Как большевики сказки выкинули, а взамен детям ничего не дали

За первые два месяца советской власти большевики выпустили 60 (!) декретов, постановлений, обращений, резолюций, радиограмм, ответов, наказов, манифестов и деклараций.

Старый мир как-то быстро рухнул. И большевикам пришлось оперативно решать ВСЕ вопросы и разруливать ВСЕ проблемы. Кажется, в ноябре
и декабре 1917 года никого не забыли - ни крестьян, ни рабочих,
ни матросов, ни солдат, ни женщин, ни матерей, ни эсеров, ни красных,
ни белых, ни серо-буро-малиновых в крапинку. Перечислять замучалась.

Естественно, остро встал вопрос о беспризорниках. Их снимали с поездов, выкуривали из подвалов и чердаков, вылавливали на вокзалах. Для них создавали школы-интернаты и другие казённые заведения. Им оказывали медицинскую помощь, откармливали, учили, воспитывали трудом, давали профессии и и т.п.

Только одна грань советской жизни осталась за кадром - детская литература, которую сами большевики считали...

ерундой,

на которую не стОит обращать особого внимания. Дореволюционные книжки - богословие, сказки и прочее - были отнесены к вредной литературе. А новую даже не пытались создать.

Большевики потеряли в этом важном вопросе год, пока советская власть не поняла своей ошибки. Ведь вот оно -

наше будущее,

которое когда-то сменит старую гвардию большевиков, которое
поведёт за собой следующее поколение детей, которое воплотит идею всепланетарного единства, равенства и братства!

Но что предложить детям новой формации?

Сказки буржуазного, а значит, враждебного мира?

Отнюдь!

Дети пролетариев должны воспитываться в духе наступивших реалий - читать книжки о рабочих, знать о промышленности, о современных технологиях, о транспорте, о продовольствии, о повседневных вещах,
о возведении зданий, а также о животном мире и окружающей среде.

А сказки - по настоянию Надежды Константиновны Крупской - было предложено изъять из всех публичных библиотек. Кому, как не ей - бездетной жене вождя мирового пролетариата - знать, что хорошо детям, а от чего мальчишек и девчонок следует уберечь.

Действительно! Зачем мальчику из пролетарской семьи грезить
о королевстве, а девочке - о принце? Верить в каких-то фей, магов
и чародеев? Мы всё возьмём в свои руки и сделаем жизнь такой,
как того требует партия. Если захотим, то и реки повернём вспять.

Новому миру нужны новые детские книжки!

- выдвинули лозунг большевики.

И на тот момент существующие писатели и поэты приняли участие в гонке "талант против пропаганды" - кто из них победит. И самые ушлые умные тут же переквалифицировались в пиарщиков детских писателей.

Так как буржуазные сказки были отметены, ставку сделали на тему "Ленин и дети".

Обратите внимание: Как большевики заманивали в ссср доверчивых эмигрантов, чтобы расправиться с ними.

Я говорю о Владимире Бонч-Бруевиче, по книжкам которого мы знакомились с добрым дедушкой Лениным - как он любил детей, какие советы давал и какие заветы завещал (да простят меня за тавтологию).

Интересный исторический персонаж - этот Владимир Бонч-Бруевич, выходец из белорусских поляков.

Как считает писатель, переводчик и искусствовед Платон Обухов:

"Владимир Бонч-Бруевич был неординарной личностью, без которого не был бы возможен ни Октябрьский переворот, ни успешная деятельность Ленина. Именно он был тем серым кардиналом, который стоял за Лениным и непосредственно организовывал всё - механизм Советской власти, расправы с её противниками.  Он стал предтечей Дзержинского, ВЧК и НКВД, вместе с братом создал Красную Армию, которую затем доблестно возглавлял Троцкий,
ведал и внутренней, и внешней политикой страны. Он своими
руками свергал царские памятники и ставил вместо них новые революционные монументы, утверждая Советскую власть на века.
Он ведал советской литературой и искусством, боролся с церковью и священниками, и, почти полностью уничтожив их, курировал систему научного атеизма в СССР..."

Соглашаться или спорить с Обуховым не буду, поскольку нужно перелопатить горы архивных документов, чтобы дать человеку такую категоричную оценку. Но то, что Бонч-Бруевич поставил на правильного "конька", написав книжку "Ленин и дети", однозначно.

Стихи "Крокодил" и позже "Мойдодыр" Корнея Чуковского были забракованы сразу - первые за неправдоподобность, вторые -
за антипролетарское высказывание о "нечистых трубочистах".

Кадры из м/ф "Мойдодыр", режиссёр Иван Иванов-Вано, 1954 г.

Против Чуковского ополчился весь литературный мир. Даже Михаил Зощенко, которого новая власть не жаловала. Впрочем, это будет в далёком 1946-м. А пока писатель - в относительном фаворе у Сталина.

Спор же о том, нужна ли сказка пролетарскому ребёнку, набирал новые обороты.

По мнению партии,

будущий строитель коммунизма должен был твёрдо стоять на земле,
а потому все эти говорящие зверушки, волшебные палочки, непонятно какой политической направленности колдуны и маги изначально чужды советскому ребёнку.

Он сызмальства должен знать, как шьют одежду, как выплавляют сталь
и чугун, из чего делается еда, какие предметы быта пригодятся ему в его взрослой жизни и т.п.

Иногда складывается такое впечатление, что идеология первых советских лет была направлена против детства как такового. То есть ребёнок рождался и сразу же становился строителем, водителем, поваром, портнихой, врачом, учёным, военным. А детство - это так... промежуток времени, который пролетит довольно быстро.

Однако право на детство отстаивал Максим Горький. И самого пролетарского из пролетарских писателей поддержал тогдашний
нарком просвещения Анатолий Луначарский.

- Что ж вы у детей детство-то их забираете? Что такого в том, если в книжке рукомойник заговорит, а простыня немного полетает?

Этот риторический вопрос был задан в 1928 году. Но только в 1933-м сказка победит, а в Стране Советов появится издательство Детгиз, которое возглавит Маршак. Увы, в 1937 году работники ленинградского филиала были репрессированы. Москвичам повезло больше.

Но сказка выжила и тогда

Да, та самая - буржуазная. Где живут принцы и принцессы, короли
и королевичи, злые колдуньи и добрые феи, коты носят сапоги,
а мальчик-с-пальчик побеждает людоеда.

P.S. Пока готовила статью, нашла сайт, где один "доброжелатель" в пух
и прах громит мультфильм "Мойдодыр" - и мальчик испачкан так,
что стал похож на семита; и газета в руках Крокодила-папы выглядит американским флагом; и оттенки одежды крокодилят напоминают цвета германского и израильского флагов. А в конце мультфильма у мальчика, что сидит на руках у Умывальника, промыты не только волосы на голове, но и мозги.

О, боги! Дайте терпения сказке пережить очередную "охоту на ведьм"!

Мои статьи о книжках моего - советского - детства👇

Как большевики сказки выкинули, а взамен детям ничего не далиДетская книжка глазами мадамБелая Орхидея21 августа 2020Как большевики сказки выкинули, а взамен детям ничего не далиДетская книжка и французские коммунистыБелая Орхидея30 августа 2020Как большевики сказки выкинули, а взамен детям ничего не далиО детской книжке и её легендарных авторахБелая Орхидея21 сентября 2020Как большевики сказки выкинули, а взамен детям ничего не далиХудожники по имени Г.А.В.Белая Орхидея9 января 2021

#история советского союза #революция 1917 года #революция в россии #детская литература #интересный факт

Всегда рада читателям, лайкам
и подписке на мой канал - это вдохновляет!

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Как большевики сказки выкинули, а взамен детям ничего не дали.

Система комментирования SigComments