Генри Форд не был первым, кто создал сборочную линию, но его движущаяся сборочная линия была, пожалуй, самым успешным и запоминающимся его применением.
Построив свою версию автомобиля в 1896 году, Форд перенес мастерские сначала на Мак-авеню, а затем на Пикетт-авеню в Детройте.
Эти первые два завода располагались в небольших корпусах, где было организовано довольно ограниченное производство автомобилей. Только в 1913 году третий завод Форда в Хайленд-Парке начал массовое производство в действительно больших масштабах.
Как видно на этих редких фотографиях, Форд использовал конвейерную технику на всех этапах производства автомобилей. В результате повышение производительности и снижение цен побудили производителей из других отраслей использовать инновационные методы производства Ford.
В 1907 году Генри Форд объявил о своей цели для Ford Motor Company: создать «автомобиль для масс».
Инженеры Ford сделали первый шаг к этой цели, спроектировав модель T, простую, прочную машину, которая не предлагала никаких заводских опций, даже выбора цвета.
Модель T была построена так, чтобы быть надежной на неровных американских проселочных дорогах того периода, экономичной в эксплуатации и простой в обслуживании и ремонте. Впервые он был выпущен на рынок в 1908 году, и было построено более 15 миллионов автомобилей, прежде чем он был снят с производства в 1927 году.
С самого начала Model T была дешевле большинства других автомобилей, но все же была недоступна для «большинства».
Форд понял, что ему нужен более эффективный способ производства автомобиля, чтобы снизить цену. Он и его команда посмотрели на другие отрасли и нашли четыре принципа, которые помогут им достичь своей цели: взаимозаменяемость деталей, непрерывный поток, разделение труда и сокращение ненужных усилий.
Использование взаимозаменяемых частей означало, что отдельные части автомобиля должны были каждый раз быть одинаковыми. Таким образом, любой клапан подходит к любому двигателю, любой руль подходит к любому шасси.
Это означало, что на заводе, на котором производились детали, должно было быть установлено лучшее и более дорогое оборудование. Но как только машины были настроены, ими мог управлять низкоквалифицированный рабочий, заменивший квалифицированного мастера, который ранее изготавливал детали вручную.
Для улучшения потока работы необходимо было организовать его так, чтобы после завершения одной задачи начиналась другая с минимальным временем настройки. Форд был вдохновлен чикагскими мясокомбинатами и конвейерной лентой зернового завода, которую он видел.
Форд разделил работу, разбив сборку модели Т на 84 отдельных этапа.
Каждый рабочий был обучен делать только один из этих шагов. Форд призвал Фредерика Тейлора, создателя «научного менеджмента», провести исследования времени и движения, чтобы определить точную скорость, с которой должна выполняться работа, и точные движения, которые рабочие должны использовать для выполнения своих задач.
Техника сборки Форда состояла из двух основных элементов: конвейерной системы и ограничения каждого рабочего выполнением одной повторяющейся задачи.
В результате автомобили Форда сходили с конвейера с трехминутными интервалами, намного быстрее, чем предыдущие методы, что сократило время производства с 12 часов до 93 минут к 1914 году с меньшими затратами труда.
В 1914 году Форд произвел больше автомобилей, чем все остальные производители вместе взятые. Модель T имела огромный коммерческий успех, и когда Ford выпустил свой 10-миллионный автомобиль, половина всех автомобилей в мире были Ford.
Автомобили Ford были настолько успешными, что компания не покупала рекламу в период с 1917 по 1923 год.
Всего было произведено более 15 миллионов моделей T, что составляло от 9 000 до 10 000 автомобилей в день в 1925 году, или 2 миллиона в год, больше, чем у любой другой модели того времени, по цене всего 260 долларов (4017 долларов в день).
У Форда была и другая идея, довольно оригинальная для того времени: фабричные рабочие также должны иметь возможность покупать то, что они производят. В 1914 году заработная плата рабочих Форда была поднята до 5 долларов в день, и вскоре стало очевидно, что Форд тоже здесь, многие сотрудники начали покупать модель Т.
Другие промышленники и профессионалы называли Форда «предателем своего класса», но он твердо верил, что хорошо оплачиваемые рабочие будут мириться со скучной работой и будут лояльны.
Генри Форд не только повысил заработную плату своим работникам, но и сократил рабочие смены на один час и повысил заработную плату.
Сократив смену, Форд смог создать третью смену и нанять больше рабочих. Теперь Ford Motor Company работала круглосуточно.
За шагом Форда последовали другие компании, и он изменил мир бизнеса и производства по всей стране, поскольку рабочие начали искать работу с более высокой заработной платой и более коротким рабочим днем.
Успех Форда вдохновил подражателей и конкуренцию, но его лидерство оставалось неоспоримым, пока он не потерял его в середине 1920-х годов, отказавшись признать, что модель Т устарела.
Появились более роскошные и стильные автомобили по ценам ненамного выше Model T, и они стали более доступными для малообеспеченных покупателей благодаря растущему рынку подержанных автомобилей.
Больше интересных статей здесь: История.