Манифест цивилизационной идеологии. Часть 4: социология добра и зла

Часть 1: система ценностей
Часть 2: биология добра и зла
Часть 3: психология добра и зла

Элита общества состоит из людей, играющих, в зависимости от ситуации, роли двух типов, назовём их альфой и омегой.

Альфа-роль характеризуется эгоистичным стремлением к доминированию, преобладанием личных интересов над иерархией цивилизационных ценностей, жаждой личной власти.

Омега-роль характеризуется преобладанием общественных интересов над личными, принятием иерархии цивилизационных ценностей, использованием ресурса власти во благо цивилизации.

При преобладании альфа-ролей элита коррумпируется, теряет эффективность управления, может толкать свой народ на войну или иными способами тормозить или даже обращать вспять цивилизационное развитие. Элита всегда раздираема силами омега-добра и альфа-зла. От их количественного соотношения зависит, будет ли элита вести общество к процветанию, стагнации или деградации. Крайности альфы и омеги могут смешиваться и проявляться попеременно в различных ситуациях, как у отдельной личности, так и у социума в целом.

Война является величайшим злом, поскольку ведёт к гибели людей, разрушает достижения цивилизации, останавливает созидательную деятельность, угнетает биосферу. Народы никогда не заинтересованы в войне. Это альфа-элиты, движимые потребностью доминирования, жаждой ещё большей власти и богатства, толкают свои народы на взаимное уничтожение и открытое соперничество за ресурсы, используя пропаганду войны и агрессивного патриотизма, внушая образы врага и обещая лёгкие победы.

Пропаганда войны и образов врага. Работа «Us and Them» шотландского комиксиста Тома Голда.

Холодная или гибридная война также осуждается цивилизационной идеологией, как и любые умышленные действия, нацеленные на ослабление другой страны или народа. Сдерживание развития противоречит цивилизационным целям и ценностям. Национальные интересы никакой страны не могут простираться на территории других стран, входя в противоречие с их национальными интересами и стратегиями развития.

Подготовка к войне косвенно может быть благом для цивилизации. Наличие внешних угроз способствует сплочению социума и инновационному развитию (элита может эксплуатировать миф о внешней угрозе, чтобы держать население в тонусе). Наличие оппозиции или иных внутренних угроз способствует совершенствованию социальных институтов и выработке общественного консенсуса (саму элиту тоже необходимо держать в тонусе). Цивилизационная идеология призвана подсказывать стратегии развития, не нуждающиеся в поддержании такого рода угроз, а в идеале и любых негативных мотиваций для стимуляции созидательной деятельности.

Революция, как и война, является злом, если она приводит к разрушениям, гибели людей, длительной экономической депрессии и ухудшению качества элит. Революция способна ускорять цивилизационное развитие, однако в истории таких примеров относительно мало.

Цивилизованная революция происходит в умах.

Обратите внимание: Колодцы: 9 книг, где они - важная часть сюжета.

Её цели — постепенное и исключительно мирное изменение системы ценностей и культурного кода, повышение качества элит от альфы до омеги, запуск механизмов общественного консенсуса, синхронизация планов цивилизационного развития между обществом и элитами. Цивилизационная идеология вводит понятийный аппарат, необходимый для ведения открытого общественного диалога о цивилизационных ценностях, проблемах и препятствиях на пути цивилизационного развития.

Общественный консенсус — это выработанная с участием всех членов общества система сдержек и противовесов, законов, негласных правил и установок совести, в совокупности позволяющих цивилизации развиваться максимально эффективно. Консенсус становится естественным состоянием общества, когда в нём господствует цивилизационная идеология. Консенсус не бывает ни идеальным, ни окончательным. Установление консенсуса — это непрерывный динамический процесс.

Механизмы общественного консенсуса могут и должны быть разнообразными. Это господство цивилизационной идеологии, открытые общественные дискуссии, контролирующие общественные организации и профсоюзы, депутатские запросы и комиссии, открытые экспертные советы, прямые голосования и референдумы, местное самоуправление, и многое другое.

Совесть — это внутренний цензор, определяющий морально-этические нормы поведения для индивида, обусловленные эволюционным развитием человека как социального существа. Она отчасти отражает общественный консенсус, но подвержена сильной индивидуальной изменчивости. Что совестно одному, то не совестно другому. Совесть не есть нечто незыблемое. Она зависит от культурных традиций, ценностных установок, воспитания, роли человека и его ближайшего окружения в структуре социума.

Идеалы вполне могут быть недостижимыми. Идеал — это не конечная цель, не утопия и не демагогия, а способ обозначить направление развития. Идеалы могут противоречить друг другу, как, например, идеалы меритократии и равных возможностей, идеалы социального равенства и свободы предпринимательства, идеалы воспитания нового человека и гарантий прав личности. Во всех таких случаях необходим поиск компромисса и выработка общественного консенсуса.

Часть 5: политэкономия добра и зла

В следующих публикациях — оценка многих явлений нашей жизни с позиций цивилизационной идеологии.
Сайт создан ради общественного обсуждения и совместного поиска смыслов. Ради ваших комментариев!

#идеология #цивилизационная идеология #элита общества #общественный консенсус #война #холодная война #революция #совесть

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Манифест цивилизационной идеологии. Часть 4: социология добра и зла.

Система комментирования SigComments