Если 18 век можно назвать романтической эпохой мореплавания, то адмирала Петера Торденшельда можно назвать истинным воплощением морского героизма и отваги того времени. Он был настоящим смельчаком, сочетанием отважного воина и джентльмена, чьи подвиги во время службы в Королевском датско-норвежском флоте превратили его в скандинавское подобие адмирала Нельсона.
Будущий Торденшельд, урожденный Петер Янсен Вессель, родился в 1690 году в богатой купеческой семье в Тронхейме, Норвегия. Он был 14 из 18 детей в благополучной семье и в молодости считался неугомонным хулиганом. Понимая, что в рамках своей карьеры в родительском гнезде ловить было нечего, он в конце концов сбежал в море в надежде стать офицером датского флота. Дания и Норвегия находились в союзе с 1524 г с явным преобладанием датского влияния.
В это время норвежские авантюристы часто присоединялись к датским вооруженным силам, поскольку это рассматривалось как возможность прибыльной карьеры. Однако здесь Вессель потерпел неудачу. В молодом возрасте он был отвергнут военно-морскими вербовщиками. Чтобы сводить концы с концами, Вессель начал служить на торговых судах, плававших в Гвинею и Карибское море. В 1710 году Весселю наконец удалось стать кадетом. И хотя ему было всего 20 лет, он уже считался опытным моряком. В течение следующих десяти лет Вессель добился серьезных успехов на службе, хотя во многом благодаря безрассудному мужеству, невероятному везению и воинской доблести.
Весной 1711 года он был заместителем командира фрегата «Постильон», а в июле того же года стал вторым лейтенантом. Менее чем через год, в 1712 г., Вессель командовал собственным 18-пушечным гребным фрегатом «Левандалс Галлей».
В то время датчане были вовлечены в Северную войну, в ходе которой коалиция России, Дании-Норвегии и Саксонии-Польши бросила вызов власти Швеции в Балтийском море. В ходе боев капитан-лейтенант Вессель делал все, чтобы побеспокоить шведский флот, постоянно нападая на транспортные и торговые суда, смело вторгаясь во фьорды. Постепенно за ним утвердилась слава удачливого и неуловимого морского рейдера, а в команду буквально выстроилась очередь из моряков - ходили слухи, что ребята под его командованием просто купаются в денежных призах. Вессель успешно охотился за торговцами и кораблями снабжения, и в то же время ему всегда удавалось избегать встречи с серьезным противником. В конце концов, шведы обвинили его в 3000 ригсдаллеров, что только сделало его известным и укрепило его репутацию.
Конечно, при таких успехах не обошлось без плохих парней. Завистники начали распускать слухи, что пока остальные несут тяжелую, опасную службу, этот норвежский выскочка постоянно плавает в глуши и даже гребет деньги лопатой. Однако все последующие расследования по этому делу выявили полную несостоятельность утверждений.
В то же время Вессель был импульсивным человеком, никогда не задумывавшимся о последствиях своих действий, что нередко вызывало недовольство начальства. Так в 1713 году он начал донимать губернатора Гётеборга оскорбительными письмами, в которых высмеивал шведов, обвиняя их в том, что они умеют только нападать на торговые суда и что боевые действия настоящего боевого корабля худы. Тогда он смело призвал шведского наместника, чтобы тот прислал за ним корабль, ибо он слышал, что на его голову наложена награда, и привык с комфортом прибывать на место расчета. В результате разгневанный губернатор написал жалобу старшему генералу в Норвегии, который тут же передал клевету королю Дании Фридриху IV. Весселю было сделано царское предложение — сражаться, сражаться, но больше не обижать врага недостойными словами. Правда.
26 июля 1715 года близ Линдеснеса (Норвегия) Вессель под голландским флагом (это был фактически единственный имевшийся в то время способ маскировки) обнаружил фрегат Olbing Galley. Оснащенный Англией фрегат предназначался для шведов и сейчас находится под командованием английского капитана Бактмана под флагом Св. Джордж, направился в Гетеборг. К сближению оба корабля подняли свои истинные штандарты и открыли огонь. Здесь Вессель в лице английского капитана встретил достойного противника. Бой длился весь день и ночь - более 14 часов. К утру Вессель получил серьезные ранения и исчерпал все свои боеприпасы. Битва, которая не вышла победоносной, стоила датчанам 7 убитых и 21 раненого.
Однако Вессель не собирался так просто отпускать врага — ведь дерзкий норвежец отправил неприятельскому кораблю перемирие с предложением сдаться. А когда в просьбе было отказано, он поблагодарил британского капитана за безупречный поединок и попросил одолжить или продать боеприпасы, чтобы противники все же могли закончить бой. Бактман благоразумно отказался, но два корабля сошлись в открытом море, и экипажи поприветствовали и выпили за их здоровье. Бактманн пожелал Весселю счастливого пути и отправился к месту назначения.
Когда датское высшее командование узнало о «джентльменской борьбе», Вессель предстал перед военным судом по подозрению в неоправданном риске. Однако на суде Вессель защищался храбро и хладнокровно, обвинив все адмиралтейство в неспособности вести современную войну, чем снискал благосклонность датского короля Фридриха IV. По итогам разбирательства дело было закрыто, а Весселю было присвоено звание капитана.
На протяжении 1715 года Вессель оставался чумой шведов. Он разбил небольшой шведский флот при Каттегате и захватил фрегат, известный как «Белый орел», который сделал своим флагманом. 8 августа 1715 года он снова отличился при Рейгене, где сражался с другим шведским отрядом. Несмотря на гораздо меньшее количество орудий, Вессель, благодаря своему мужеству, смекалке и мастерству, сумел заставить неприятельские корабли обратиться в бегство.
За военную службу 24 февраля 1716 года Вессель был посвящен в рыцари королем Дании Фридрихом IV, и ему было разрешено принять имя «Торденшельд» («Щит молнии») вместо своего предыдущего имени. А было ему тогда 25.
8 июля 1716 года Петер Торденшельд всего с шестью кораблями одержал величайшую победу в битве при Динекилене. Датско-норвежская флотилия нанесла поражение шведам, выстроившим свои корабли и другие корабли в оборонительный строй, и разрушила небольшой форт на острове, вооруженный несколькими орудиями. Вслед за флагом самого большого корабля Швеции «Стенбок» (Stenbock) легкие корабли выбросило на берег и было брошено экипажами. За эту победу Торденшельд получил национальное признание, был произведен в командиры и получил командование эскадрой Каттегат.
После Дюнекилена карьера Торденшельда пошла вверх. 19 декабря 1718 года до него дошли слухи, что Карл XII погиб во время осады Фредериксхальда. Когда слух подтвердился, он немедленно отправился в Копенгаген, где передал сообщение Фридриху IV. Король был настолько доволен этой новостью, что немедленно произвел Торденшельда в контр-адмиралы.
В 1719 году адмирал Торденшельд заблокировал и нанес сокрушительное поражение шведскому флоту у Гётеборга у Марстранда. Существует история, что после разгрома флота Торденшельд побудил гарнизон шведской цитадели сдаться. Адмирал вывел датские войска на рыночную площадь и вел их по кругу в пределах видимости противника, создавая впечатление, что осаждающих было больше, чем было на самом деле. Так или иначе, но в награду за очередной успех Торденшельд снова получил звание вице-адмирала.
Карьера одного из самых талантливых адмиралов датского флота оборвалась довольно внезапно. В 1720 году во время поездки в Ганновер порывистый Торденшельд обвинил некоего полковника Якоба Акселя фон Гольштейна в карточном мошенничестве. Спор перерос в драку, в которой Торденшельд ударил противника ножнами. Ответом был вызов на дуэль.
Поскольку вызов пришел из Гольштейна, Торншельд решил, что дуэль будет на пистолетах, которыми он блестяще владел. Однако Гольштейн устроил все так, чтобы дуэль велась белым оружием. С этой целью он убедил человека, который держал в руках ружья, что дело решено полюбовно и нет необходимости являться на место для удовлетворения. Кроме того, Гольштейн распустил слух, что он боялся боя и якобы покинул город.
По правилам поединков, в случае отсутствия соперника, победу автоматически присуждал Торденшельд. Поэтому адмирал, уверенный в успехе, прибыл в назначенное место, имея при себе из своего оружия лишь легкую переднюю рапиру. Каково же было его удивление, когда он увидел голштейнов с тяжелым палашом (т н. «каролингский меч», karolinerverge) на месте боя. Поскольку пистолетов под рукой не было, противникам приходилось сражаться холодным оружием. Отразив первую атаку, Гольштейн двумя ударами отправил Торденшельда к предкам. Тело адмирала было доставлено в Копенгаген, где было без церемоний погребено по вине военачальников его ранга, так как дуэли в Дании были запрещены.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Парадная шпага (dress sword) и нечто похожее на тяжёлый палаш.