«Пираты xx века»: первый советский боевик

С чего всё началось

История создания самого кассового фильма СССР начинается с инцидента, произошедшего с итальянским сухогрузом в Средиземном море. Судно захватили современные пираты, похитив груз урановой руды, и уничтожив экипаж в полном составе.

Впечатленный тем, что такие злодеяния на море происходят в 20 веке, когда джентльмены удачи в основном ходят посуху, Станислав Говорухин решил снять фильм. Для разработки сценария, он связался с Борисом Дуровым, но к работе приступить сам не смог – «Место встречи» было в самом разгаре производства. Так что за дело взялся Дуров.

кадр из фильма

Съёмки

Естественно, большая часть фильма снималась в Крыму, где очень долго вспоминали съемки, проходившие весьма весело, с еженощным размашистым празднованием удачного съемочного дня.

Первым препятствием для согласования сценария стал уран. Уран пришлось исключить. Опиум тоже не вызвал восторга, и дошло до крика. В ходе бурной дискуссии прозвучала фраза, ставшая своего рода мемом, связанным с фильмом: «по-вашему, пираты пустые бланки партбилетов должны захватить, что ли??». Опиум остался. А вот каратэ велели минимизировать – под угрозой полного запрета фильма.

на съёмках фильма

Минимизировали – да только всё равно смотрели экшен-сцены все взахлеб. Раньше в нашем кино такого не было. Тадеуш Касьянов, исполнивший роль боцмана Матвеича, являлся и постановщиком трюков, а его ученики исполнили роли многих пиратов. И конечно, наиболее ярко проявил себя пират Салех, роль которого играл знаменитый Талгат Нигматуллин.

Нокаут

В сцене, где он нокаутирует героя Еременко, по утверждению последнего, было много вариантов дублей, и каждый раз приходилось падать на пол. Причем, участники съемок вспоминают, что били они по-настоящему. Конечно, это дело любят все, но вряд ли Еременко выдержал бы такое количество ударов кулаком в челюсть в сочетании с весьма заметным по силе ударом о стену. Тем не менее, досталось ему очень серьезно. Примечание: вопреки устоявшемуся благодаря эффекту Манделы мнению, Салех вырубает механика вовсе не ударом ноги, а восходящим аге цуки, то есть апперкотом; после удара ногой Еременко с усилием бросается на него, и попадает на встречный снизу вверх.

на съёмках фильма

Дубль. Ещё дубль

Так же претерпела немало боли Наталья Харахорина, которую Нигматуллину пришлось бить палкой по спине практически во всю силу, после многих совсем неубедительных дублей. После съемочного дня актер долго утешал ее и извинялся, что пришлось причинить ей такие страдания. Тогда же он рассказал ей своей нелегкой жизни в детстве и юности, о чем позже актриса неоднократно вспоминала.

На воде

Также широко известна история, что Еременко едва не погиб, неудачно спрыгнув со скалы практически под винт корабля – но она давно опровергнута оператором фильма Александром Рыбиным, который рассказывал, что актеры сами это выдумали для популяризации.

Обратите внимание: Современные пираты в кинематографе: подборка фильмов о морских разбойниках.

На самом деле при каждом прыжке актера подбирали два водолаза, а судно всегда шло по инерции, с неработающим винтом. И тут настоящее мастерство проявил капитан «Адмирала Лунина» - судна, исполнявшего роль пиратского Mercury, проходя практически впритирку к скалам.

на съёмках фильма

Результат

И все же в фильме порядочно нехарактерного для советского кино насилия – сцена абордажа якорями, убийство топором радиста, порка пленниц. Кроме того, атрибуты загнивающего Запада. Естественно, есть легенда о том, что фильм в прокат запустил лично Брежнев – насколько ей верить, трудно сказать, иногда кажется, что все фильмы СССР он лично разрешил. Критики, конечно, изощренно проклинали фильм и Еременко персонально, но зритель был иного мнения – такого хита не было никогда. Даже Олимпиада и смерть Высоцкого в 1980 году не повлияли на прокат и бешеную популярность картины. Зрителей постоянно были полные залы, и многие ходили подряд несколько раз.

Личное

Я и сам впервые посмотрел его в кинотеатре, почему-то меня на него повела мать. Трудно даже сказать, какой шел год, возможно, 88-89, но остался я под впечатлением, сравнимым с любым западным боевиком.

на съёмках фильма

И сейчас фильм вполне смотрится. Ну да, теперь явно видно, как пираты тщательно прислоняют ботинки к телу Вельяминова, как аккуратно касается подошвой живота Касьянова полуголый злодей. Ну и что? Зато это фильм про «мужиков, которые дали отпор сами» - ровно как и договаривались снять Говорухин и Дуров. И советских моряков, крепость духа которых хорошо известна всему миру, показали хорошо, правда, для соблюдения достоверности немного струсил герой Мартиросяна, искупив, как положено, кровью. Тут уж, как в песне, так и в кино, и в жизни: кто из нас ровесники, кто герой, кто *** ["человек московской области" - прим.ред.]

Фильм я смотрел вчера. И единственное, что сейчас смотрится явно неудачно – это домогательства пирата Ноя к туземке. Коли уж пираты тусуются на этом острове, всех тамошних девушек они давно и безнадежно обратили бы в рабынь совершенно определенного назначения. А в остальном – первый советский боевик вышел очень недурным. И очень хорошо, что планы Еременко и Касьянова снять в нулевых вторую часть остались только планами. Легенды два раза не бывает. Хотя… но тут мы снова отвлечемся на много-много слов, так что рассудим на тему успешных сиквелов в другой раз.

Автор: Джон Дейкер
Редактор: Марсель Македонский

#пираты 20 века #николай еременко #боевик #советское кино #фильмы ссср

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: «Пираты xx века»: первый советский боевик.

Система комментирования SigComments