24 апреля (6 мая) 1826 года (День памяти святого великомученика Георгия Победоносца) в соответствии с секретным указом императора Николая I в Одессе из офицеров и нижних чинов русской армии греческого происхождения (официально уволенных с военной службы), а также греков, проживавших на территории Новороссии, изъявивших желание принять участие в Греческой освободительной войне, создан «Греческий легион» (греч. Ελληνική Λεγεώνα). Командиром легиона назначен генерал-майор Николай Георгиевич Маврос (1781-1868). К октябрю 1826 года численность легиона достигла 4 тыс. человек.
Предполагалось, что легион будет действовать на Дунайском театре военных действий, но в связи со сложившейся обстановкой батальоны легиона были передислоцированы в Ригу, где погружены на корабли, перевезены морем вокруг всей Европы. В октябре 1827 года «Греческий легион» высадился в Пелопонессе, став основой регулярной армии Греческого государства.
«Греческий легион»С началом турецкой войны 14 апреля 1828 года командование Дунайской армии столкнулось с массовым стремлением балканских хрестиан принять участие в военных действиях против своих многовековых угнетателей. Повелением императора Николая I были созданы греческий, болгарский и сербский легионы.
Первоначально «Греческий легион» II формирования был создан на основе греческого Балаклавского батальона (с началом войны развернутого в Греческий полк) в составе четырех пеших батальонов, двух конных сотен и артиллерийской роты (всего 6 тыс.) под командованием командира Балаклавского греческого батальона генерал-майора греческого происхождения Феодосия Ревелиоти (греч. Θεοδόσιος Δ. Ρεβελιώτης, 1771-1856). К завершению военных действий численность легиона возросла до 15 тыс., и он был переименован в «Греческий корпус» (греч. Ελληνικό Σώμα), в составе трех пеших бригад (по четыре батальона), конной бригады (четыре пятисотенных конных полка), под командованием полковника Георгия Матвеевича Кантакузена (1886-1857), и легкой артиллерийской бригады (3 легких артиллерийских роты) под командованием полковника Ликурга Ламбровича Качиони (1790-1863). В сентябре 1829 года кораблями Средиземноморской эскадры корпус был перевезен из Энеза в Беотию, где продолжил военные действия на завершающем этапе Греческой войны за независимость.
Именно войска этих греческих командиров, ранее состоявших на русской службе, стали основой создания регулярной греческой армии. После того, как британцы Кокрейн и Черч, француз Фавье полностью дискредитировали себя в глазах греков, инициатива полностью перешла к русским.
Создание греческой эскадры в России
Греческое государство для войны на море имело достаточно многочисленный флот, состоящий из вооруженных торговых кораблей. Греческие морские командиры активно реализовывали тактику крейсерской войны, а против линейных кораблей и фрегатов турецко-османского флота успешно применяли брандеры. Тем не менее, для завоевания господства на море греческому флоту на доставало больших боевых кораблей специальной постройки. Учтя негативный опыт строительства военных кораблей в САСШ, контр-адмирал Константин Юрьевич Патаниоти подал на высочайшее имя записку, с предложением на средства, собранные Греческим комитетом на государственных и частных верфях построить для Греции несколько кораблей классов фрегат и корвет. Император Николай I поддержал инициативу адмирала. Было принято решение построить на Охтинской верфи два фрегата типа «Спешный» (по 180 тыс. рублей серебром) и на частных верфях в Великом княжестве Финляндском четыре корвета типа «Гремящий» (по 75 тыс. рублей серебром).
В июне 1826 года на Охтинской верфи под руководством корабельного инженера Стокке Вениамина Фомича (1770-1837) были заложены два фрегата, получившие названия «Александр Великий» (греч. Μέγας Αλέξανδρος) и «Константин Великий» (греч. Μέγας Κωνσταντίνος). На Улеаборгской верфи в Або и Бьёрнеборгской верфи в Гельсингфорсе были заложены корветы «Ахиллес» (греч. Αχιλλέας), «Геракл» (греч. Ηρακλής), «Одиссей» (греч. Ὀδυσσεύς), «Персей» (греч. Περσεύς), общее руководство строительством которых было возложено на Александра Андреевича Попова (1788-1859), который 22 декабря 1826 года был произведён в штабс-капитаны и назначен корабельным инженером Балтийского флота. Строительством кораблей интересовался лично государь император, поэтому благодаря неустанной деятельности руководства работ, заинтересованности кораблестроителей в оказании помощи воющей Греции, своевременной поставке вооружения и материалов (иногда даже за счет строительства кораблей для русского флота), корабли были построены в кратчайшие сроки. «Александр Великий» был спущен на воду в мае 1827 года и готов к походу в июне того же года. «Константин Великий» был спущен на воду двумя неделями позже, но готов уже к 1 июня 1827 года. Финские корабелы, стремясь зарекомендовать себя с лучшей стороны, дабы в дальнейшем получать заказы от государства на строительство военных кораблей, построили корветы с отличным качеством за восемь месяцев, в феврале 1827 года.
Александр Карлович Беггров «Фрегат Меркурий»44-пушечный трёхмачтовый парусный фрегат Российского Императорского Флота «Патрикий» типа «Спешный» заложен 6 (18) февраля 1818 года на Соломбальской верфи. Строительство осуществлялось корабельным мастером Андреем Михайловичем Курочкиным. Спущен на воду 19 (31) июля 1819 года при личном присутствии императора Александра I. Основные характеристики: водоизмещение – около 1950 т; длина по верхней палубе – 48,6 м; ширина по мидель-шпангоуту – 12,7 м; осадка – 3,9 м. Вооружение – 44 24-фн орудия. Экипаж – 340/430 человек. В 1820 году в составе отряда перешел из Архангельска в Кронштадт и вошел в состав Балтийского флота. В 1823 и 1825 годах находился в практических плаваниях в Балтийском море. В реальной истории в 1826 в составе эскадры адмирала Р.В. Кроуна ходил в практическое плавание в Северное море до Доггер-банки.
Обратите внимание: Жером Бонапарт. Король Вестфалии. Брат Великого императора.
Выведен из состава флота и разобран в Кронштадте в 1829 году.44-пушечный трёхмачтовый парусный фрегат Российского Императорского Флота «Меркурий» типа «Спешный» заложен 31 июля (12 августа) 1819 года на Соломбальской верфи. Строительство осуществлялось корабельным мастером Андреем Михайловичем Курочкиным. Спущен на воду 31 мая (12 июня) 1820 года. Основные характеристики (аналогичны фрегату «Патрикий»). В 1820 году в составе отряда перешел из Архангельска в Кронштадт и вошел в состав Балтийского флота. В 1823 и 1824 годах находился в практических плаваниях в Балтийском море. 7 (19) ноября 1824 года во время наводнения «Меркурий» стоял в Военной гавани Кронштадта, но был сорван с якоря и отнесён на отмель к Северной стенке. С отмели фрегат был снят только 8 (20) июля 1825 года. В реальной истории 10 (22) июня 1827 года с эскадрой адмирала Сенявина фрегат вышел из Кронштадта, зашёл в Ревель, Копенгаген и 28 июля (9 августа) прибыл в Портсмут. После того, как эскадра контр-адмирала графа Л.П. Гейдена ушла в Средиземное море, 12 (24) августа эскадра Д.Н. Сенявина, в составе которой находился «Меркурий», вышла из Портсмута и 13 (25) сентября, прибыла в Кронштадт. В 1828 году в составе эскадры адмирала Д.Н. Сенявина, находился в практическом плавании в Балтийском море до бухты Кёге. Выведен из состава флота и разобран в Кронштадте в 1829 году.
Корвет типа «Гремящий» под флагом вспомогательных судов Российского Императорского Флота24-пушечный трёхмачтовый парусный бомбардирский корвет Российского Императорского Флота «Гремящий» заложен на Охтенской верфи 11 (23) августа 1821 года и после спуска на воду 30 июня (12 июля) 1822 года вошёл в состав Балтийского флота. Строительство совместно вели корабельные мастера Вениамин Фомич Стокке и Александр Андреевич Попов. Во время шторма и наводнения 7 (19) ноября 1824 года был сорван с якоря и отнесен к северной стенке Военной гавани Кронштадта, где выброшен на мель. 14 декабря был снят с мели. С октября 1826 года по май 1827 года подвергся тимберовке в Кронштадте. 2 (14) июня 1827 года принял участие в Императорском смотре эскадры адмирала Д.Н. Сенявина на Кронштадтском рейде. 22 июня вышел из Кронштадта в составе отряда капитана 1-го ранга И.Н. Бутакова и, прибыв в Портсмут, присоединился к эскадре Д.Н. Сенявина. 8 (20) августа в составе эскадры контр-адмирала графа Л.П. Гейдена ушёл из Портсмута по маршруту мыс Лизард – Гибралтар – Палермо – Мессина. 1 (13) октября, соединившись в районе острова Занте, с английской и французской эскадрами, эскадра взяла курс на Наваринскую бухту. 3-12 (15-22) октября корвет находился в крейсерстве у входа в Наваринскую бухту, при этом 8 (20) октября во время сражения блокировал выход из неё. 12 (24) октября, войдя в Наваринскую бухту, присоединился к эскадре Л.П. Гейдена и на следующий день вместе с ней ушёл из Наварина в Ла-Валлетту, куда прибыл к 27 октября (8 ноября). В феврале и марте 1828 года ходил в Неаполь, а к 17 (29) марта вернулся в Ла-Валлетту с Георгиевским флагом для корабля «Азов», присланным с курьером из России. 3 апреля в составе эскадры ушёл с Мальты в Архипелаг для блокады пролива Дарданеллы. В июне ходил в Ла-Валлетту за жалованьем для моряков эскадры. 7 августа вновь пришел в Ла-Валлетту и встал на ремонт. С октября по ноябрь 1828 года выходил в крейсерство в Средиземное море. В 1829 году корвет ушёл в Кронштадт, где был разобран в 1830 году.
Тем временем, в Кронштадте был учрежден 48-й отдельный флотский экипаж, в который были переведены офицеры и нижние чины русского флота греческого происхождения, а также зачислены греки, чины судовых команд торговых кораблей, изъявившие желание поступить на службу в греческий военный флот. К экипажу были приписаны однотипные строящимся корабли: фрегаты «Меркурий» и «Патрикий», корвет «Гремящий», на которых будущие греческие моряки проходили обучение. Командиром экипажа и одновременно отряда кораблей был назначен Михаил Николаевич Кумани (греч. Μιχαήλ Κουμάνης; 1770-1865) с присвоением чина контр-адмирала.
2 (14) июня 1827 года во время Императорского смотра эскадры адмирала Д.Н. Сенявина (1763-1831) на Кронштадтском рейде Николаю I был представлен отряд кораблей под командованием контр-адмирала Кумани, предназначенный для включения в состав греческого флота. Государь остался доволен как качеством постройки кораблей, так и подготовкой команд. Но, полагая состав отряда недостаточным, повелел включить в его состав два фрегата Балтийского флота, «Меркурий» и «Патрикий». Адмирал Д.Н. Сенявин выразил свое несогласие, но государь был непреклонен: «Если для балтийской эскадры это только два малых корабля, для греков – половина ударного флота».
10 (22) июня 1827 года Греческий отряд в составе четырех фрегатов типа «Спешный»: «Александр Великий», капитан-лейтенант Захар Андреевич Аркас (1793-1866); «Константин Великий», капитан-лейтенант Христофор Анастасьевич Метакса (1892-1852); «Меркурий», капитан-лейтенант Константин Александрович Герамуцо (1893-1853); «Патрикий», капитан-лейтенант Петр Петрович Алексиани (1891-1855); четырех корветов типа «Гремящий»: «Ахиллес», «Геракл», «Одиссей», «Персей»; восьми транспортов с чинами «Греческого легиона». Проследовав со стоянками в Бресте (Франция), Кадисе (Испания), Палермо (Сицилия), 22 октября 1827 года отряд кораблей вошел в порт и столицу греческого государства Нафплион (Греция). Корабли следовали под флагами вспомогательных судов Российского Императорского Флота, якобы для обеспечения действий эскадры под командованием контр-адмирала Гейдена, прибывшей на Средиземное море в соответствии с Лондонской конвенцией от 6 июля 1827 года, и только перед вступлением в греческие воды подняли флаги военного флота Греции, став его первой эскадрой. Теперь морская обстановка в Эгейском море диаметрально изменилась.
Другие части цикла: #imperator_eques
Теги записи: #альтернативная история #μεγάλη_ελλάδα #19 век #греция
Источник - http://alternathistory.com/velikaya-gretsiya-glava-vi-pravitelstvo-kapodistrii-1827-1832/#formirovanie-grecheskih-vojsk-v-rossii
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Цикл Император Рыцарь.. Imperator Eques. Подцикл великая Греция (Μεγάλη Ελλάδα). Глава xxix. Создание греческой армии и флота.