1879. Империя трещит по швам. Восстания и бандиты

Чиновники на побегушках у криминальных авторитетов, война всех со всеми - такова была вьетнамская реальность конца XIX века

В 1873 году авантюрная попытка капитан-лейтенанта французского флота Фрэнсиса Гарнье (по совместительству – всемирно известного географа) ничтожными силами включить в колониальные владения Французской Республики Северный Вьетнам (Тонкин) едва не завершилась триумфом. Увы, в бою с «имперскими бандитами» Лю Юнфу Гарнье и четверо его товарищей погибли, и за их головы имперское правительство в Хюэ выплатило убийцам большую награду. Разбросанные по всему Тонкину французские гарнизоны пришлось экстренно эвакуировать, но Париж все же умудрился обернуть эту историю себе на пользу. По заключенному в 1874 году Полем Филастром договору с имперскими властями в Хюэ, французы получили право открыть два консульства – в Хайфоне и Ханое. В обмен Вьетнамская империя получила пять паровых судов и несколько тысяч французских «табатьерок» - дульнозарядных винтовок, переделанных для заряжания с казенной части. По сравнению с вооружением большинства вьетнамских солдат это был большой прогресс, но даже те образцы, которые поставлял в Китай знакомый нам по предыдущим публикациям «торговец смертью» Жан Дюпуи, превосходили «табатьерки» по всем параметрам.

Поль Филастр

Ханойское консульство возглавил капитан-лейтенант французского флота граф де Кергарадек, оказавшийся человеком весьма деятельным, хотя и не таким безрассудным, как Гарнье. Он намеревался открыть торговлю и водный путь из дельты к верховьям Красной реки. После своего назначения граф запросил отчеты у торговцев и встретился с Полем Пугинье, апостольским викарием Западного Тонкина. 10 октября 1875 года де Кергарадек доложил колониальным властям Кохинхины (южновьетнамской французской колонии) о шатком положении интересов республики в северном Вьетнаме.

По его мнению, торговле на севере препятствовали имперские вьетнамские чиновники и «Черные флаги». И если чиновники традиционно сами жаждали «договориться», то вторая проблема требовала иных решений.
Французский Индокитай. Числами обозначены годы присоединения колоний.

«Черные Флаги» были бандитами из Южного Китая, официально состоявшими на жалованье у имперского правительства Хюэ. В приграничных равнинных провинциях северного Вьетнама они фактически представляли собой «параллельную» власть, гораздо более реальную, нежели имперская. «Черные флаги» собирали пошлины с торговли, вершили суд и расправу, грабили вьетнамское население, но иногда и защищали его от набегов других бандитов, выступавших под флагами иных цветов (так, "желтые флаги" доминировали в горных районах).

Лю Юнфу (в паланкине) в сопровождении охраны

Убийство Гарнье и разгром его отряда невероятно подняли престиж лидера «черных флагов» Лю Юнфу. Императорским указом всем подчиненным Лю, сыгравшим роль в поражении Гарнье, было пожаловано значительное денежное вознаграждение. Сам главарь получил огромную премию от имперского правительства и чин «заместителя командующего» - что, впрочем никак не сказалось на его обязанностях по отношению ко двору.

«Черным флагам» и прежде многое сходило с рук, а теперь имперские власти официально признавали их заслуги в «подавлении мятежа».

В то же время имперские бюрократы прекрасно сознавали, что набравший силу Лю потенциально опасен: вьетнамская армия ни к черту не годилась, воевать не желала, солдаты разбегались при первом шухере, что и продемонстрировал со всей очевидностью рейд Гарнье. Пожелай Лю обернуть оружие против императора Зык-Тонга, у законных властей не нашлось бы достаточно веских контраргументов. Требовалось срочно нейтрализовать эту вольницу.

Сигнальный флажок и рупор "черных флагов", хранящиеся в парижском Доме Инвалидов

Как раз в это время активность начали проявлять «желтые флаги» Паня Лунси. Это тоже были бандиты, пришедшие во Вьетнам из Китая, но, в отличие от своих коллег с черными знаменами, "желтые" были настроены к имперским властям враждебно.

Паня Лунси активно поддерживали жители горных селений, традиционно конфликтовавшие как с государством, так и со своими «равнинными» соплеменниками.

Они давали «желтофлажникам» людей и укрытие, а провиант и деньги те добывали себе сами, грабя деревни в долинах рек, а иногда нападая и на города. Чтобы нейтрализовать «чернофлажников», ничего лучше борьбы с "желтыми флагами" нельзя было и придумать: войско Лю Юнфу получило приказ в кратчайший срок подчинить или уничтожить «желтых».

Вьетнамские власти рассматривали возможность запросить поддержки у китайцев и даже у французов, чтобы усмирить Паня Лунси. Тем временем, «желтые флаги» спровоцировали небольшое восстание в Каобанге, где жители горных деревень заблокировали поставки соли и риса в пограничные районы Гуанси. Но, когда администрация Каобанга поинтересовалась у столичных чиновников, можно ли принять предлагаемую китайской стороной военную помощь, ей категорически запретили это делать.

Пограничный переход между Вьетнамом и провинцией Гуанси

После нескольких чувствительных поражений Пань Лунси был вынужден отвести войска в пограничные горные районы, и в октябре 1874 года предложил Хюэ свою капитуляцию на почетных условиях, но императорский двор даже не стал отвечать на его письмо. Пань Лунси не стал особо расстраиваться, поскольку в подобное положение его армия попадала не в первый раз.

События радикально ускорились, когда до Хюэ дошли сведения о том, что сбор налогов в провинции Туйен-Куанг, где закрепились «желтые флаги», фактически обнулился. Этого стерпеть было уже никак невозможно. Имперское правительство начало предпринимать радикальные меры.

Во-первых, в нескольких северных провинциях фактически было введено военное управление (прахом пошла административная реформа, проведенная ранее Зык-Тонгом). Во-вторых, вьетнамцы все-таки запросили военную поддержку у северного соседа. В марте 1875 года Китай предоставил воинские контингенты под командованием Ли Янцая и Лю Юнчена.

Лагерь "Черных флагов"

Теперь Паню Лунси было некуда деваться: его войска зажали с четырех сторон. Вынужденные спуститься с гор, «желтые флаги» попали в засаду. Их вождь был повешен и четвертован у стен своей бывшей крепости. Победы удалось добится благодаря союзу между "черными флагами", императорскими войсками Вьетнама и армиями империи Цин. Недолговечному союзу: еще по ходу преследования «желтых флагов» вьетнамские чиновники постоянно жаловались, что «имперские бандиты» не столько думают о разгроме противника, сколько о грабежах мирного населения. Когда с Панем Лунси было покончено, «чернофлажники» и вовсе пустились во все тяжкие.

Поглядев на вьетнамский бардак и откровенную слабость армии южного соседа, китайский генерал Ли Янцай внезапно вспомнил, что шестьсот лет назад во Вьетнаме правила династия Ли.

Обратите внимание: "Hи войны, ни мира". Как Антанта и Германская Империя отреогировали на революцию в России.

А он-то ведь тоже Ли! А раз так, то почему бы не реставрировать династию? И вот уже в северных землях Вьетнама появился новый возмутитель спокойствия и претендент на трон Хюэ, к тому же во главе неплохо вооруженного и многочисленного войска…
"Черные флаги" в бою. Вкладыш к шоколадной плитке

Лю Юнфу борьба с «желтыми флагами» принесла целое состояние. С февраля 1878 года он получал ежемесячное жалованье и припасы непосредственно от правительства в Хюэ. Министерство доходов также поставило на довольствие медной монетой, рисом и солью более 1400 человек из числа его личной охраны. Позже в том же году великий секретариат санкционировал выдачу специального вознаграждения для Лю Юнфу по случаю пятидесятилетия императора.

Между тем, французский консул де Кергарадек внимательно и всесторонне изучал ситуацию в Тонкине. Он встретился с представителями «черных флагов», которых интересовало, не будут ли французы мстить за смерть Гарнье, и не собираются ли «широкоглазые демоны» силой занять Лаокай, а если нет, то, может быть, они купят его у «черных флагов»? Намек означал, что без солидного выкупа китайцы из Лаокая не уйдут, и, соответственно, не уберут своей таможни на речном пути в Юннань. Консул отрицательно ответил на все три вопроса, и, в свою очередь, затребовал гарантий безопасного прохождения французских представителей и торговцев в верховья Красной реки. Бандиты согласились при условии, что охрана французов будет немногочисленной.

Таможенный пост "Черных флагов "

Де Кергарадек и в самом деле совершил ознакомительную поездку по Красной реке, но лишь два года спустя. В ходе этой короткой поездки консул узнал несколько важных вещей.

Во-первых, он смог оценить доходы бандитов от таможенной монополии: получалось никак не меньше 90 тысяч франков в год. Во-вторых, убедился, что жители нагорий враждебны к «чернофлажникам» и властям Хюэ, следовательно, могут считаться потенциальными союзниками.

Французское судно на Красной реке, 1879 г. Вид на Бао-ха.

Получив с курьером (в роли которого выступил местный чиновник) послание от Лю Юнфу с предписаниями относительно надлежащего поведения для иностранных гостей, де Кергарадек сделал вывод о том, что императорская власть в северных провинциях неизмеримо слабее власти имперских бандитов. О самом Лю Юнфу он составил такое мнение: "невежественный, непреклонный и недоверчивый бандит, двадцать лет живущий тем, что насилует горы". При таком раскладе следовал вполне естественный вывод - ослабление «черных флагов» не только устранило бы барьер на пути развития северного Вьетнама, но и обеспечило бы Франции поддержку со стороны притесняемых горцев.

Красная Река, 1879 г.

В конце 1876 г. де Кергардек попытался организовать первую французскую экспедицию с целью разведки природных ресурсов Тонкина. Увы, двое геодезистов доставили совершенно недостоверные сведения – и хорошо еще, что выбрались обратно, поскольку жизнь их неоднократно висела на волоске.

В начале 1878 года началось восстание упоминавшегося выше Ли Янцая. Де Кергардек решил, что это удачный повод наладить сотрудничество с имперским правительством, но вот само правительство было иного мнения. Предложенную французами помощь оно отвергло, и вновь сделало ставку на «черные флаги». Новая «противопартизанская операция» продлится полтора года и наглядно продемонстрирует де Кергарадеку военные возможности Китая и Вьетнама. Как и ранее, в отчетах де Кергарадека о Ли Янцае постоянно подчеркиваются царящие в пограничных землях хаос и недееспособность имперских властей.

Китайские силы при минимальном содействии вьетнамского войска постепенно оттесняли Ли Янцая и его сторонников в провинцию Бакнинь. Едва ли вьетнамцы могли бы справиться с подобной задачей без поддержки извне. Повстанцы, избегая крупных сражений, отходили на юг, безжалостно разоряя лежащие на их пути торговые города. Хорошо вооруженное и организованное войско Ли с помощью такой тактики намеревалось вести затяжную кампанию, но помешала эпидемия, унесшая половину его армии.

Кроки Красной реки, составленные де Кергарадеком
Успешные, особенно поначалу, действия Ли Янцая вызвали целую волну антиправительственных выступлений во Вьетнаме. Так, восстание поднял один из уцелевших командиров "Желтых флагов" Гао Шиэр, бежавший после казни Паня Лунси в Хенгоа. В Туен-Куанге горцы, ранее участвовавшие в восстании "Белых флагов", возобновили набеги на равнинные деревни. В Тай-Нгуене к армии Ли Янцая присоединился полевой командир Лю Чжипин, не так давно присягнувший вместе со своим отрядом династии Нгуен. Там же объявились и начали грабить равнинные деревни банды Ли-Лок и Ли-Тет...

Вьетнамская империя трещала по швам, и такой наблюдательный человек, как де Кергарадек, просто не мог этого не заметить.

На территориях, контролируемых "черными флагами" – формальными союзниками вьетнамского императора – государство присутствовало чисто номинально. Местные чиновники знали, что Хюэ далеко, а бандиты с черными флагами – вот они, рядом, и, в случае проблем, идти придется к бандитам, а не в министерство. К началу 1880-х годов северные провинции Вьетнама де-факто не подчинялись столице, и это сильно беспокоило французов, видевших в такой "самостийности" угрозу их интересам...

Casus Belli в Telegram: https://t.me/CasusBelliZen. Там мы проводим опросы и выкладываем дополнительные материалы.
Подписывайтесь!

#Вьетнам

#19 век

#тонкин

#военная история

#индокитай

#красная река

#колониализм

#франция

#черные флаги

Делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам понравилась.
Не забывайте подписываться в раздел - так вы не пропустите выход нового материала

Даже небольшой донат поможет нам чаще выпускать новые материалы. Ссылка для донатеров:
https://www.tinkoff.ru/cf/5rFGSRNywy6

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: 1879. Империя трещит по швам. Восстания и бандиты.

Система комментирования SigComments