19 июля 1870 года император Франции Наполеон III объявил войну Пруссии. Он был уверен в легкой победе. И совершил самую большую ошибку в своей жизни.
Напряженность между Францией и Пруссией, стремившейся к объединению под ее эгидой, обострялась на протяжении всей второй половины 1860-х годов. Чтобы спровоцировать политиков с Сены, канцлер Пруссии Отто фон Бисмарк даже дошел до подлога в июле 1870 года.
Эмский кабель и объявление войны
Он опубликовал в печати сильно искаженную версию депеши, присланной ему из Эмса 13 июля 1870 года королем Вильгельмом I Гогенцоллерном.
В нем монарх сообщил, что хочет облегчить конфликт между Берлином и Парижем. Поэтому он решил снять кандидатуру принца Леопольда Гогенцоллерна на вакантный испанский престол. Но текст, появившийся в газетах, был настолько сокращен и искажен, что слова короля выглядели вопиющим оскорблением французов.
19 июля император Наполеон III принял решение объявить войну Пруссии. Это была роковая ошибка, которая стоила ему трона.
Французская армия была совершенно не готова к предстоящему конфликту. Хуже того, Вторая империя оказалась в полной изоляции на дипломатической арене, о чем уже заботился сам Бисмарк.
Вильгельм I Гогенцоллерн и дипломат Франции БенедеттиВсе рассчитывают на быстрое решение
Тем временем Бавария, Саксония и Вюртемберг встали на сторону Пруссии, поддержав балтийскую державу вооруженными силами. Однако время оказалось решающим фактором.
Если бы война между Пруссией и Францией затянулась, перспектива интервенции других держав стала бы более реальной. Это было то, чего оба антагониста хотели избежать.
И Сена, и Шпрее ожидали быстрого военного урегулирования. Вся разница заключалась в том, что только в одном случае эти надежды имели под собой реальные основания.
Ключ к прусской победе
Прусский генеральный штаб во главе с Гельмутом фон Мольтке давно осознавал ключевое значение железной дороги в быстрой переброске мобилизованных частей к линии фронта.
Синергия в виде силы прусской экономики (железнодорожная инфраструктура) и эффективности административного аппарата (логистика и снабжение) определила преимущество Пруссии в предстоящем столкновении со Второй империей, не развившей такого сотрудничества между экономикой, армией и администрацией.
Теоретически у французов была лучшая военная железнодорожная сеть на континенте. Целых две трети линий были двух путными, что значительно улучшило сообщение.
Обратите внимание: Почему китайцев так много?.
Вся проблема, однако, заключалась в том, что «когда началась война, они не были полностью интегрированы в систему управления».До середины июля 1870г. железные дороги в основном находились в ведении гражданских лиц. Был большой хаос, в результате чего возникли проблемы со снабжением войск оружием, продовольствием и обмундированием.
Всего за 19 дней на фронте
В случае с Пруссией ситуация была диаметрально иной. Согласно военным учениям, проведенными в 1867г., прусская армия должна была выйти на боевые позиции на Западном фронте на тридцать второй день от объявления мобилизации.
Год спустя учения, организованные прусским генеральным штабом, показали, что это время сократилось до 24 дней. В 1870 году сотрудники штаба надеялись, что на двадцатый день прусские войска начнут боевые действия на территории Франции.
Фактические результаты оказались даже лучше запланированных. Уже 3 августа 1870 года, то есть всего через 19 дней после объявления мобилизации, на границе с Францией оказалось почти полмиллиона немецких солдат. Между тем у врага было всего 300 000 солдат, готовых к бою.
Катастрофическое поражение Франции
1870 год. Битва при СеданеЗначительное преимущество и сильные противоречия внутри французского офицерского корпуса привели к сокрушительному поражению войск императора Наполеона III. Сам правитель попал в плен 2 сентября 1870 года, после капитуляции 75-тысячной рейнской армии, окруженной в укрепленном лагере близ Седана.
Через два дня во Франции была провозглашена республика, но это мало помогло. На этом война была проиграна, и дорога к воссоединению Германии была открыта для канцлера Отто фон Бисмарка.
Если вам понравилась статья, подписывайтесь, делитесь своими впечатлениями в комментариях.
Читайте:
Краткая биография великого "Железного Канцлера" – Отто фон Бисмарка "Железный канцлер" был рожден 1 апреля 1815 года в Бранденбургском маркграфстве. Все свое детство провел в Померании. С 1851-го года по 1862-ой Отто фон Бисмарк служил дипломатом, а затем после окончания службы его назначили премьер-министром Пруссии. Сам Бисмарк пророча своё будущее писал другу: "Я стану или величайшим негодяем…Капсула времениВчера#история #франко-прусская война #пруссия #франция #19 век
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Франко-прусская война 1870 года. Почему Германия одержала победу.