Свобода, ведущая народ. Разбор картины

Эжен Делакруа о славных днях 1830 года.

Французские революционные события оставили заметный вклад в истории изобразительного искусства, но, вероятно, самое сильное произведения в этом ряду - знаменитая картина Эжена Делакруа "Свобода, ведущая народ".

Эжен Делакруа. Свобода, ведущая народ. 1830. Лувр

Итак, представьте, июль 1830 года, король Карл Х проводит летние месяцы в резиденции Сен-Клу, а парижане вовсю строят баррикады. Повсюду звучат выстрелы, на мостовых лежат убитые. На картине мы видим людей разных сословий: представителя буржуазии в сюртуке и цилиндре, рабочего в расстегнутой рубахе и с саблей в руке, уличного мальчишку-подростка с пистолетами (есть мнение, что именно этим героем картины вдохновлялся Гюго, когда создавал образ Гавроша в своем знаменитом романе "Отверженные"). В те дни на улицах Парижа сражались около 8 тысяч человек, которым всячески помогали те, кто сам не мог воевать. Люди восстали против монарха, недовольные его новыми законами.

Свобода, ведущая народ. Фрагмент картины

У восставших не было одного лидера, и Эжен Делакруа предположил, что парижан вела сама Свобода, которую художник представил в образе античной богини. Три дня революции - 26, 27 и 28 июля 1830 года - стали днями славы, горожанам удалось свергнуть короля.

Карл Х вызвал недовольство граждан тем, что решил повернуть вспять колесо времени и почувствовал себя абсолютным монархом на манер Людовика XIV. После свержения Наполеона Бонапарта во Франции правителями вновь стали представители династии Бурбонов. Поначалу дела в стране шли довольно мирно, но в 1830 году вновь избранный парламент показался королю чересчур либеральным и он принял решение править единолично. Но главное недовольство парижан вызвали декреты, принятые королем: отмена ряда гражданских прав, введение цензуры в прессе, роспуск парламента и введение новой системы выборов, гарантировавшей королю послушное народное собрание. Префект Парижа заверил короля, что время для принятия подобных декретов весьма подходящее - летние месяцы, когда члены парламента и другие влиятельные люди разъехались из города и поднять народ на революцию попросту некому. Однако он ошибся. Народ поднялся буквально в одночасье, и войска короля оказались не в состоянии утихомирить восставших. В результате Карл Х был вынужден уступить французский престол своему кузену Луи-Филиппу, герцогу Орлеанскому, снискавшему огромное уважение среди французов.

Свобода, ведущая народ. Фрагмент

Человек в белой рубахе и с подтяжками - вероятно, это работник типографии, возмущенный тем, что согласно новым законам его газета не могла выйти в печать. Согласно новому декрету, все газетные публикации необходимо было предоставить государственному цензору за 8 дней до выхода в печать. Считается, что именно работники прессы были теми, кто бросил первые камни в сторон королевских военных. Обратите внимание на пояс в цветах французского флага, за который заткнут пистолет.

Восставших рабочих на улицах Парижа было больше всего. Писатель Стендаль отметил: "28 июля среди восставших на парижских улицах был один хорошо одетый господин на сто мужчин без носков и пиджаков".

Обратите внимание: Живопись первой половины xix века. Известные художники и их картины.

Но, как это часто бывает, никаких плюшек за участие в революции беднейшие слои населения не получили, хотя и воевали бок о бок с буржуазией.

Свобода, ведущая народ. Фрагмент картины

Сам Делакруа, хоть и находился в те дни в Париже, сам участия в восстании не принимал. Впоследствии он скажет: "Если я не сражался за Родину, то хотя бы буду для неё писать". Художник оставил нам автопортрет - слева, за спиной человека в цилиндре. Писатель Александр Дюма отмечал, что художник поначалу не принимал сторону восставших, но все изменилось, когда французский триколор появился на башне собора Парижской Богоматери. С этим флагом старший брат художника погиб в битве под Фридландом, сражаясь за Наполеона.

Свобода, ведущая народ. Фрагмент

Что за раздетый мужчина на первом плане картины? Революционные события привели на улицы не только рабочих и горожан, восставших против короля, но и массы грабителей и прочих криминальных элементов из парижских низов.

Про оружие у восставших: тремя годами ранее описываемых событий Карл Х распустил традиционную милицию, однако, по каким-то причинам, оружие участники этих войск не сдали, и со временем об этом забыли. Рабочие, естественно, не могли позволить себе покупку дорогостоящего оружия и в июльские дни 1830 года они разграбили арсеналы, а часть вооружения даже изъяли из исторического музея. Те, кому ничего из этого не досталось, просто ждали. пока падет товарищ, чтобы забрать его пистолет или ружье.

Подпись художника и дата создания картины "Свобода, ведущая народ".

Июльская революция ознаменовалась строительством баррикад - чисто французское изобретение. В ход шли бочки (по-французски barriques), наполненные землей, мебель, матрасы, омнибусы с улиц и вообще все, что попадалось под руку. С обратной стороны баррикады строились своего рода ступени, чтобы восставшие в удобный момент могли перейти баррикады и атаковать - подобный эпизод и изображает Делакруа. Традиция баррикад во Франции имела длинную историю. Например, их строили в 1588 году, когда народ также восстал против короля Генриха III.

События картины Делакруа, вероятно, происходят на площади Сен Антуан, сегодня она носит название Площадь Бастилии, где до сих пор возвышается Июльская колонна в память о тех событиях. В 1830 году это место представляло собой пустошь, заваленную мусором.

Июльская колонна. Фото с сайта: parisgid.ru

В искусстве события июльской революции оставили значительный след. На главной французской художественной выставке - Парижском салоне - в 1831 году демонстрировалось более 40 полотен на тему славных дней революции, среди которых была и картина Делакруа. "Свобода, ведущая народ" была куплена самим новым королем Луи-Филиппом за 3000 франков.

Фрагмент картины "Свобода, ведущая народ"

Французский триколор постоянно повторяется в картине Делакруа: флаг в руках Свободы, пояс рабочего и даже в одежде раненого, смотрящего на полуобнаженную женщину, тоже повторяются три цвета. Современный французский флаг появился в ходе Великой Французской революции в 1789 году, но после падения Наполеона новый король из династии Бурбонов отверг его, заменив их белым флагом. В 1830 году парижане вновь выступили под этим флагом, символизировавшим для них свободу и славу Франции.

Если понравилась статья, подписывайтесь на мой сайт! Впереди еще много интересного...

#живопись #картина #искусство #франция 19 век #франция #революция #история франции #изобразительное искусство #художник

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Свобода, ведущая народ. Разбор картины.

Система комментирования SigComments