Зачем запрягали женщин

Посмотреть на Федосью сбежалась вся округа: такие события в Богородском видали нечасто. Степан Мякотин, приехав с ярмарки, прознал, что супруга была любезна с другим. Получив признание, не успокоился. И, чтобы «научить» жену, запряг её в сани. Так поступали и до него, так делали и позже.

полотно Н.Касаткина "Кто?"

Чаще всего запрягали рядом с лошадью – одной женщине не сдвинуть с места телегу или сани. Ни родственники, ни односельчане, в такое дело не вмешивались: если замарала своё имя, значит должна отвечать. Даже родителей не подпускали близко. А они и не спешили на помощь – наоборот, всячески винились перед зятем. Часто считали, что неправильные поступки взрослого – результат неверного воспитания.

Это называли «сором» - или стыд. Честная женщина даже подумать не должна была, чтобы поступить, как Федосья. И на то был направлен весь патриархальный уклад жизни.

«Знатные женщины находятся под строгим надзором, они принимают посещения единственно от ближайших родственников, и только по особому благоволению муж выводит к гостям жену», - записал француз Жак Маржерет, более десятка лет проживший на Руси и составивший в 1607 году ценный для историков труд: «Состояние Российской державы и Великого княжества Московского».
полотно Р.Редргрейва

Делами семейными занималась церковь. За нарушение обетов полагались епитимьи или мог последовать развод. Но чаще такие вопросы решали сами, внутри рода. Традиции были куда сильнее законов. И то, что происходило в селе Богородское в начале восемнадцатого века, бытовало ещё и столетие спустя. Максим Горький описал, как в деревне Кандыбовке, в 1891 году, муж запрягал в телегу свою оступившуюся жену.

Народная традиция воспевала добрую супругу – послушную мужу, уважительно относящуюся к его родителям, заботливую с детьми и, непременно, работящую. Она не тратит время попусту, всегда занята, и не старается выделить лишний часок на разговоры с соседками. Кстати, эту особенность – вести долгие беседы – всячески порицали в сказаниях и повестях. А в поучении к сыновьям, отцы нередко отмечали: «Не сказывати жене правды ни в чём».

Обратите внимание: Зачем Наполеон полез в Египет?.

Дескать, разнесёт потом по соседкам. А там, где беседы и праздность – там и до «сорома» недалеко.

Учить за проступки разрешал и Домострой. Про телегу там, конечно, ни слова, но написанное не всегда соотносилось с обычаем. В Малороссии, например, могли просто надеть на шею хомут. Иногда это был самодельный хомут, из соломы, испачканной сажей – чтобы подчеркнуть неблаговидность поступка. В таких случаях к телеге не припрягали, но могли провести по селу, под смешки и выкрики всей округи.

полотно Ф.Сычкова

К замужним было принято относиться строже. Если совершался проступок, то вину однозначно перекладывали на женщину. Известен случай в Ярославской губернии в XIX веке, когда жена одного из братьев предпочла другого. Как описывают этнографы, всё негодование обрушилось на супругу: «Брат не виноват, - говорил муж, - женщина всякого может увлечь».

А впрягать в телегу продолжали и в двадцатом столетии, в Алтайском крае. Исследователь русской старины, Наталья Пушкарёва, указывала, что лошадь при этом могли пустить вскачь, и тогда поспеть за ней было очень непросто. Художник Александр Бучкури в 1936 году написал об этом картину "Вывод".

Любопытно, что историки не находят подобных примеров ранее шестнадцатого века. Вполне возможно, что такая традиция сложилась и закрепилась именно в то время, и продержалась почти триста лет. Есть версия, что связано это могло быть с общим закрепощением – с развитием крепостного права. Когда один человек мог принадлежать другому, в целом менялась сама логика отношений между людьми. Не равные – а непременно зависящие друг от друга.

фрагмент полотна А.Бучкури "Вывод"

А вот в Хорватии запрягать женщин было обычаем Пепельной среды – и никто не считал это чем-то из ряда вон выходящим. Наоборот, это был символичный жест-оберег для всего села. Впрягались в плуг втроем или вчетвером, и с песнями и смехом везли его по каждой улице, а потом проходили вокруг села, образуя замкнутое кольцо. Такую же традицию соблюдали в Словении и в некоторых белорусских сёлах.

Интересно, что поляки поступали так же, как в России – могли надеть хомут на шею той жене, про которую стало «известно недоброе». В сани или телегу не впрягали, но жест считался говорящим. Не нужно было никому и ничего объяснять, потому что при виде хомута каждый и так понимал, что именно произошло.

#наука #история россии #история #семейные отношения #семья #свадьба #xix век

Подписывайтесь на мой сайт Ника Марш!

Лайки помогают развитию сайта!

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Зачем запрягали женщин.