности фолк-хоррора Астера, о неоднозначности жанровой принадлежности, то нельзя упомянуть о симпатии Астера к современным фильмам из Южной Кореи. Несмотря на то, что упоминание того же "Сочувствия госпоже месть" кажется куда более уместным, Астер выбирает из всей волны фильм "Спасти зеленую планету", не забыв упомянуть имена Пон Джун-хо и Ли Чхан-дон.

shot from "Midsommar"/2019/Ari Aster/film.r
Мне нравится, как кинематографисты из Южной Кореи жонглируют разными приемами и жанрами. Фильм начинается с того, как герой похищает богатого фармацевта, будучи уверенным что тот - инопланетный вторженец, а дальше становится всё страннее и страннее. Это был важный фильм для меня.

Наш разбор подошёл к концу. Надеюсь, было интересно. Подписывайтесь, впереди много интересных рубрик, подборок и обзоров.

Больше интересных статей здесь: Ужас.

Источник статьи: Как Астер остановил солнце. 9 фильмов, повлиявших на хоррор "Солнцестояние".



Закрыть ☒