Морейская экспедиция (франц. L’expédition de Morée) – военная интервенция Французской Королевской Армии на территорию полуострова Морея (Пелопоннес) в 1828-1833 годах, начавшаяся во время греческой войны за независимость 1821-1829 годов, с целью изгнания из региона османско-египетских оккупационных силы. Военную экспедицию сопровождала научная экспедиция по поручению Французской академии наук.
После падения Мессолонги в 1826 году европейские державы решили вмешаться в события, происходившие в Греции. Их главной целью было заставить Ибрагим-пашу, египетского союзника Османской империи, эвакуировать оккупированные регионы и Пелопоннес. Вмешательство началось с уничтожения турецко-египетского флота в Наваринском сражении 20 октябре 1827 года объединенными британской, французской и русской эскадрами. В августе 1828 года французский экспедиционный корпус численностью 15 тыс. человек во главе с генералом Николя-Жозефом Мезоном высадился на юго-западе Пелопоннеса.
Генерал Николя Жозеф Мезон, главнокомандующий экспедиционным корпусом с 1828 по 1829 годВ октябре французские войска взяли под свой контроль основные опорные пункты, все еще удерживаемые турецкими гарнизонами. После восьми месяцев пребывания в начале 1829 года основная часть войск вернулась во Францию, но французы сохраняли военное присутствие в этом регионе до 1833 года. Несмотря на отсутствие активных боевых действий французская армия понесла многочисленные потери, включая около 1500 умерших, в основном от эпидемий лихорадки и дизентерии.
Как и во время наполеоновской египетской кампании, когда военная кампания сопровождалась Комиссией по наукам и искусствам, научная комиссия (франц. Expédition scientifique de Morée) была прикреплена к французским войскам и передана под надзор трех академий Института Франции. Под руководством натуралиста и географа Жан-Батиста Бори де Сен-Винсента девятнадцать ученых, представляющих различные специальности в области естественной истории, археологии и архитектуры-скульптуры, совершили путешествие в Грецию в марте 1829 года. Большинство из них пробыли там девять месяцев. Их работа оказалась важной для дальнейшего развития нового греческого государства и, в более широком смысле, стала важной вехой в современной истории археологии, картографии и естественных наук, а также в изучении Греции.
Предпосылки к французской военной интервенции в Грецию
В 1821 году греки восстали против многовекового османского владычества. В начале революции они одержали множество побед и 1 января 1822 года провозгласили независимость. Однако эта декларация противоречила принципам Венского конгресса и Священного союза, которые обуславливали европейское равновесие, запрещая любые возможные изменения. В отличие от того, что произошло в других странах Европы, Священный союз не вмешался, чтобы остановить греческих повстанцев.
Национальное восстание вызвало недовольство Меттерниха, канцлера Австрийской империи и главного политического архитектора Священного союза. Франция, еще один активный член Священного союза, только что совершила интервенцию в Испанию, но в отношении Греции заняла двусмысленную позицию: при сохранении приверженности принципам Священного союза и участии в противодействии любым революциям, Париж считал либеральных греков прежде всего христианами, а их восстание против османов-мусульман имело оттенок некоего нового крестового похода. Великобритания, со своей стороны, была заинтересована в установлении контроля над регионом в той или иной форме, прежде всего потому, что он находился на пути в Индию. Россия, с воцарением императора Николая I перешла к прямой поддержке православных греков. Наконец, для всей Европы Греция была колыбелью западной цивилизации и искусства с древних времен.
Греческие победы оказались недолгими. Султан обратился за помощью к своему египетскому вассалу хеддифу Мухаммеду Али, который отправил своего сына Ибрагима-пашу (1789-1848) в Грецию с флотом и регулярным войском в 8 тыс. человек, а позже послал еще 25 тыс. солдат.
Шарль-Филипп Ларивьер «Ибрагим-паша аль Вали»Вмешательство Ибрагима оказалось решающим: большая часть Пелопоннеса была отвоевана в 1825 году; ключевой город Мессолонги пал в 1826 году; Афины были взяты в 1827 году. Единственными территориями, которые все еще удерживались греческими патриотами, были Нафплион, Мани, Гидра, Спецес и Эгина.
Сильное течение филелленизма развилось в Западной Европе, особенно после 1826 года и падения Миссолонги, где в 1824 году умер поэт лорд Байрон. Многие художники и интеллектуалы, такие как Франсуа-Рене де Шатобриан, Виктор Гюго, Александр Пушкин, Джоакино Россини, Гектор Берлиоз или Эжен Делакруа (в его картинах «Резня на Хиосе в 1824 году» и «Греция на руинах Миссолонги» в 1826 году), усилили поток симпатий к греческому делу в общественном мнении.
Благодаря активной деятельности русской агентуры в Париже, организизовавшей и финансировавшей широкомасштабную информационную компанию во французской прессе, общественное мнение Франции было настроено очень решительно и требовало от французского правительства немедленного и полномасштабного военного вмешательства в греческие дела с целью прекратить истребление османами христианского населения Греции.
Европейские державы в конце концов решили вмешаться в пользу Греции, «христианского авангарда» на Востоке, стратегическое положение которой в сдерживании мусульманской экспансии было очевидным для этих политических сил. По Лондонскому договору от 6 июля 1827 года Великобритания, Франция и Россия признали автономию Греции, которая оставалась вассальным государством Османской империи. Три державы согласились на ограниченное вмешательство, чтобы убедить Порту принять условия конвенции. Был предложен и принят план отправки морской экспедиции в качестве демонстрации силы. Впоследствии для оказания дипломатического давления на Константинополь был отправлен объединенный флот России, Франции и Великобритании.
Обратите внимание: Жером Бонапарт. Король Вестфалии. Брат Великого императора.
Битва при Наварине (20 октября 1827 года) привела к полному уничтожению турецко-египетского флота. Амбруаз Луи Гарне «Наваринское сражение 20 октября 1827 года»2 ноября 1827 года посланники Англии и Франции в Константинополе официально выразили Порте сожаления своих правительств по поводу произошедшего инцидента. Тем не менее в начале декабря 1827 года посланники Англии, Франции и России покинули Константинополь вследствие неуступчивости султана в «греческом вопросе».
В декабре 1827 года Францию с тайным визитом посетил генерал-адъютант граф Александр Иванович Чернышёв, 26 августа 1827 года назначенный товарищем начальника Главного штаба и управляющим военным министерством Российской Империи. В Париже генерал-адъютант А.И. Чернышёв встретился с министром иностранных дел Франции генералом Анж-Иасинт-Максансем де Дама де Кормайоном, бароном де Дама (франц. Ange Hyacinthe Maxence de Damas de Cormaillon, baron de Damas, 1785-1862), которого он знал еще как генерал-лейтенанта русской армии Максима Ивановича де Дамаса со времен наполеоновских войн. Русский специальный посланник вручил ноту своего правительства, в которой сообщалось, что в связи с политикой Константинополя, нарушающего все достигнутые ранее договоренности, ущемляющей интересы Российской Империи, а также в связи с многократными актами насилия в отношении подданых империи, если ответа на закономерные требования России не последует, Санкт-Петербург оставляет за собой право в ближайшие месяцы объявить войну Османской империи. Граф А.И. Чернышёв вручил Его Величеству Королю Франции Карлу X личное послание Его Величества Николая I, в котором российский император предложил Франции принять участие в ведении военных действиях против Оттоманской Порты в защиту христиан, которые в огромном числе уничтожаются в Турции.
Вопрос участия французской армии в предстоящих военных действиях управляющий военным министерством Российской Империи обсудил со своим французским визави военным министром Франции генералом Эме-Мари-Гаспаром, графом де Клермон-Тоннером (франц. Aimé Marie Gaspard de Clermont-Tonnerre, 1779-1865). Генерал-адъютант граф А.И. Чернышёв проинформировал главу военного ведомства Франции о возможной отправке русского экспедиционного корпуса на территорию Греции (есле это было не дезинформацией, то, учитывая проблему в обеспечении данного корпуса, – значительным преувеличением).
Генерал-адъютант граф Чернышёв Александр Иванович Генерал Анж-Иасинт-Максанс де Дама де Кормайон, барон де Дама Генерал Эме-Мари-Гаспар, граф де Клермон-ТоннерУчитывая прибытие в Грецию из России «Греческого легиона», французское военно-политическое руководство отнеслось к данной информации вполне серьезно. Кроме того, от французского военного агента в Санкт-Петербурге поступила информация, что в марте 1828 года из Кронштадта вышел отряд кораблей под флагом контр-адмирала Петра Ивановича Рикорда (1776-1855). По информации военного агента на корабли погрузился русский экспедиционный корпус. Это не соответствовало действительности. На кораблях перевозилось пополнение для русской эскадры в Средиземном море и несколько сотен греческих легионеров.
Вместе с тем, воинственные настроения французского общества и информация, свидетельствующая о возможной отправке в Грецию русского экспедиционного корпуса, ускорили принятие французским правительством решения о проведении военной экспедиции.
Получив из Санкт-Петербурга директиву от 21 марта (2 апреля) 1828 года Командующий русской эскадрой контр-адмирал Л.П. Гейден уведомил командующего британской эскадры вице-адмирала Эдварда Кодрингтона и командующего французской эскадры контр-адмирала Анри де Риньи о том, что с объявлением войны Российской Империей Оттоманской Порте Центральная и Восточная часть Средиземного моря от Туниса до Дурреса становятся морским театром военных действий и все турецкие корабли будут уничтожаться или захватываться. Кроме того, будут конфисковываться или затапливаться торговые суда, перевозящие турецкие войска, оружие, боеприпасы и продовольствие неприятельской армии, или доставляющие военные грузы для Турции.
Осознавая, что греки стремились уничтожить египетские войска за все злодеяния, совершенные ими на греческой земле, контр-адмирал Л.П. Гейден пришел к выводу, что для достижения скорейшей победы в войне предпочтительней устранить остатки египетской армии и флота с театра военных действий. Поэтому, он согласился на предложение британского и французского адмиралов провести переговоры с хедивом Мухаммедом Али о выходе Египта из войны. Но после объявления войны 26 апреля 1828 года предъявил ультиматум египетскому правителю об эвакуации египетской армии Ибрагима-пашы из Греции в течении двух недель.
Тем временем, после разгрома турецко-египетского флота в сражении под Наварином в октябре 1827 года, уничтожения в порту Александрии конвоя с боеприпасами, продовольствием и пополнением для египетской армии в результате рейда греческого флота в ноябре 1827 года, в результате установления блокады объединенным флотом, которая также помешала ему получить подкрепление и припасы Ибрагим-паша оказался в затруднительном положении. Кроме того, его албанские войска, которым он больше не мог платить, вернулись в свой вилаят.
6 мая 1828 года в Александрии было подписано соглашение между хедивом Египта Мухаммедом Али и британским адмиралом Эдвардом Кодрингтоном. По его условиям, Ибрагим-паша должен был эвакуировать свои египетские войска и оставить Пелопоннес оставшимся там турецким войскам (по оценкам европейцев до 1200 человек), но он отказался соблюдать соглашение, эвакуировать войска, и продолжал контролировать различные греческие регионы: Мессению, Наварин и Патры, а также несколько других опорных пунктов, и даже приказал вновь разрушить Триполицу.
Французское правительство Карла X начало сомневаться в своей политике в отношении Греции. Сам Ибрагим-паша отметил эту двусмысленность, когда встретился с генералом Мейзоном в июне 1828 года. В конце концов прогреческое либеральное движение, вдохновленное тем, что происходило тогда в Греции, начало развиваться во Франции. Чем дольше Франция ждала, чтобы действовать, тем более деликатным становилось ее положение по отношению к Меттерниху. Таким образом, ультрароялистское правительство решило ускорить события. Предложение отправить совместную сухопутную экспедицию было сделано Великобритании, которая отказалась вмешиваться напрямую. Между тем в апреле 1828 года Россия объявила войну Османской империи и ее военные победы тревожили Великобританию, которая не хотела, чтобы Российская Империя простиралась слишком далеко на юг, и вынудила ее не препятствовать интервенции Франции.
Другие части цикла: #imperator_eques
Теги записи: #альтернативная история #19 век #греция #μεγάλη_ελλάδα
Источник - http://alternathistory.com/velikaya-gretsiya-glava-vii-frantsuzskaya-ekspeditsiya-v-moreyu-1828-1833/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Цикл Император Рыцарь.. Imperator Eques. Подцикл великая Греция (Μεγάλη Ελλάδα). Глава xxxv. Французская экспедиция в Морею.